неделя ко Дню Толерантности
историческая справка, инсценироква "Сказа о Счастье", просмотр соц роликов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 41.85 КБ |
zhit_v_mire_i_soglasii_s_soboy_i_drugimi.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Неделя внеклассных мероприятий, посвященные Международному дню Толерантности «Жить в мире с собой и другими» с учащимися школы (9-16 лет).
Цели:
познакомить учащихся с понятием «толерантность».
Задачи:
- Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.
- Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.
Оборудование занятия: компьютер, проектор, экран, социальные ролики, тексты стихотворений, листы А4 с напечатанными лозунгами толерантной личности, презентация, ручки, стикеры, реквизиты для сказок, плакат «Дерево толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:
Оформление кабинета: мероприятие проводится в актовом зале, на стендах размещены плакаты и рисунки детей.
Продолжительность занятия: каждое мероприятие проводится по плану в течение четырех дней, по 45 -50 минут.
План недели Толерантности проходит четыре дня.
1й день | Вступительная беседа, историческая справка. Инсценировка «Сказка о счастье» |
2й день | Конкурс рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии» Инсценировка «Кошкин дом» |
3й день | Просмотр социальных роликов, чтение стихотворения «Толерантность» |
4й день | Заключительное занятие. Подведение итогов конкурса рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии» |
1 й день «Недели толерантности»
Педагог-психолог:
«Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков малознакомое нам до недавнего времени слово «толерантность».
А что оно означает, знаете? (выслушать мнение учащихся).
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся)
Хорошо или плохо, что все мы разные? (ответы учащихся)
Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга. И сегодня мы с вами будем говорить именно о том, что мы разные, но как важно, чтобы мы были едины.
Итак, ребята наша встреча посвящена Всемирному дню толерантности, который будет проходить 16 ноября (слайд №1). Всю неделю мы будем встречаться, и обсуждать проблемы толерантности, узнаем, откуда произошел этот термин.
Историческая справка:
Оказывается, на рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Тайлеран Перигор (слайд №2). Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) он оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. А сейчас, ребята покажут вам сказку.
Сказка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Итак, мы с вами посмотрели сказку, и у этой сказки очень глубокий смысл, и конечно она очень тесно связано с темой нашей встречи – толерантностью.
Вопросы к учащимся:
1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? (ответы детей: циничным, высокомерным, дерзким, бездушным, резким, слабовольным)
2. Как вы думаете, почему изменился король?
3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
4. Чему нас учит эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
«Ребята, сегодня мы начинаем неделю Толерантности, и все школьникам, учителям предлагается взять каждому по стикеру - листочку и написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске прикреплен ствол дерева толерантности. Это дерево останется с нами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»
2 й день «Недели толерантности»
Конкурс рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии». На стенде вывешивается плакат «Дерево толерантности» и в течение нескольких дней педагоги и ученики дополняют его надписями.
Дети и подростки рисуют плакаты и рисунки и размещаются на стенде.
В актовом зале дети смотрят сказку. Инсценировка сказки «Кошкин дом» (слайд №3).
Автор: Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
1 ребенок: Здравствуйте, друзья!
Мы рады встрече с Вами.
Мы – это девчонки и мальчишки,
Песенки и книжки,
И, конечно я!
2 ребенок: Мы – это слово короткое очень,
Но нет слова волшебнее его.
В нём, между прочим,
Две буквы всего!
Вместе: Мы – звонче слова в мире нет!
Мы – это песня и рассвет.
Мы – это значит, ты и я!
Мы – значит, встретились друзья!
1 ребенок Торопись, честной народ,-
В гости кошка к нам идёт!
2 ребенок Добры люди, поспешите,
Нашу сказку посмотрите.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Тили – бом, тили бом,
Открываем Кошкин дом. (Входит кошка, кот, 2 котенка)
1 ребенок Мадам, мы рады видеть Вас!
Кошка. Я к вам заехала на час.
Я, кошка старая и кот,
Привратник мой – Василий,
Не покладая лап и сил
Племянников растили.
Уже котята подросли,
Я вывожу их в свет.
Но об истории своей
Забыть не хватит лет.
Когда мой дом сгорел дотла,
Я много испытала.
Скиталась, нищею была,
Друзей всех потеряла.
Для нас не отворили дверь
Ни свиньи, ни коза.
А вот с котятами с тех пор
Я хорошо жила.
