неделя ко Дню Толерантности

Удовиченко Валерия Николаевна

историческая справка, инсценироква "Сказа о Счастье", просмотр соц роликов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx41.85 КБ
Office presentation icon zhit_v_mire_i_soglasii_s_soboy_i_drugimi.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Неделя внеклассных мероприятий, посвященные Международному дню Толерантности «Жить в мире с собой и другими» с учащимися школы (9-16 лет).

Цели:

познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Задачи:

  • Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.

Оборудование занятия: компьютер, проектор, экран, социальные ролики, тексты стихотворений, листы А4 с напечатанными лозунгами толерантной личности, презентация, ручки, стикеры, реквизиты для сказок, плакат «Дерево толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:

Оформление кабинета: мероприятие проводится в актовом зале, на стендах размещены плакаты и рисунки детей.

Продолжительность занятия: каждое мероприятие проводится по плану в течение четырех дней, по 45 -50 минут.

План недели Толерантности проходит четыре дня.

1й день

Вступительная беседа, историческая справка.

Инсценировка «Сказка о счастье»

2й день

Конкурс рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии»

Инсценировка «Кошкин дом»

3й день

Просмотр социальных роликов, чтение стихотворения «Толерантность»

4й день  

Заключительное занятие. Подведение итогов конкурса рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии»

1 й день «Недели толерантности»

Педагог-психолог:

«Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков малознакомое нам до недавнего времени слово «толерантность».

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение учащихся).

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (ответы учащихся)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга. И сегодня мы с вами будем говорить именно о том, что мы разные, но как важно, чтобы мы были едины.

Итак, ребята наша встреча посвящена Всемирному дню толерантности, который будет проходить 16 ноября (слайд №1). Всю неделю мы будем встречаться, и обсуждать проблемы толерантности, узнаем, откуда произошел этот термин.

Историческая справка:

Оказывается, на рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Тайлеран Перигор (слайд №2). Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) он оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. А сейчас, ребята покажут вам сказку.

Сказка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» - 

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел – 

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, - 

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова – 

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой – 

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице, 

Как ясный день, сияет!

Итак, мы с вами посмотрели сказку, и у этой сказки очень глубокий смысл, и конечно она очень тесно связано с темой нашей встречи – толерантностью.

Вопросы к учащимся:

1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? (ответы детей: циничным, высокомерным, дерзким, бездушным, резким, слабовольным)

2. Как вы думаете, почему изменился король?

3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

4. Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

«Ребята, сегодня мы начинаем неделю Толерантности, и все школьникам, учителям предлагается взять каждому по стикеру - листочку и написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске прикреплен ствол дерева толерантности. Это дерево останется с нами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

2 й день  «Недели толерантности»

Конкурс рисунков и плакатов «Жить в мире и согласии». На стенде вывешивается плакат «Дерево толерантности» и в течение нескольких дней педагоги и ученики дополняют его надписями.

Дети и подростки рисуют плакаты и рисунки и размещаются на стенде.

В актовом зале дети смотрят сказку. Инсценировка сказки «Кошкин дом» (слайд №3).

Автор: Придумано кем–то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится 

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

1 ребенок: Здравствуйте, друзья!

Мы рады встрече с Вами.

Мы – это девчонки и мальчишки, 

Песенки и книжки,

И, конечно я!

2 ребенок: Мы – это слово короткое очень,

Но нет слова волшебнее его.

В нём, между прочим,

Две буквы всего!

Вместе: Мы – звонче слова в мире нет!

Мы – это песня и рассвет.

Мы – это значит, ты и я!

Мы – значит, встретились друзья!

1 ребенок Торопись, честной народ,-

В гости кошка к нам идёт!

2 ребенок Добры люди, поспешите,

Нашу сказку посмотрите.

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Тили – бом, тили бом, 

Открываем Кошкин дом. (Входит кошка, кот, 2 котенка)

1 ребенок Мадам, мы рады видеть Вас!

Кошка. Я к вам заехала на час.

Я, кошка старая и кот,

Привратник мой – Василий,

Не покладая лап и сил

Племянников растили.

Уже котята подросли,

Я вывожу их в свет.

Но об истории своей

Забыть не хватит лет.

Когда мой дом сгорел дотла, 

Я много испытала.

Скиталась, нищею была,

Друзей всех потеряла.

Для нас не отворили дверь

Ни свиньи, ни коза.

А вот с котятами с тех пор

Я хорошо жила.

Я поняла, что доброта

Все открывает двери,

Что иногда себя ведут и люди, будто звери.

Кот: Друзья, сердца откройте в мир,

Не бойтесь доброты.И станут, счастливы тогда

Бездомные и вы.

Кошка: Я всех стараюсь обогреть,

Дать всем чуть- чуть тепла.

