Статья о работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Представленный материал освещает нестандартный подход к организации двигательной активности с детьми в период адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018_infiz.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации двигательной активности
детей раннего возраста в период адаптации
к условиям дошкольного учреждения.
Одна из базовых потребностей ребенка дошкольника - потребность в движении. Особенно важно уделять пристальное внимание удовлетворению потребности в двигательной активности детям раннего возраста. Ребенок, активно двигающийся в течение времени бодрствования, отличается жизнерадостностью, стрессоустойчив, восприимчив к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Особую актуальность в дошкольном учреждении приобретает организация двигательной активности детей раннего возраста, впервые пришедших в общественную среду. Каждый из «новобранцев» до прихода в детский сад пребывал в семейной среде, с ее сугубо индивидуальными ритмами и правилами. На развитие движений ребенка в семье имел влияние ряд факторов
- состояние здоровья ребенка
- собственно темперамент ребенка
- организация двигательного режима в семье
- отношение к двигательной активности ребенка со стороны родителей
Малышам предстоит пройти большой путь в дошкольном учреждении, что затронет различные аспекты развития каждого ребенка: физический, эмоционально-личностный, морально-культурный. Именно в период адаптации важно заложить в сознание ребенка основные социальные понятия о согласованных действиях, синхронизации движений, умении подстроиться под общий ритм действий. Это обеспечит в дальнейшем хорошую социализацию ребенка, эффективное взаимодействие со сверстниками и наставниками, успешность в образовательной и профессиональной среде.
Воспитатели дошкольного учреждения, принимая детей, знакомятся с воспитанниками и их родителями, собирают сведения о семейных условиях воспитания, педагог-психолог сопровождает всех участников образовательного процесса в непростой период адаптации, консультируя одних, поддерживая других. На начальных этапах адаптационного периода выявляются все нюансы жизненных ритмов детей, индивидуальные особенности и привычки, типы темперамента, отношение к двигательной активности. О последнем хочется сказать особо.
Как уже указывалось выше, активные движения ребенка в раннем возрасте положительно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие. Команде педагогов предстоит решить ряд предварительных задач для достижения положительных результатов в физическом развитии детского коллектива. Среди множества индивидуальных особенностей каждого ребенка следует выделить склонность к определенному двигательному режиму. Итак, в каждой группе найдутся дети с повышенным, нормальным и сниженным двигательным режимом. Учитывая эти особенности детей, мы наблюдали за ними в течение всего периода адаптации и пришли к следующему выводу:
- наиболее легкая адаптация протекает у детей с повышенным и нормальным двигательным режимом
- высокий % проблемных в плане адаптации детей - это дети со сниженным или нормальным двигательным режимом
Несомненно, мы учитывали, что дети с нормальной двигательной активностью на первых этапах адаптации могли находиться в стрессовом состоянии и вели себя по-особенному: кто-то беспрестанно двигался, кто-то, наоборот, сидел целыми днями.
По результатам наблюдений за адаптацией детей с различными двигательными режимами в течение трех лет мы выявили следующее
- тип темперамента безусловно влияет на двигательный режим ребенка
- подбор соответствующих двигательному режиму ребенка игр и физических упражнений способствует эмоционально экологичному процессу адаптации
- поэтапное, постепенное введение упражнений, игр по двигательной синхронизации во время организации групповой двигательной активности облегчает процесс адаптации.
Скоординированные усилия команды воспитателей, сопровождение психологической службы и консультирование педагогов инструктором по физической культуре позволили нам создать оптимальную модель организации двигательной активности детей раннего возраста, которая включает:
- дифференцированную циклограмму двигательной активности для детей
- картотеки игр с дифференцированным двигательным режимом
- фиксацию наблюдений за динамикой двигательной активности ребенка в течение процесса адаптации.
В результате работы по организации дифференцированного двигательного режима для детей в период адаптации мы вышли на оптимальный уровень легкой адаптации в группе детей раннего возраста. Наши дети, такие разные, пришедшие в группу неумелыми, скованными, порой с устойчивыми негативными двигательными ритуалами, появившимися навязчивыми движениями к концу раннего возраста стали эмоционально позитивными, с удовольствием принимающими различные двигательные задачи, умеющими синхронизировать свои движения с движениями сверстников. А главное – наши дети с энтузиазмом перенимают от взрослого новые двигательные приемы, что позволяет создать оптимальный двигательный режим для всего детского сообщества.
1.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации
детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.
2.Кочетова И. П. «Физическое воспитание детей раннего возраста»,
Методическое пособие для воспитателей и родителей, Изд. 2-е, издательство:
«Просвещение», 2008. – 164 с.
3.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.
4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка. - М.: "Академия", 2001. – 216 с.
5.Смиронова Э.О. Воспитание детей раннего возраста /
Э.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. -М.: Просвещение