методические разработки открытых занятий

Камалеева Лейсан Шамилевна

Очень интересными были  формы работы для актуализации в памяти детей ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой, упражнения для  повторения  ранее пройденного материала и др.)

НОД проводилась для детей 6-7 лет, с задержкой психического развития.

При проведении занятия  использовались следующие образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационно-комуникационная, личностно-ориентированная.

 Грамотно подобранны материалы для проведения НОД: ритмичная музыка, спокойная музыка для рефлексии, путеводители с игровыми полями по цифрам, бутылка с запиской, халаты.

Методика работы, характер отношений, соответствовала воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

Дети «отправлялись» в путешествие, тем самым, развивая творчество и воображение, а так же театральную импровизацию.

На протяжении всего занятия дети выполняли не сложные танцевальные движения под ритмичные мелодии под Е.Железновой»(автобус, мы ногами топ топ, мы пройдем сначала вправо, у слона есть складки,),психогимнастика, пальчиковая гимнастика Ермакова, С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет». Новиковская, О. А.» Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»

Содержание и структура занятия отвечает всем принципам развивающего обучения. Упражнения и задания, использованные на занятии, были простыми и доступными. Они подбирались согласно возрасту детей и их развитию, способствовали коррекции существующих у детей проблем.

Дети были заинтересованы и активно работали на протяжении всего занятия.

Во время занятия были использованы упражнения на развитие двигательной активности, и психолог хвалил детей за правильное выполнение заданий, а в случае возникновения у детей затруднений в их выполнении, задавались наводящие вопросы и добивался от детей правильного ответа.

В конце занятия были проведены упражнения на рефлексию и подведены итоги.

Таким образом, подобранная и апробированная педагогом-психологом система занятий позволила добиться положительного результата.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое   коррекционно-развивающее мероприятие

Непосредственно - образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

 

«Детские забавы»

 

Выполнила

Камалеева Л.Ш

 педагог – психолог

МДОБУ комбинированного вида №113

Г.Сочи

2016

Цель: гармонизация личности детей старшего дошкольного с ОНР и ЗПР возраста через игровые технологии.

Форма работы: игровая / подгрупповая/

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, речевая, художественно -  эстетическая, познавательная.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие: актуализация эмоций; создавать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; формировать умение воспринимать себя, определять сходство и различия с другими людьми; распознавать и понимать эмоции.

Речевое развитие: развивать связанную речь; развивать речевое творчество.

Художественно – эстетическое развитие: использовать элементы методики рисования на световом столе (Sand - art).

Познавательное развитие: развивать познавательные и психические процессы: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений; расширение знаний детей о профессиях.

Материалы и оборудование: ноутбук для просмотра познавательного ролика «Слон», наушники, набор конструктора  LEGO; набор конструктора  LEGO «Животные»; настольная игра «Домик настроения», бутылочка с запиской для детей; световая песочница; песок; бусины для  украшения и витаминов для животных; рамки с цветной бумагой по количеству детей; пластилин, зубочистки; соль, песок, детские медицинские халаты, карты.

Приветствие

Слова педагога – психолога: Ребята, здравствуйте, я очень рада вас видеть, предлагаю вам, представится, но не совсем обычным способом, через игру.

Игра «Копия»

Задачи:

Инструкция педагога – психолога: Ребята, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражения их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Вот сейчас вам необходимо смастерить фигурки похожие на вас самих, обратите внимание, во что вы сегодня одеты, подумайте какие эмоции или чувства вы сегодня испытываете, и приступайте к работе. Затем, каждому из вас следует назвать получившегося героя своим именем, рассказать какое у него настроение, и чем он любит заниматься больше всего.

Слова педагога – психолога: Ребята, сегодня я приглашаю вас поиграть со мной в парк детского периода «Детские забавы». Для удобства я вам раздам вот такие путеводители с игровыми полями, по ним мы и будем здесь перемещаться. Ребята, найдите поле с цифрой – 1. Молодцы отправляемся туда.

«Игра с эмоциями»

Слова педагога – психолога: Ребята, чтобы попасть в город Эмоций, необходимо произнести следующие слова: «Раз, два, три в город Эмоций попади» Вот мы в волшебном городе. Но, что - то здесь не так, как вы думаете, ребята, что здесь не так? (Все дети с грустными лицами).

Психолог обращает внимание детей на бутылку с запиской, давайте я ее прочитаю…Ребята, как вы думаете, что здесь не так…

Слова в записке:

Жила – была «Улыбка» со своим другом «Весельчаком». Жили, они на самом высоком в мире дереве. Вдруг им там стало так грустно без ребят. И решили они посмотреть, что делается на земле. А там только грустные и печальные лица (показ ведущим). Покажите ребята, какие (показ детьми) Наступило царство тоски…..Ребята только вы сможете помочь городу и сделать так, чтобы улыбка вернулась.

Психогимнастика. Пластические этюды
1. Образно-пластическое творчество детей
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка.
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!» А. Воронъко

Игра  «Театр настроения»

Инструкция педагога – психолога:

Ребята, сегодня мы с вами будем актерами, и каждый игрок будет играть свой спектакль, в котором он должен будет изобразить эмоцию. Я предлагаю каждому из вас по очереди, когда вы будете в роле актера  взять один бочонок с нарисованной эмоцией и изобразить ее, а другие угадывают что это за эмоция, После того как каждый из вас попробует изобразить «свою эмоцию», мы выберем лучшего актера... Молодцы ребята, а нам пора прощаться с городом Эмоций говорим волшебные слова: «Раз, два, три в детский сад ты попади».

Ребята, давайте поиграем нашими ручками, пальчиками:

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)Молодцы!!!

Ищем следующее поле под цифрой  2. посмотрим, что он нам приготовил

Слова педагога – психолога: Ребята, предлагаю вам поздороваться с песочком, погладьте его внутренней, а потом тыльной стороной ладошки. Какие у вас ощущения, вам приятно? Какой он на ощупь?

«Картина Дождь»

Инструкция педагога –  психолога:

Ребята, давайте нарисуем картину, обычно у нас одна кисть, а тут целых десять пальчиков.

Берем пульт, включаем наш световой планшет. Двумя руками берем песок, поднимаем и засыпаем поверхность, ровным слоем песком весь световой стол, на что это похоже((ответы детей) (На дождик)),давайте включим цвет тучи(ответы детей) на планшете, наши кулачки это тучки. И сейчас предлагаю нарисовать тучки в верхней части экрана, а теперь взяли пальцами, рисуем струйки дождя, а когда идет дождь, что появляются лужи. Рисуем лужи в нижней части экрана. А, если много луж, то можно надеть сапоги и пускать кораблики, вот так. Потом дождь закончился, и появилось солнышко,снова включаем цвет солнышко(ответы детей) возьмем наш в волшебный кулачек и нарисуем кружочек и появится солнышко. Когда выходит солнышко то появляется радуга. Вспомним цвета радуги, пуль с цветами вам в помощь(ответы детей).  Давайте всеми пальчиками нарисуем радугу в одну сторону. Мы с вами нарисовали дождик, дождик уже прошел, теперь будем думать, что же нам делать после дождичка… Для этого пройдите к столу и выберете себе поле с понравившемся цветом и выберете материал с которым вы будете работать и начинаем…

Слова педагога – психолога: Двигаемся дальше, следующее поле у нас под номером 3 ищем его. Здесь нас зовут поиграть в интересную игру, а называется она Ветеринарная клиника «В мире животных» Ребята, а вы знаете, как называется человек, который лечит животных (ответы детей). Возможно, вы вырастите и тоже захотите заниматься изучением животных. Давайте представим, что это уже произошло Ребята, а откуда можно узнать о животных (Из интернета, из книг, а так же наблюдая за животными). Все верно, вот сейчас один человек пройдет к компьютеру и послушает про одного животного (Слона). Потом мы попробуем отгадать про кого, он нам рассказывает…, мы в это время понаблюдаем и рассмотрим других животных вмести с вами (Дети совместно с психологом собирают из конструктора «Лего» животного зайца). После этого, все обмениваются впечатлениями.