И с этой целью я сейчас

На праздник к вам пришла!

И если в жизни не везёт, 

Ко мне спешите в дом.

Я постараюсь вам помочь,

Решим вопрос вдвоём.

Не огорчайтесь! Никогда

Не опускайте лап!

И помните: беда идёт к тому,

Кто духом слаб.

1 котёнок: Пожалуйста, прошу вас всех,

И взрослых, и детей,

Поверьте, красота спасёт 

От войн и от смертей!

2 котёнок: Красиво можно рисовать!

Красиво петь и шить!

Но можно, вопреки всему,

Красиво, дружно жить!

1 котёнок: Мы в школе учимся такой,

Где мир и красота

Нас учат там всему – всему

От лап и до хвоста!

1 ребёнок: Мы знаем:

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2 ребёнок. 

Кружится планета, большая планета,

Ладонями солнца она обогрета.

Но греют планету, намного теплей

Улыбки и смех разноцветных детей.

3 й день «Недели толерантности»

Просмотр социальных роликов, чтение стихотворения «Толерантность» (слайд №4).

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

4 й день «Недели толерантности»

Педагог – психолог: Я рада снова видеть вас, ребята!

Предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.

  • «Хлопните в ладоши, кто сегодня  умывался»
  • «Помашите рукой  все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
  • «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
  • «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
  • «Топните те, кто пришел в школу пешком»
  • «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
  • «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
  • «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
  • «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»

Упражнение «Приветственное письмо»

Педагог – психолог: «Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в мешочек. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече»

«Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие? Готовы ли вы продолжать нашу беседу?»

Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они чем то отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы продолжим разговор о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас. 

Давайте вспомним, что это такое толерантность? (ответы детей: это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения).

Мы говорили, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (слайд № 5-6, ответы учащихся: языком, религией, национальностью, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом.)

Упражнение «Давайте пофантазируем...» Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Дети читают стихотворение

Толерантность. Что это такое? –

Коли спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Выявляют что-то, где-то,

Веселятся дружно. Нет нужды

Остерегаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Щемиться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

Педагог – психолог: «Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас (слайд№7).

Все мы разные, но все мы равные. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными, чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

А мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. Давайте посмотрим, если я толерантный – значит… (выходят дети и держат листы А4 с напечатанными словами).

Я- терпимый и терпеливый

Я -считающийся с чужими мнениями и интересами;

Я -умеющий решать конфликты путем убеждения и   взаимопонимания;

Я - приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

Я -уважающий окружающих и уважаемый ими;

Я - уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

Я - заботливый, сострадающий, поддерживающий;

Я -патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании

Я - человек, берегущий природу и культуру;

Я - трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Педагог – психолог: Хорошо. А как вы думаете, что значит толерантная страна? Толерантная Россия?

Да, наша страна толерантная и тому есть пример. Третий раз Россия принимает гостей на фестиваль молодежи и студентов (слайд №. 8,9,10). Затем демонстрируется фрагмент встречи президента с участниками фестиваля.

В моей России…(выходят дети и держат листы А4 с напечатанными предложениями).

-власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;

-народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

-все граждане – патриоты своей страны, свободные,  уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;

-страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя  мир и дружбу во всем мире.

Просмотр фрагмента интервью президента России с участниками фестиваля студентов и молодежи в г. Сочи. (слайд№11)

Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Необходимое время: 2  минуты.

Инструкция:  «Ведущий походит к каждому ребенку дает мягкую игрушку и говорит незавершенную фразу, которое ребенок должен закончить.

  • На занятии мне понравилось
  • Я считаю полезным…
  • Я буду вспоминать…
  • Мне очень понравилось…
  • У меня вызвало затруднение…
  • На занятии я  узнал новое…
  • Я буду применять  в своей жизни…

Вместе вырастили свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

Использованные ресурсы и литература:

  1. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
  2. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
  3. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
  4. http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm
  5. http://tolerance.fio.ru/forum.php
  6. http://www.tolz.ru/library/?id=649
  7. http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475
  8. http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html
  9. http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
  10. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  11. http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html
  12. http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY
  13. Никулина О.В. Формирование основ толерантного сознания // Справочник классного руководителя. – 2008. - № 10. – С. 53 – 63.
  14. Декларация принципов толерантности, утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. – М., 1995
  15. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  16. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
  17. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  18. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М: Генезис, 2000.
  19. Харрис Т.Э. Я — ОК, ты — ОК. — М.: Академия, 200


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16 ноября Международный День толерантности

Слайд 4

Толерантность - это гармония в многообразии .

Слайд 8

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году

Слайд 9

XII Всемирный фестиваль молодежи и и студентов в 1985

Слайд 10

XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 2017 году

Слайд 11

Толерантность Прощение Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание