семинар - практикум для педагогов "Роль слова и влияние установки на развитие ребенка"

Шаблина Наталья Владимировна

Данный материал предназначен для осознание влияния слова и установок на развитие ребенка.

Способствует:

  • повышению психологической компетентности педагогов;
  • показывает важность слова и установок в процессе воспитания и развития ребенка;
  • выявляет и корректирует неадаптивные установки;
  • развивает командное взаимодействие;
  • помогает овладеть навыками позитивного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_slova_i_ustanovki_na_razvitie_rebenka_2.docx46.24 КБ

Предварительный просмотр:

Роль слова и влияние установки на развитие ребенка

Цель: осознание влияния слова и установок на развитие ребенка.

Задачи:

  • повысить психологическую компетентность педагогов;
  • показать важность слова и установок в процессе воспитания и развития ребенка;
  • выявить и скорректировать неадаптивные установки;
  • развивать командное взаимодействие;
  • овладеть навыками позитивного общения.

Материалы: салфетки, карточки с фразами, листы с установками, бумага простая, карандаши, фломастеры, ткань или ватман зеленый, булавки 10 шт., диск с релаксационной музыкой.

Ход семинара:

Уважаемы коллеги! В начале нашей встречи я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Салфетки»:

Цель: в игровой форме напомнить коллегам, что все мы разные.

Перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- оторвите (отрежьте) правый уголок;

- разверните салфетку.

Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

Упражнение «Мои самооценки»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

А насколько мы похожи или не похож друг на друга, поможет узнать следующее упражнение:

Задания:

  • если вы считаете, что каждое слово в процессе общения играет важную роль в развитии ребенка, хлопните в ладоши;
  • если вы стараетесь говорить только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если вы считаете, что не только слова помогают общению с окружающими, то цокните языком;
  • если вы знаете, что у всех ваших детей большой потенциал и они заслуживают хорошего отношения, подпрыгните;
  • если вы считаете, что переживаемые вами отрицательные эмоции могут негативно влиять на детей, кивните головой;
  • если вы знаете, что установки имеют существенное влияние на поведение ребенка в будущем, то приложите указательный палец к губам.

Действительно у всех нас много общего и различного и это необходимо учитывать как в  процессе общения со взрослыми, так и  в ходе взаимодействия с детьми. В общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения.

Что значит общение?

Общение – это форма взаимодействия людей.

Общаться – значит быть заодно, с кем-либо общаться, делиться сообща.

Что человеку необходимо для общения?

Прежде всего – слово…

Слово – это дорожка от сердца к сердцу,

В нём заключена, большая сила.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно за собой войска повести.

Притча: Охотник пригласил друга-медведя к себе в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она сказала об этом вслух очень резко, медведь обиделся и ушёл. Охотник догнал его, медведь говорит ему: «Ударь меня по голове!» Охотник отказывался, но медведь был непреклонен, охотнику пришлось нанести ему удар, получилась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки до сих пор колет мне сердце!» (душевная рана дольше заживает, чем физическая; в плохих словах таится разрушительная сила; плохие слова долго не забываются).

О том, как нужно осторожно обращаться со словом, высказывались мудрецы и писали поэты.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спиши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно, то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Нет ничего заразнее слова.

(Восточная мудрость)

Конкурс «Закончи пословицу»

Цель: повысить роль слова через народную мудрость, создание позитивного, рабочего настроя в группе.

Закончите предложенные пословицы и мудрые мысли:

  • Нет ничего заразнее …
  •  … не воробей, вылетит не  …
  • …- серебро, а молчание - …
  • Доброе … и кошке …
  • Одним … можно убить, а другим …
  • Первое …дороже …
  • … бело, да дело …
  • … к беде, а хлеб к …
  • … горю не …

Но только ли слово важно в процессе общения с детьми? Конечно, нет. Действительно, очень важна интонация, с которой мы что – либо произносим.

Интонация – это тон, манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.

А теперь попробуйте обратиться с приветствием к соседу с разной интонацией:

  • радостно
  • грустно
  • грубо
  • равнодушно

Вы, наверно, заметили, что одну и ту же фразу или слово… можно сказать так, что человек будет уверен, что вы рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно.

Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

Так же очень важно следить за своей позой, мимикой, жестами.

Информационная часть «Установки»

Цель: дать представление, о том, что такое «установка», ее позитивных и негативных свойствах.

Вообще душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом, которое передается нам посредством слов, которые складываются в установки.

Установка – психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенному виду активности в определенной ситуации. Она формируется на основе предварительного социально – психологического опыта. Она действует на осознанном и неосознаваемом уровнях: осуществляет регулятивную функцию поведения человека. Установка определяет устойчивое, последовательное поведение в случае изменения ситуации, освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в типичных ситуациях.