Физкультминутка  под музыку Е.Железновой (у слона есть складки складки )

Игра «Найди недостающую деталь»

Инструкция педагога – психолога: Ребята, наши звери совсем разболелись и им срочно нужна ваша помощь (кто – то лапку сломал, кому – то нужно шею перевязать, а кому – то вытащить занозу). Пройдите к столу, посмотрите внимательно, у каждого зверя не хватает по одной детали, вам необходимо найти эту деталь и животное сразу выздоровеет.

Слово педагога - психолога: В нашей Ветеринарной клинике так же работает человек который занимается красотой животных – называется он «Гламур»». Вот им вы сейчас и побудете.

Игра «Гламур»

Инструкция педагога – психолога: Ребята, вам необходимо привести всех животных в порядок, посмотрите каждое животное, примерно в одной цветовой гамме, а вам нужно сделать их красивыми для этого переверните карточку и соберите их в цветном варианте.

Слова педагога – психолога: Ребята вот и пришло время нам прощаться

Подведение итога.

Что больше всего понравилось, где было сложнее всего?

До свидание ребята!!!




Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 113 г. Сочи

Открытое мероприятие непосредственно - образовательной деятельности «Крылья мечты»                                      с использованием новых образовательных технологий

Дата:

14.11.2017г.

Педагог-психолог:

Камалеева Л.Ш

г. Сочи

Цель:

формирование представлений о мечте, как побудителе воли к действию.

Задачи:

1. Обучать воспитанников позитивному мышлению посредством акцентирования внимания на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей;

2. Содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала воспитанников, раскрытию индивидуальности каждого ребенка;

3. Стимулировать творческое самовыражение средствами арт-терапии;

4. Обогащать нравственные представления художественными средствами.

Оборудование:

помещение для проведения групповых форм работы

проектор;

ноутбук;

аудиотехника;

высокие прозрачные стаканы с водой;

блестки и глина, маленькие одноразовые ложечки по количеству воспитанников;

бумага, изобразительные средства (гуашь, акварельные краски, цветные мелки, карандаши, фломастеры, блестки для рисования) .

шерстяной клубочек, блестящие шерстяные нитки разных цветов и длины

Участники: ведущий – педагог-психолог; воспитанники подготовительной группы

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. А сейчас давайте с вами поздороваемся.

Называя свое имя, ведущий протягивает ладонь ребенку, а тот, «принимая» его, протягивает свою ладошку следующему ребенку и называет свое имя.

Ведущий: Когда я была маленькой, то очень любила мечтать. Однажды мама подарила мне перышко, которое стало символом моей мечты. А вы любите мечтать? Кто говорит о своих мечтах? Помогают ли мечты сделать людей счастливыми?

А сейчас я предлагаю Вам построить «Пирамиду мечтаний»

Игра «Пирамида мечтаний»

Ведущий и воспитанники, стоя в кругу, друг за другом называют свою мечту и кладут ладошки на ладонь ведущего. Таким образом, выстраивается пирамида из ладошек – «пирамида мечтаний». Начинает ведущий, например: «Я мечтаю о собаке».

Психолог: Чувствуете тепло наших мечтаний? Наши мечты, как и мы с вами – разные. А теперь предлагаю поместить тепло нашей пирамиды в свои сердца. Положите правую ладошку себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце…

(звучит фоновая музыка)

Психолог:

Вот мечта то здесь, то там

Открывает двери нам.