Я поняла, что доброта
Все открывает двери,
Что иногда себя ведут и люди, будто звери.
Кот: Друзья, сердца откройте в мир,
Не бойтесь доброты.И станут, счастливы тогда
Бездомные и вы.
Кошка: Я всех стараюсь обогреть,
Дать всем чуть- чуть тепла.
И с этой целью я сейчас
На праздник к вам пришла!
И если в жизни не везёт,
Ко мне спешите в дом.
Я постараюсь вам помочь,
Решим вопрос вдвоём.
Не огорчайтесь! Никогда
Не опускайте лап!
И помните: беда идёт к тому,
Кто духом слаб.
1 котёнок: Пожалуйста, прошу вас всех,
И взрослых, и детей,
Поверьте, красота спасёт
От войн и от смертей!
2 котёнок: Красиво можно рисовать!
Красиво петь и шить!
Но можно, вопреки всему,
Красиво, дружно жить!
1 котёнок: Мы в школе учимся такой,
Где мир и красота
Нас учат там всему – всему
От лап и до хвоста!
1 ребёнок: Мы знаем:
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
2 ребёнок.
Кружится планета, большая планета,
Ладонями солнца она обогрета.
Но греют планету, намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
3 й день «Недели толерантности»
Просмотр социальных роликов, чтение стихотворения «Толерантность» (слайд №4).
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны
Русские и украинцы, башкиры и татары
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
4 й день «Недели толерантности»
Педагог – психолог: Я рада снова видеть вас, ребята!
Предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.
- «Хлопните в ладоши, кто сегодня умывался»
- «Помашите рукой все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
- «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
- «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
- «Топните те, кто пришел в школу пешком»
- «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
- «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
- «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
- «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»
Упражнение «Приветственное письмо»
Педагог – психолог: «Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в мешочек. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече»
«Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие? Готовы ли вы продолжать нашу беседу?»
Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они чем то отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы продолжим разговор о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Давайте вспомним, что это такое толерантность? (ответы детей: это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения).
Мы говорили, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (слайд № 5-6, ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.)
Упражнение «Давайте пофантазируем...» Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Дети читают стихотворение
Толерантность. Что это такое? –
Коли спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Выявляют что-то, где-то,
Веселятся дружно. Нет нужды
Остерегаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Щемиться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Педагог – психолог: «Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас (слайд№7).
Все мы разные, но все мы равные. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными, чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
А мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. Давайте посмотрим, если я толерантный – значит… (выходят дети и держат листы А4 с напечатанными словами).
Я- терпимый и терпеливый
Я -считающийся с чужими мнениями и интересами;
Я -умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
Я - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
Я -уважающий окружающих и уважаемый ими;
Я - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
Я - заботливый, сострадающий, поддерживающий;
Я -патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании
Я - человек, берегущий природу и культуру;
Я - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Педагог – психолог: Хорошо. А как вы думаете, что значит толерантная страна? Толерантная Россия?
Да, наша страна толерантная и тому есть пример. Третий раз Россия принимает гостей на фестиваль молодежи и студентов (слайд №. 8,9,10). Затем демонстрируется фрагмент встречи президента с участниками фестиваля.
В моей России…(выходят дети и держат листы А4 с напечатанными предложениями).
-власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
-народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
-все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
-страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Просмотр фрагмента интервью президента России с участниками фестиваля студентов и молодежи в г. Сочи. (слайд№11)
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 2 минуты.
Инструкция: «Ведущий походит к каждому ребенку дает мягкую игрушку и говорит незавершенную фразу, которое ребенок должен закончить.
- На занятии мне понравилось…
- Я считаю полезным…
- Я буду вспоминать…
- Мне очень понравилось…
- У меня вызвало затруднение…
- На занятии я узнал новое…
- Я буду применять в своей жизни…
Вместе вырастили свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
Использованные ресурсы и литература:
- http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
- http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
- http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
- http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm
- http://tolerance.fio.ru/forum.php
- http://www.tolz.ru/library/?id=649
- http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475
- http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html
- http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
- http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html
- http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY
- Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания // Справочник классного руководителя. – 2008. - № 10. – С. 53 – 63.
- Декларация принципов толерантности, утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. – М., 1995
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000.
- Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 200
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толерантность - это гармония в многообразии .
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году
XII Всемирный фестиваль молодежи и и студентов в 1985
XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 2017 году
Толерантность Прощение Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание