Семинар-практикум "Стресс и его последствия"
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов "Стресс и его последствия"
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодняшняя наша встреча посвящена теме: «Стресс и его последствия».
- В начале давайте поприветствуем друг друга. (садимся в круг игра «Комплимент» -Привет, … ты сегодня очень красивая и т.д.)
- Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших дней. Но, к сожалению, в повседневной жизни и на рабочем месте нам не удается избежать неприятностей (проблемы в семье, отношения с близкими людьми, проблемы на работе, постоянное переутомление и т. д.). Часто бывает, что мы бываем совершенно не готовы к таким ударам судьбы и не в состоянии вовремя прийти в себя и достойно их встретить. И именно тогда начинаются наши проблемы со здоровьем, причем болеть начинает и душа и тело…
Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тревогу, чувство тоски и беспомощности. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называют стресс.
Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными
переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.
Причины возникновения стресса:
рабочие обязанности;
перегрузки, связанные с учебой;
потеря работы;
материальные трудности;
проблемы, вызванные с взаимоотношениями с близкими людьми;
болезнь;
боязнь ответственности;
завышенные требования к себе;
боязнь перемен;
разногласия на работе, конфликты.
Последствия стрессовых ситуаций:
А) Эмоциональные изменения:
- беспокойство;
- возбужденность;
- страхи и фобии;
Б) Поведенческие изменения:
- проблемы концентрации;
- стеснительность;
- проблемы общения;
- низкая производительность труда.
В) Проблемы со здоровьем:
- учащенный пульс;
- повышенная потливость;
- боли в области желудка;
- расстройство функций кишечника и желудка.
Индивидуальная реакция человека в стрессовых ситуациях зависит от его типологических особенностей: темперамента, характера, типа НС.
Положительное действие стресса:
-мобилизует внутренние резервы организма;
- способствует активизации способностей человека;
Отрицательное действие стресса:
- дистресс: полная дезорганизация деятельности человека.
«Все болезни от нервов» … так ли это? Можно с уверенностью сказать, что именно так. Существует целое направление в медицине, которое изучает данные проблемы и называется оно психосоматической медициной.
Специалисты этой медицины объясняют многие болезни, такие как язву, инфаркт, влиянием стрессогенных факторов на организм человека. Но жизнь не может быть монотонной, от неприятностей нам никуда не деться. К сожалению, если мы будем гнать проблемы от себя, тем больше мы будем в них погружаться. Что же делать в создавшейся ситуации?
Необходимо менять свое отношение к стрессу или изменить саму стрессовую ситуацию (прогнозирование, планирование, переоценка.
Проведем небольшой тест:
Ответьте утвердительно - «да» или отрицательно «нет» на каждые приведенные ниже вопросы:
1. В последнее время вы часто испытываете страх?
2. Ощущаете ли вы себя несобранным?
3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем- то одном?
4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?
5. Трудно ли вам заснуть?
6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?
7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?
8. Вам часто снятся кошмары?
9. Вы ощущаете потерю аппетита?
10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?
11. Часто ли вы ощущаете учащение пульса?
12. Чувствуете ли вы усталость, проснувшись утром?
- Если Вы на половину вопросов ответили утвердительно, то вы близки к стрессовому состоянию.
Как выйти из состояния стресса?
1. Общение с близкими и друзьями поможет справится со сложной ситуацией.
2. Можно описать вашу проблему и вынести ее на бумагу, тогда на душе становится легче.
3. Обратиться к специалисту, к психологу, который поможет взглянуть на ситуацию со стороны.
4. Проведение ауторелаксационных упражнений (саморасслабление, саморегуляция).
Техники релаксации не требуют больших усилий и навыков и доступна каждому. Оставшись наедине с собой, попробуйте отключиться от внешних раздражителей, постарайтесь сосредоточиться на своем дыхании, примите удобную для вас позу, закройте глаза и расслабьтесь. Просто почувствуйте свой вдох и выдох. Когда почувствуете, что владеете своим дыханием и своими мыслями, сформулируете несколько фраз типа: «Я спокоен…», «»Я все могу…», «Я владею ситуацией…». Лучше, если фразы будут содержать конкретные действия в позитивном ключе. Повторите эти фразы несколько раз.
Упражнение 1. “Внутренний луч”
Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность...
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают
брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и воспитанниками.
Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.
Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
Упражнение 2. "Пресс"
Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний контроль после работы.
Суть упражнения состоит в следующем. Воспитатель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение 3. "Мария Ивановна".
Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.
Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, сруководством. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.
Упражнение 4. "Голова"
Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у педагога “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад.
Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 5. “Я - ребенок”
Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.
Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство
внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.
Еще один хороший способ борьбы - это переключение. Необходимо заняться чем-то противоположным. Выбор за вами!
Если вы почувствуете хоть толику оптимизма - это уже хорошо.
К сожалению, стресс неотъемлемая часть нашей жизни и способов борьбы с ним множество. Но есть ряд универсальных правил:
1. Воспринимайте жизнь, такой как она есть. Старайтесь объективно оценивать события и помните, что каждый человек индивидуален, он волен поступать так, как считает нужным.
2. Умейте «защищаться», когда вас пытаются «окунуть» в стресс».
3. Боритесь с комплексами. Возьмите на заметку формулу: «Я хозяин своей жизни».
4. Умейте предугадывать неприятности.
5. Любите себя.
Быть счастливым в силах каждого.
Уметь противостоять стрессам - одно из условий счастья. У многих
это получается. Вы с этим тоже справитесь!
Спасибо за внимание!
http://zodorov.ru/stress-ego-posledstviya-i-puti-preodoleniya.html