Мир ее, как волшебство.

Нет прекраснее его!

Наши мечты живут в нашей душе, а еще – в волшебной стране. Как вы думаете называется эта страна? Вам хотелось бы совершить путешествие в Королевство Мечтаний и научиться мечтать? Тогда пора отправляться в путь.

Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.

Психолог: Каждая из трех дорог приведет вас в Королевство Мечтаний. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога – самая легкая, легкая и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Закончив путь, садитесь в позу расслабления.

Воспитанники по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.

Статическая медитация «Королевство Мечтаний»

Психолог: (говорит под спокойную музыку) Далеко-далеко, за краем неведомой земли, есть королевство, в котором живут Мечты. Это Королевство Мечтаний.

Растут там дивные цветы

Такой невинной красоты.

Деревья там до самых звезд,

Их ветви не боятся гроз.

Там бродят феи по лугам,

И можно верить чудесам.

Там звери могут говорить

И сказку можно оживить…

Редкая удача – попасть в это волшебное королевство. Раз, два, три - вот мы и в стране Мечты!

Ребята, что необычного в этой стране? Какое оно – Королевство Мечтаний?

(ответы детей)

Упражнение-проекция «Мечты, похожие на салют»

Психолог: В этой стране возможно многое. И сейчас мы увидим, как выглядят наши мечты.

Подводит детей к столику, на котором стоят стаканы с водой

Психолог: Представьте, что наши мысли и мечты – это сосуд с водой. Когда вы чувствуете себя хорошо и спокойно, у вас все получается, то какая будет вода в сосуде?

Выслушав ответы детей, уточнив, почему они думают именно так, ведущий делает вывод о том, что в предполагаемой ситуации мысли чистые и ясные, после чего участники рассматривают стакан с чистой водой.

Психолог: Но мечты и мысли могут быть очень грустными, когда нас обидели или когда нам плохо. Чем наполнится наш сосуд?

После ответов детей делается вывод о том, что в этом случае мысли похожи на грязную, мутную воду, и проводится следующий опыт: каждый ребенок ложечкой добавляет кусочек глины в сосуд. Затем дети размешивают ее и рассматривают стакан с мутной водой.

Психолог: А когда в голову приходят забавные, интересные, веселые идеи, на что похожи наши мысли? Правильно, они блестят и переливаются, становятся похожими на салют.

В третий стакан дети добавляют блестки и рассматривают его.

Психолог: Ребята, скажите, какими бывают мечты? Какие мечты вы хотели бы для себя?

(Ответы детей)

Психолог: Давайте прикоснемся к этому сосуду, чтобы зарядиться красивыми мыслями. Ведь красота вдохновляет и побеждает мечтать.

Ребята, в волшебном королевстве живут сказки, и их герои тоже любят мечтать. Я вам расскажу одну из них, а вы садитесь поудобнее.

(Дети рассаживаются на ковре)

Сказка «Крылья мечты»

Психолог: «На лесном пригорке, на старом пне часто любили сидеть медвежата. Они все время смотрели в небо, как будто там, наверху, было что-то очень интересное и особенное.

- Что вы там нашли? – спросил их, проходивший мимо Тигренок.

-Там можно найти все то, чего пока еще нет здесь, - отвечали медвежата.

- Как это так? – очень удивился Тигренок.

- Там мир, где мы можем летать, там происходят чудеса, и туда каждый раз стремятся наши сердца.

- Я тоже хочу туда, где бываете вы. Можно?

- Конечно! В этот мир может попасть любой. И особенно тот, кто этого хочет всем сердцем.

Сел Тигренок на пень и стал вглядываться в небо, но ничего там, кроме белых облаков и птиц, не увидел.

- Где же этот ваш волшебный мир, медвежата?

- Он всегда там, куда любят улетать наши мысли. Нужно просто отпустить свои мысли на волю, и они сами найдут этот мир.