Нам особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют наши установки.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Нам стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны значимых взрослых и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Игра «Ручеёк»

Цель: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы: карточки с фразами (карточки педагоги заполняли самостоятельно за день до занятия).

Особенность проведения: участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой - карточки со словами, когда ребёнком недовольны.

Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо (психолог проводит каждого по коридору).

Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова.

А сейчас я предлагаю посмотреть одно очень интересное видео «The power of words!» (Сила слова).

Мысль, выраженная злыми и добрыми словами, имеет разную силу и разную длину волны. Ученые Российской академии естественных наук не один год проводят исследования, которые дают право говорить о том, что наследственная информация передается не только через гены, но и волновым путем. По их мнению, сильное действие на аппарат наследственности имеют слова молитв и проклятий: в лабораторных экспериментах под действием молитв прорастали семена пшеницы, получившие перед этим большую дозу радиации. И, наоборот, проклятия, ругательства убивали здоровые семена, разрушая их ДНК. То, что слово может, как убить, так и исцелить, люди знали давно, поэтому во все времена старались избегать проклятий, злых умыслов и общения со скандалистами.

Другая народная мудрость – «все болезни – из головы» – тоже экспериментально подтверждена. По мнению американских исследователей из Висконсинского университета (США), тяжелые мысли ослабляют иммунитет. Доктора обследовали добровольцев, каждого из которых попросили вспомнить два события: одно – радостное, другое – горестное. Пока люди были сосредоточены на своих воспоминаниях, ученые измеряли активность зон их мозга, отвечающих за позитивные и негативные эмоции. Затем каждому ввели вакцину от гриппа. Полгода длилось наблюдение за добровольцами и действием вакцины: ученые смотрели, какое количество антител удалось выработать человеку с ее помощью. Оказалось, что на людей, у которых во время прививки активно работала зона мозга, отвечающая за негатив, вакцина оказала наименьшее влияние. А вот позитивно мыслящих она защищала лучше.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) и т.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят (а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправ!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний педагогов, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Разрешите, дорогие коллеги, напомнить вам одну чудесную игру.

В определенное время, лучше вечером, обсудите события прошедшего дня, расскажите ребенку 5 положительных моментов, которые произошли с вами за день. Хорошо, если каждый, включая ребенка, будет делать то же самое. Не важно, насколько глобальными будут эти моменты, главное начать мыслить позитивно. Например, «Сегодня я встретил своего друга» или «Мне удалось сделать уроки на 5 минут быстрее, чем вчера». Из опыта могу сказать, что первая неделя обычно бывает катастрофически тяжелой. Сложным оказывается «выдавить из себя» хотя бы один положительный момент за день. Не отчаивайтесь — это упражнение 100% действует.

Немного позже у человека начинает меняться способ мышления, а после сами удачи подтягиваются к тому, кто их чаще замечает. Не забывайте: мысли — материальны! Слова — вообще бомба! Важно помнить это и учить позитивному мышлению своих детей. Так что, если вы и вправду мечтаете об успехах ваших детей — начните с себя. Ведь ребенок, как губка — так быстро усваивает ваш опыт положительно мыслящего человека.

Релаксация «Цветок в ладошках»

Цель: релаксация, расслабление, снятие мышечного напряжения, гармонизация внутреннего состояния, поиск внутреннего резерва позитива.

А теперь удобно сядьте, закройте глаза и представьте, что вы на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасый цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне. У кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.

Творческое задание «Прекрасный сад»

Цель: раскрытие творческого потенциала, создание положительной атмосферы в коллективе.

А теперь вспомните, какой цветок детства в ладошках вы представляли. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми (всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей).

Вырежете свой цветок и прикрепите его на вашей полянке (кусок ткани, ватман).

Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Это полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами. Дети – это тоже наши цветочки. И от наших слов, фраз, установок зависит, будут ли они расти и развиваться либо зачахнут.

Желаю вам верить в себя, как людей, которые искренне любят своих детей  и всегда могут поддержать их своей взрослой мудрой жизненной позиции.

Литература:

  1. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 1986.
  2. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995.
  3. Витале Джо Руководство к жизни, которое вам забыли выдать при рождении / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2007.
  4. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ : Астрель, 2009.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
  7. Коломинский Я. А. Психология общения. - М., 1974.
  8. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982.
  9. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3.
  10. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком /  Сост., «От редактора» В. Я. Дольникова – М.: «Аквариум», 1996.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  12. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.