Арт-практик - навыки будущего! арт-терапия в работе с педагогическим коллективом

Альбина Альбертовна Миловидова

         Реализация стандартов нового поколения требует от педагогов не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Именно поэтому педагоги внедряют все новые технологии, изменяют подход к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-практик - навыки будущего!

арт-терапия в работе с педагогическим коллективом

сообщение из опыта

V республиканский фестиваль специалистов общего

и профессионального образования «Путь к успеху»

        Подготовила: Миловидова А.А.

                                                                                         педагог-психолог

                                                                                         1 квалификационной категории

      МДОУ  детский сад №1 «Шонанпыл»

                                                                                    комбинированного вида с. Помары

                                                                                     Волжского муниципального  района

19-20 мая 2018 года

                Реализация стандартов нового поколения требует от педагогов не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Именно поэтому педагоги внедряют все новые технологии, изменяют подход к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

              Арт-терапевтической технологией, я заинтересовалась, когда однажды побывала на тренинге по арт-терапии. Мне показалось это очень интересным и увлекательным, и я стала технологию арт-терапии применять в своей работе с детьми, с родителями и педагогами. Мною уже была представлена программам для родителей «Осознанное родительство – счастливое детство», основной целью которой была психолого-педагогическая помощь родителям в осознании своего собственного опыта, гармонизация детско-родительских отношений путем тренинговых занятий с применением арт-терапевтических технологий.

                 Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.  Одна из известных арт-терапевтов в России Елена Тарарина предлагает интересные практические разработки, где соединены психотерапевтические и образовательные технологии. Терапию переводит не только как лечение, но и уход, заботу. Заботу об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, коллектива средствами художественной деятельности.

Проведенный тренинг «Волшебная карта внутреннего мира» позволяет определить образ цели (потребности) педагога: психофизиологические потребности (ощущений телесного комфорта), потребность в безопасности и защите (достижение чувства комфорта и защищенности, отдых, спокойствие), потребность в принадлежности и любви (достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения, что ты принят, понят, любим, почитаем), потребность в самоуважении (приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей, переживание чувства нужности, востребованности), потребность в знаниях (переживание ощущения постижения нового, важного), эстетические потребности (переживание ощущения красоты и гармонии), потребность в личностном совершенствовании (переживание чувства внутренней гармонии, выполненного долга, реализованности собственных талантов и возможностей). В особой символической форме, через рисунок, мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Перенося свои проблемы из реальной жизни  на лист бумаги в виде рисунка, можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе тренинга подводим педагогов к осмыслению того, что творчество - это способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций. Поэтому искусство является таким действенным средством снятия психического напряжения, стрессовых состояний.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.  Очень важным фактором для педагога является готовность вступать в контакт с родителями, коллегами, установить и поддержать доверительные отношения, понять эмоциональное состояние партнера. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Впечатление о собеседнике складывается в первые 15 секунды и как же нам пройти это «минное поле» и говорить на одном с ним языке. Проведенные тренинги «Невербальные приемы установления контакта», «Ключи невербального доступа», «Учимся понимать друг друга» были направлены на отработку навыков приема и передачи невербальной информации. Именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.

Тренинг «Круг нашей жизни», «Формирование профессиональной компетенции педагога»  направлен на развитие креативности, развитие навыков управления временем, развитие эмпатии, эмоциональной устойчивости, рефлексии. Глядя на «круг своей жизни»  педагог задается вопросом, доволен ли он как проходит его день, месяц, год? Что не хватает ему для отображения своей жизни? Тренинг помогает обеспечить развитие профессионально важных качеств педагога, выявить личные ресурсные компоненты, научить техникам самопомощи и эффективного использования рабочего и свободного времени.

Арт-терапевтическая работа с манной крупой появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка. Работа с манной крупой активизирует творческие ресурсы личности, предотвращает эмоциональное выгорание, обладает большим терапевтическим потенциалом, способствует развитию коммуникативных навыков, спонтанности выражения чувств и эмоций, поиску собственных энергетических ресурсов.  Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии с манной крупой:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • является мощным средством сближения людей;
  • является объективным свидетельством настроений и мыслей человека;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека.

Программа для педагогов «Арт-практик - навыки будущего!» - определяет успех в новой образовательной системе. К таким навыкам относят критическое мышление, креативность, умение управлять людьми, принимать решения, обозначать цели, доводить начатое до конца, способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.