Тренинг психолога для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Шаблина Наталья Владимировна

Тренинг психолога для педагогов "Тимбилдинг или занятие по командообразованию"

Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.

Задачи тренинга:

- Создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);

- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).

- Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).

В занятии используются такие приемы как:

- Моделирование ситуаций;

- Игровые моменты и их анализ;

- Активная обратная связь;

- Обсуждение значимости темы;

- Прослеживание участниками стратегий личного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_komandoobrazovanie.docx175.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

"Квадрат, круг, треугольник, спираль"(2 мин.)

"Квадрат, круг, треугольник, спираль"

 План действий

1 Подготовить четыре листа формата А3-А4.

2 На листах нарисовать фигуры: круг, квадрат, треугольник и спираль.

3 Развесить листы с нарисованными фигурами в разных местах комнаты, в которой происходит тренинг.

4 Дать инструкцию участникам тренинга подойти к листу с той фигурой, которая им нравится более всего.

5 Разъяснить участникам тренинга интерпретацию фигур.

6 Для каждой из образовавшихся таким образом команд дать задание составить список рекомендаций для всей группы с учётом особенностей каждой группы.

Описание метода (креативного решения)

Подготовительные шаги к этому упражнению на формирование команды заключаются в том, что тренеру понадобится подготовить 4 листа бумаги. На одном листе фломастером рисуется круг, на другом квадрат, на следующем листе - треугольник, и, на четвертом - спираль.

Эти четыре листа развешиваются в разных местах комнаты. После чего участникам тренинга дается инструкция - выбрать фигуру, которая нравится больше всего и занять место рядом с этой фигурой.

После того как вся группа распределится по четырём зонам возле каждого листа с соответствующей фигурой, тренер объясняет психологическое значение каждого символа.

Квадрат - отвечает за поддержание порядка и структуры.

Треугольник - помогает достигать результатов.

Круг - отвечает за формирование хороших человеческих отношений.

Спираль - помогает быть творческим и создавать новые идеи. 

Для каждой группы назначаются следующие задания:

 Те участники, которые выбрали круг, умеют хорошо взаимодействовать с окружающими и строить отношения. В соответствии с этой предрасположенностью, эта группа людей размышляет на вопрос о том, как внутри всей группы наладить хорошие взаимоотношения, чтобы команда была сплочённой, а климат в коллективе оставался тёплым и настрой позитивным.http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/krug.png

http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/kvadrat.png

 Те, кто выбирает квадрат, наиболее успешны в поддержании порядка и структуры. Самое важное для них – выполнение правил. Чтобы правила существовали, и чтобы эти правила выполнялись. В соответствии с этим, группа «квадрат» придумывает такие правила и нормы для своей команды, которые помогут поддерживать в ней порядок и структуру.

http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/treugolnik.png

Ну а кто выбирает треугольник – это люди, знающие толк в том как ставить цель и как её достигать. Поэтому группа «треугольник» думает о том, какие цели может выбрать для себя группа, и каким образом этих целей можно достичь наиболее эффективным образом.

В группе «спираль» собираются обычно по-настоящему творческие натуры, зачастую несколько оторванные от реальности. Наиболее сильным качеством этой группы является способность творить, создавать новое. Поэтому этой подгруппе даётся задание придумать то, как всей команде стать максимально творческой и быстро реагировать на внешние изменения.http://www.planerka.info/Content/UserContent/image/spiral.png

 Те, кто знаком с элементами стихий, наверняка сразу уловили очевидную параллель с элементами данного упражнения на формирование команды.

Так, квадрату соответствует стихия Земли (логика).
Кругу соответствует стихия Воды (эмоции).
Треугольник - это Огонь (воля).
Спираль - стихия Воздуха (ум и интуиция).

Роли и их вклад.

Характеристики исполнителей ролей.

Ведущий (Chairman).

  • Распределяет задачи.
  • Знает, когда делегировать ответственность в группу, а когда принять на себя.
  • Спокойный, уверенный в себе, управляемый.
  • Способность без предубеждения оценивать достоинства всех предложений.
  • Сильная мотивация достижения целей.

Мотиватор (Shaper).

  • Зачинщик мероприятий, постоянно тянет команду за собой.
  • Вытаскивает группу из рутины.
  • Часто достигает очень высокого темпа.
  • Использует разнообразные подходы к делу.
  • Отзывчивый, динамичный.
  • Внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью.
  • Склонность к недовольству, раздраженности и нетерпению.

Контролер (Completer / Finisher).

  • Доводит деятельность до продукта.
  • Избавляет команду от ошибок.
  • Обращает внимание на требующего этого вещи.
  • Стремится получить наилучший результат из возможных.
  • Организованный, добросовестный, эмоционально неустойчивый.
  • Стремление добиваться совершенства во всем.
  • Тенденция беспокойства по поводу мелочей.

Генератор идей (Plant).

  • Выдвигает новые идеи, пути решения поставленной задачи.
  •  Индивидуалист.
  • Креативен, талантлив, обладает высокой нестандартностью и гибкостью мышления.
  • Устремлен к творчеству.
  • Недооценивает практические детали.

Реализатор (Company Worker).

  • Претворяет идеи в практические дела.
  • Дисциплинированный, надежный, предусмотрительный.
  • Консервативный, исполнительный.
  • Обладает выраженными организаторскими способностями.
  • Практичный.
  • Недостаток гибкости, невосприимчивость к непроверенным идеям.

Аналитик (Monitor Evaluator).

  • Привержен лучшей идее, а не собственной.
  • Способен оценить конкурирующие предложения.
  • Благоразумный, предусмотрительный.
  • Стратегично мыслит.
  • Рассудительность, проницательность, хорошие умственные способности.
  • Не умеет мотивировать других.

Гармонизатор (Team Worker).

  • Разряжает обстановку, сглаживает противоречия между «трудными» личностями и помогает им конструктивно сосуществовать в одной команде, направляя их в конструктивное русло.
  • Социально ориентированный, спокойный, чувствительный.
  • Способен нести ответственность за людей и отвечать за ситуацию, создавать и поддерживать командный дух.

Изыскатель (Resource Investigator).

  • Обнаруживает новое во внешней среде: идеи, ресурсы.
  • Налаживает полезные внешние контакты и проводит переговоры.
  • Хорошо контактирует с людьми и разрабатывает что-то новое.
  • Теряет интерес к работе, когда проходит ее первоначальная привлекательность.

вам

http://www.bkworld.ru/netcat_files/Image/2-2008/otlichiya_1.jpg

 

    .

Список литературы

1. Безрукова Е.Ю., Блинова Ю.В., Лямин А.В., Жуков Ю.М. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство "Речь", 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования. СПб.: Речь, 2004.

4. Иванов М.А. Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2003.

5. Полтинина О. Командообразование. Вид сверху. // www.arsenal-hr.ru

6. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Концепция, диагностические методики, игры. М.: Генезис, 2003.

7. Сартан Г. Командообразование: боязнь глубины //Управление компанией. 2005.