Тигренок опять поднял голову, и стал смотреть вверх. И вдруг его мысли и в самом деле как будто полетели. Они устремились ввысь, в небо, и Тигренку начало казаться, что он стал птицей, парящей в облаках. Потом он превратился в перышко. Легкий ветерок подхватил его и стал раскачивать, как на качелях.

Долго еще мысли друзей были свободны, и все новые и новые мечты создавали они себе».

Ребята, я надеюсь, что вы тоже смогли отпустить свои мысли и увидеть свою мечту. И тогда мы с вами можем совершить маленькое чудо. Для этого нужно просто взять лист бумаги, краски или карандаши, немного пофантазировать, и создать свой образ мечты. Творите только то, что вы чувствуете.

Вопросы для обсуждения: Какие краски нужны для создания образа мечты? С каким настроением будете рисовать мечту?

Арт-терапевтическое рисование «Мой образ мечты».

(звучит музыка)

Психолог:

Мечта с радугой чем-то похожи.

Мечты разноцветные и радуга – тоже.

Пусть будут мечты у нас разноцветными,

Сказочными, яркими и заветными.

По окончанию работы устраивается выставка.

Психолог: Какие прекрасные картины у нас получились. Они все разные. Мы с вами тоже все разные, и мечты наши разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга.

Дети вместе с ведущим рассматривают картины.

Психолог: Ребята, в моих руках – нити удачи. В их «памяти» запечатлены все ваши мечты, и самое главное, ваша незыблемая уверенность в том, что все задуманное вами обязательно свершится.

Каждый ребенок получает несколько шерстяных ниток разных цветов. 

Психолог: Теперь пора приступать к творчеству. Сейчас обычная шерстяная ниточка, которая повязана у каждого из вас, превратится в волшебное ожерелье. Для этого разноцветные нити удачи должны оказаться на шее каждого из вас. Каждый из вас может подойти к любому человеку из группы, бережно и осторожно повязать цветную ниточку и при этом произнести добрые и теплые слова в его адрес (например:

Катя! Ты моя лучшая подруга! И всегда мне помогаешь. Спасибо тебе.

Саша! Я хочу пожелать, чтоб все твои мечты исполнились.

Женя, мне очень понравился твой рисунок, который ты рисовала на занятии.

Костя, мне было очень приятно с тобой в паре выполнять упражнение…. И т. д.)

Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому из нашей группы. Помните: с какими мыслями, желаниями, чувствами и эмоциями вы будете выполнять упражнение, таким и получится ожерелье.

Дети приступают к выполнению упражнения.

Психолог: Ребята, а знаете, в чем заключается его волшебство? Открою вам секрет: разноцветные ниточки «пропитываются» нашей мечтой, удачей, запоминают ваше дыхание и биение сердца. Смотрите, какое причудливое и разнообразное переплетение нитей получается на ваших ожерельях!

Упражнение выполняется до тех пор, пока у детей не закончатся «нити удачи».

Комментарий. Ведущий тоже может участвовать в игре. При необходимости ведущий сам подходит к тому ребенку, которого обходят стороной, открывая для всех участников его духовный и творческий потенциал, искренне восхищаясь его достоинствами.

Психолог: Теперь у вас есть ожерелье Мечты. Ожерелье-талисман будет помогать каждому из вас мечтать и исполнять мечты. А нам пора возвращаться. Нас опять ждут три дороги, по которым нам предстоит пройти.

Дети выбирают себе дорогу.

Психолог :Ребята, вам понравилось в Королевстве Мечтаний? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и продолжите фразу:

• Сегодня мне понравилось…

• У меня лучше всего получилось…

• Мне запомнилось…

• Я задумался о …

ПсихологНесмотря на то, что мы вернулись из волшебной страны, наши мечты всегда будут с нами. А счастлив, бывает тот, кто умеет мечтать всем сердцем и целиком отдаваться мечтам. До свидания, ребята.