Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.
Примерная программа оказания социально-психологической помощи в отношении отклоняющегося поведения. Создание условий для формирования у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие психоактивных веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_addiktivnogo_povedeniya_detey_i_podrostkov.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков.
Актуальность проблемы
Одной из причин зависимости от алкоголя, табака и наркотиков является семья, где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают зависимостью к алкоголю, курению. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.
Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), дети и подростки постоянно испытывают разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, дети не всегда умеют адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подростки не всегда обретают общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция).
Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транквилизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Лучшая методика борьбы с употреблением психоактивных веществ и девиантным поведением - профилактика. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.
Цель: создание условий для формирования у несовершеннолетних устойчивых установок на неприятие психоактивных веществ.
Задачи:
1.Определить специфику наркомании, алкоголизма, табакокурения как особого социально-психологического феномена;
2.Выявить социально-психологические причины распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде;
3.Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение ПАВ в рамках работы классного руководителя;
4.Определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Профилактическая работа основывается на следующих принципах:
- Долгосрочность и непрерывность;
- Адресность;
- Своевременность;
- Профессионализм;
- Многоаспектность;
- Легитимность;
- Аксиологичность.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
1) Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми “группы риска”;
2) Работа с педагогическим коллективом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по проблеме ПАВ;
работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять сигареты, алкоголь, наркотические вещества.
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Реализация программы:
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций вредных привычек
Задачи:
- Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
- Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к вредным привычкам.
- Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
- Выявление детей “группы риска”.
Методы работы:
1.Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы вредных привычек.
2.Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация работы ПАВ в образовательном учреждении.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
- Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
- Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
- Информационный;
- Метод поведенческих навыков;
- Конструктивно-позитивный метод.
Формы работы:
лекция;
беседа;
психотерапевтические занятия;
тренинг;
ролевая и деловая игра;
мозговой штурм;
круглый стол;
дискуссия;
конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
социологический опрос;
показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Третий этап - заключительный.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
- Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
- Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы .
- Определить дальнейшее направление работы по предупреждению ПАВ.
Методы работы:
- Анализ отчетной документации.
- Опрос, беседа.
- Анонимное анкетирование.
Техническое оснащение программы:
- DVD, телевизор;
- Музыкальный центр;
- Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
- Цифровой фотоаппарат;
- Расходные материалы.
Ожидаемые результаты программы:
- Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
- Уменьшение числа учащихся "группы риска".
- Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
Примерный план профилактической работы по аддиктивному поведению несовершеннолетних.
№ | Наименование мероприятия | Время проведения | Класс | Ответственные |
1. | Анкетирование “Вредные привычки” | сентябрь | 5-9 | Психолог |
2. | Организация и проведение профилактических бесед | В течение учебного года | 1-11 | Социальный педагог |
3. | Организация и проведение тренинговых упражнений | октябрь | 5-9 | Психолог |
4. | Месячник по профилактике правонарушений | ноябрь | 1-11 | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор |
5. | Выпуск школьной информационной газеты на тему: “Нет наркотикам!” | декабрь | 9-11 | Организатор |
6. | Цикл бесед “Курить – здоровью вредить!” | январь | 5-11 | Социальный педагог |
7. | Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением | февраль | 5-9 | Учитель изо, социальный педагог |
8. | Круглый стол - “Не сломай судьбу свою” | март | 5-11 | Библиотекарь, социальный педагог, психолог |
9. | Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” | В течение года | 4-11 | Классные руководители, социальный педагог, школьный инспектор |
10. | Лекция “Причина одна, последствий - множество” | апрель | 5-9 | Социальный педагог, психолог |
11. | Классный час “Человек. Личность. Гражданин” | май | 9-11 | Классные руководители, социальный педагог |
- Мне нравится (1)