Программа коррекционной работы для обучающегося 2 класса с ЗПР
В данной программе коррекционной работы представлено календарно-тематическое планирование работы с ребенком 2-ого класса, имеющего задержку психического развития, по 3 разделам:
1. Развитие и коррекция внимания
2. Развитие и коррекция памяти
3. Развитие и коррекция речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnoy_raboty.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная программа коррекционной работы
для обучающегося 2 класса
с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающая программа разработана с учетом введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена на основе программы Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников».
Целью программы является коррекция и развитие интеллектуальных и личностных особенностей детей в единстве с их индивидуальными потребностями.
Задачи:
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.
- Развитие навыков самооценки и понимания других.
- Развитие навыков общения и понимая других.
- Формирование положительного отношения к школе.
Формы и методы работы: форма работы может быть как индивидуальная так и групповая
Оборудование: рабочая тетрадь ученика, раздаточный материал наглядность.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа формирования универсальных учебных действий:
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ЗПР и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.
Основная цель реализации программы формирования универсальных учебных действий состоит в формировании обучающегося с ЗПР как субъекта учебной деятельности.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом универсальных учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: определить функции и состав универсальных учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; определить связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Планируемые результаты
Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающихся, их самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Метапредметными результатами занятий является формирование УУД.
Личностные УУД:
- Развивать познавательные интересы.
- Ознакомить учащихся с внутренними миром личности.
Средством достижения этих результатов служат игры и задания, развивающие психологические процессы.
Регулятивные УУД:
- Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога.
- Проговаривать последовательность действий на занятиях
- Учится высказывать своё предположение.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
- Познание внутреннего мира личности через рассказы.
- Умение находить ответы на вопросы.
- Делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться работать в паре, в группе
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание учебного предмета
Структура уроков психологического развития.
1. Вводная часть.
Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
2. Основная часть
Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий.
На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. Постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Материал рассчитан на 38 уроков по 30-40 минут.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Форма контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Методики и задания |
Развитие и коррекция внимания | 1. Внимание (сосредоточенность. Зрительные ощущения | 1 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | «Выполни команду». «Какого цвета?». «Хитрые числа». « Найти такую же рыбку». «Веселый лес». |
2. Внимание (объем). Осязательные ощущения. | 1 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | «Кто точнее нарисует». «Поиграем с шершавыми дощечками». Игра «Города». «Друг за другом». | |
3. Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная) | 1 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти | «Веселый лес». «Найди ошибку». Упражнение «Синий, Зелёный». «Части тела». «Переверни рисунок». | |
4. Осязательные ощущения. Внимание ( переключение). Точность движений (макродвижения). | 1 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | «Поиграем с шершавыми дощечками». «Разгадай шифровку». «Найди отличия». «Подбери верные ключи». Игра «Точные движения». | |
5. Осязательные ощущения. Внимание ( устойчивость). | 1 | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | « Найдем пару шершавым дощечкам». «Не теряй буквы». «Найди пару». «Составь слово». «Исправь ошибки в тексте». | |
6. Внимание (переключение). Зрительный анализ. Пространственные представления. | 1 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | «Заблудившиеся буквы». Синхронный счет. «Холодный – горячий». «Найди отличия». | |
7. Внимание (переключение). Пространственные представления. | 1 | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | «Сгруппируй буквы». «Учимся быть внимательными». «Синхронный счёт». «Машина времени». «Живые цепочки». | |
8. Зрительный анализ. Внимание (переключение). Пространственные представления. | 1 | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений | «Сгруппируй буквы». «Шифровка» с перестановками и пропусками. «Живые цепочки». «Что выше?». | |
9. Внимание слуховое. Пространственные представления. | 1 | Развитие слухового внимания. Развитие пространственных представлений. | «Вместо слова хлопок». Игра «Заметить всё». «Будь внимателен!». Игра «Угадай звук». | |
10. Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы). Внимание (переключение, устойчивость). | 1 | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Корректурная проба. «Поставь значки». «Отгадай слова». «Алфавит». Тест Мюнстенберга. | |
11. Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. | 1 | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | Запретное слово «нет». «Подбери слова». «Найди слоги». Игра « Заметь всё». «Говори правильно!». | |
Развитие и коррекция памяти | 12. Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. | 1 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | «Переверни рисунок». «Что? Где?». «Свяжи пару». Упражнение «Расставь правильно!». «Зашифрованное послание». |
13. Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная) | 1 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | «Пересказ». «Угадай, кто говорит». «У кого ряд длиннее?». «Выполни команду». Упражнение «Синий, зелёный». | |
14. Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | 1 | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | «Цепочка действий». «Куда указывают стрелки?». «Подбери картинки». Упражнение «Ассоциации». | |
15. Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость, концентрация). | 1 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. Развитие концентрации и устойчивости внимания. | «Найди одинаковые». «Что пропало?». «Найди картинку». «Перепутанные линии». Упражнение «Составь слова». | |
16. Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная). | 1 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | «Весёлые таблицы». «Штриховка». «Запомни точно!». «Запомним и повторим». Дидактическая игра «Чего не стало?». | |
17. Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | 1 | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | «Нарисуй по памяти». «Вордбол». «Выполни правильно!». «Зашифрованное послание». | |
18. Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная). | 1 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | «Найди одинаковые». Упражнение « Ребусы». «Запомни и найди». «Нарисуй по памяти». «Запомни картинки». | |
19. Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. | 1 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | «Мужской и женский род». «Вордбол». «Телеграфисты». Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант». | |
20. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная). | 1 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Вставь пропущенные числа». «Составь фигуру». «Запомни картинки». | |
21. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. Память опосредованная. | 1 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие опосредованной памяти. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Составь фигуру». «Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай». «Пиктограмма». | |
22. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. Память опосредованная. | 1 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие опосредованной памяти. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Составь фигуру». «Запомни порядок». «Запомни парочки». | |
23. Мышление (сравнение). Мышление (синтез). Зрительно-двигательные координации. Память опосредованная. | 1 | Развитие умения сравнивать Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие опосредованной памяти. | «Найди одинаковые». «Назови предмет». «Выполни движение». «Пиктограммы». «Выполни задания». | |
Развитие и коррекция речи | 24. Внимание (объем). Речь. | 1 | Развитие объема внимания. Развитие и коррекция речи. | «Кто точнее нарисует?». «Закончи фразу». «Чьё всё это?». Упражнение «Следи за своей речью». |
25. Внимание (сосредоточенность). Речь | 1 | Развитие слухового внимания. Развитие и коррекция речи. | «Найди ошибку». «Веселый лес». «Распространи предложение». Методика «Последовательность событий». | |
26. Память (непосредственная вербальная). Речь. | 1 | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления. | «Пересказ». «Если бы…». Дидактическая игра «Угадай-ка». «Выполни команду». | |
27. Речь. Внимание (сосредоточенность). | 1 | Развитие внимания, аналитических способностей, умение сосредоточиться, развитие связной речи. | «Лабиринт». «Вордбол». «Зашифруй». «Похожие слова». ««Выполни команду». «Хитрые числа». | |
28. Анализ образца. Речь. Память (непосредственная зрительная). | 1 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | «Найди одинаковые». «Два приятеля». «Перепутанные линии». «Нарисуй по памяти». «Вордбол». | |
29. Образное мышление. Речь. Память (непосредственная зрительная) | 1 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие связной и правильной речи. Развитие зрительной произвольной памяти. | «Штриховка». «Назови правильно». «Запомни точно!». «Группировка слов». Дидактическая игра «Чего не стало?». | |
30. Понятийное мышление. Речь. | 1 | Развитие понятийного мышления. Расширение словаря Развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. | «Выполни правильно». «Магазин посуды». «Найди одинаковые и отличающиеся». «Вордбол». «Мужской и женский род». | |
31. Развитие речи. Развитие воображения. | 1 | Развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Развитие воображения и связной речи | «Два брата». «Закончи сам». Рассказ по картинке «Драчливые петушки». | |
32. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие цвета. | 1 | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать цвет предметов. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Запомни парочки». «Найди по цвету». «Сочиняйка». | |
33. Мышление. Развитие речи. | 1 | Развитие мышления. Развитие речевого внимания. Расширение словаря антонимов. | «Выбери правильное слово». «Скажи наоборот». «Отгадай предмет». «Составь предложение». | |
34. Развитие речи. | 1 | Развитие связной речи. Развитие мышления. | Рассказ по картинке « Зайчик-попрыгайчик». «Правда или ложь». «Магазин игрушек». «Сочиняйка». | |
35. Развитие речи. Внимание (объем). | 1 | Развитие и коррекция речи. Развитие объема внимания. | «Кто точнее нарисует?». «Закончи фразу». «Чьё всё это?». Упражнение «Следи за своей речью». «Склеенные слова». | |
36. Мышление (сравнение). Память опосредованная. Развитие речи | 1 | Развитие умения сравнивать. Развитие опосредованной памяти. Развитие связной речи. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Запомни порядок». Рассказ по картинке «Мишка в лесу» | |
37. Речь. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. | 1 | Развитие речи. Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие и коррекция речи. | «Найди одинаковые и отличающиеся». «Вставь пропущенные числа». Упражнение «Следи за своей речью». | |
38. Речь. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). | 1 | Развитие связной и правильной речи. Развитие зрительной произвольной памяти. Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | «Назови правильно». «Запомни точно!». «Группировка слов». Дидактическая игра «Чего не стало?». «Составь слово». «Исправь ошибки в тексте». |