Семинар для педагогов начальных классов "Трудности при обучении математике младших школьников"

Терещенко Ирина Михайловна

Данная презентация создана на основе книги Локаловой Н.П. "Как помочь слабоуспевающему школьнику: трудности при обучении младших школьников" и сайтов интернета. Она поможет учителям лучше понять причины трудностей и справиться с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trudnosti_pri_obuchenii_matematiki.ppt600 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЧИНЫ И КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ Подготовила психолог СОШ №3 Терещенко И.М.

Слайд 2

«ЗЕРКАЛЬНОЕ» НАПИСАНИЕ ЦИФР Недостаточность процессов зрительного анализа – з.3,4,5 Недостаточность анализа пространственных отношений – з.31,32 Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр – з.30

Слайд 3

ЗАТРУДНЕНИЯ В СЧЁТЕ, ОТСУТСТВИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ СЧЁТА Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный – з.47, 81 Несформированность понятий «больше» и «меньше» – з.86 Недостаточное развитие пространственных отношений – з.31,32 Сниженный уровень интеллектуальной деятельности – повысить качество мыслительной деятельности путём использования развивающих заданий на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.

Слайд 4

ТРУДНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЧЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК Недостаточное развитие анализа пространственных отношений – з.31,32 Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез» – з.46, 88, 92

Слайд 5

ОШИБКИ ПРИ РЕШЕНИИ ПРИМЕРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ДЕЙСТВИЯМИ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез» – з.46, 88, 92 Недостаточное развитие анализа пространственных отношений – з.31,32 Низкий уровень сформированности внутреннего плана действия – з.82,83 Недостатки в развитии процессов произвольного внимания – з.2 Не сформирована однонаправленность считывания слева направо – з.6

Слайд 6

ТРУДНОСТИ В НАЗЫВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Недостаточное развитие смысловой памяти –з.16,18,52 Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание», «умножение», «деление» - з.89,90

Слайд 7

ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ИЗ СЛОВЕСНОЙ ФОРМЫ В ЦИФРОВУЮ И НАОБОРОТ Несформированность прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел – надо записывать цифровые данные словами и наоборот Незнание состава чисел – з.84

Слайд 8

ОШИБКИ В ЗАПИСЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕЙСТВИЙ С ДРОБЯМИ, ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЧИСЛА В СТЕПЕНЬ Недостаточность анализа пространственных отношений – з.31,32 Незнание соответствующего учебного материала – ликвидировать пробелы в знаниях

Слайд 9

ОШИБКИ ПРИ ЗАПИСИ СОСТАВА ЧИСЕЛ Неотдифференцированность понятий «число» и «цифра» – з.91 Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел – з.84 Недостаточность анализа пространственных отношений – з.31,32 Недостаточность процессов зрительного анализа – з.3,4,5

Слайд 10

ТРУДНОСТИ В ОБОЗНАЧЕНИИ ЧИСЛОМ МНОЖЕСТВ Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный – з.47,81 Недостаточность анализа пространственных отношений – з.31,32 Не усвоено понятие числа – з.50, 51

Слайд 11

ТРУДНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ПРИМЕРОВ С БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ Недостаточность мыслительной операции абстрагирования – з.47, 81 Недостаточное развитие процессов обобщения – з.17,19, 54, 79,101

Слайд 12

НЕСПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НЕСКОЛЬКИМИ СПОСОБАМИ Недостаточная гибкость мыслительной деятельности – з.15, 85, 95 Недостаточное развитие операции «анализ через синтез» – з.62

Слайд 13

НЕУМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез – з.46, 85, 92,94 Синкретичность мышления – з.95 Конкретность мышления – з.96 Несформированность мыслительной операции обобщения – з.17,19,54,79 Недостатки в развитии процессов памяти –з.13,14 Недостатки в развитии произвольного внимания –з.2 Шаблонность мышления – з.15,85

Слайд 14

САМБУРСКАЯ А.А . - АВТОР МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк и др.), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер.

Слайд 15

Формулируем Главное Правило: Учим ребенка не тому «где какая цифра» и «что после чего следует», а формируем количественные представления . Делается это очень просто: в момент, когда ребенок слышит название числа (напр.,пять), он должен воспринимать визуально ПЯТЬ объектов. А не один в виде цифры 5!

Слайд 16

Прежде чем выходить за пределы двадцатка вы должны быть уверены, что ребенок: 1. считает до 20 и обратно 2. быстро определяет количество предметов в пределах 10 (грибы у вас в лесу могут расти по пять штук, по семь и т.д.) 3. понимает где предметов больше, а где меньше, где одинаковое количество (можно раскладывать предметы в два ряда) 4. понимает состав числа, т.е. может разложить число на слагаемые (у нас 5 яблок, пробуем разложить эти яблоки на две тарелки разными способами). 5. понимает значение слов "добавить" "прибавить", "убрать", "отнять", "равно". Вот такие задачки на состав числа: Для супа Маше нужны четыре картофелины, две у нее уже есть. Сколько ей не хватает картофелин, чтобы стало 4? Сколько нужно добавить? Обязательно все эти действия иллюстрируете.

Слайд 17

При решении математических и музыкальных задач наш мозг производит довольно схожие операции После знакомства с "двадцаткой" отрабатываем вычислительные навыки, состав числа, даем понятие цифрам, и только потом переходим в сотню – причем, я делаю это на таблице (по типу таблицы стосчета Зайцева) или числовой прямой.

Слайд 18

«Без музыки жизнь была бы ошибкой» Ф.Ницше Не случайно многие музыкальные теоретики обладают хорошими арифметическими способностями и прекрасно играют в шахматы. Общность и единообразие математических и музыкальных процессов служат свидетельством того, что занятия математикой могут значительно облегчить изучение музыкальной гармонии и сольфеджио, и наоборот – решение музыкальных задач и упражнений или даже просто активное восприятие музыки может способствовать улучшению арифметических навыков.