Мастер-класса для детей с ОВЗ и кандидатов в замещающие родители по изготовлению русской народной тряпичной куклы «Отдарок на подарок».

Веселова Анна Анатольевна

Мастер-класса для детей с ОВЗ и кандидатов в замещающие родители по изготовлению русской народной тряпичной куклы «Отдарок на подарок».

Цель: Создание условий знакомства и межличностного взаимодействия детей и взрослых для дальнейшего общения и создания замещающей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_otdarok_za_podarok.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса для детей с ОВЗ и кандидатов в замещающие родители по изготовлению русской народной тряпичной куклы.

Тема

«Отдарок за подарок»

Цель

Создание условий знакомства и межличностного взаимодействия детей и взрослых для дальнейшего общения и создания замещающей семьи.

Задачи

Для взрослых:

- знакомство с особенностями развития детей с ОВЗ, проживающих в детском доме через включение в совместную творческую деятельность;

- развитие мотивации к созданию замещающей семьи через опыт взаимодействия с воспитанниками детского дома;

Для детей:

- освоение навыков эффективного общения;

- обучение работе с ножницами, клеем, кистью;

- развитие мелкой моторики рук;

-  воспитание интереса к совместному творческому труду со взрослыми;

- воспитание бережного отношения к материалам и инструментам.

Планируемый результат

Познавательные УУД

- знание истории возникновения тряпичной куклы на Руси

- знание технологии изготовления тряпичной куклы «Отдарок за подарок»

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

-планирование как способность последовательного выполнения действия.  

Личностные УУД

- знание норм поведения и умение им следовать;

-умение соотносить свои поступки с этическими чувствами.

Основные понятия

«тряпичная кукла», «сундук», «Пеленашка», «Берегиня», «Отдарок на подарок», «Мастер»

Межпредметные связи

Музыка, литературное чтение, русский язык, технология, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

План мастер-классов, презентация к занятию, пошаговая инструкция

сундук, колокольчик, разрезанные картинки, бумажные куклы для рефлексии, цветные карандаши, медали.

Организация пространства

Групповая работа

Конспект мастер-класса для детей с ОВЗ и кандидатов в замещающие родители по изготовлению русской народной тряпичной куклы

«Отдарок на подарок».

Цель: Создание условий знакомства и межличностного взаимодействия детей и взрослых для дальнейшего общения и создания замещающей семьи.

Задачи:

Взрослые:

- знакомство с особенностями развития детей с ОВЗ, проживающих в детском доме через включение в совместную творческую деятельность;

- развитие мотивации к созданию замещающей семьи через опыт взаимодействия с воспитанниками детского дома;

Дети:

коммуникативные:

- освоение навыков эффективного общения;

обучающие:

 - обучение работе с ножницами, клеем, кистью;

развивающие:

 - развитие мелкой моторики рук;

воспитательные:

-  воспитание интереса к совместному творческому труду со взрослыми;

- воспитание бережного отношения к материалам и инструментам.

Целевая группа: воспитанники детского дома с ОВЗ в возрасте 6 - 8 лет, кандидаты в замещающие родители.

Оборудование и материалы:

Колокольчик, образцы тряпичных кукол, разрезанные пополам картинки, ножницы, вата, узкая атласная лента, цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани, цветные карандаши, бумажные куклы для рефлексии, медали по числу участников.

Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, беседа «Куклы из бабушкиного сундучка», прослушивание русских народных песен, проведение мастер-классов с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению традиционных народных кукол «Пеленашка», «Берегиня», «Отдарок на подарок», подготовка схемы и материала для изготовления куклы «Отдарок на подарок».

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент.

Ведущий (педагог-психолог) в русском народном костюме, приветствует взрослых гостей поклоном и словами:

- Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Гости званные и желанные! Рада вас видеть в моей горнице. Хорошим гостям и хозяюшка рада. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они – добры молодцы да красны девицы. (Входят дети)

Ведущий, обращаясь к ним:

- Пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома! А мы вас поджидаем и без вас не начинаем. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. (Дети и родители рассаживаются вокруг стола).

Упражнение «Колокол» (Коммуникативные УУД)

Цель: создать положительный настрой на работу в группе.

Участники стоят в кругу.

Ведущий: В одном старом городе  жители каждое утро выходили на площадь и здоровались друг с другом, когда на площади начинал бить большой колокол. Здоровались каждый раз по-разному. Когда колокол бил один раз, они пожимали друг другу руку; два раза – кивали головой, три раза – похлопывали друга по плечу. Давайте попробуем здороваться так, как жители этого города.  

Ведущий звонит в колокольчик разное количество раз, и участники здороваются друг с другом обозначенным образом.

Упражнение: «Имя по кругу» (Коммуникативные УУД)

Цель: познакомить участников друг с другом.

Ведущий: Передавая куклу по кругу, вы по очереди называете свое имя и любимое занятие.

Упражнение «Половинки» (Коммуникативные, развивающие УУД)

Ведущий: Сейчас я раздам каждому из вас по кусочку картинки, а вам нужно составить из них целую, отыскав свою «половинку».

2. Мотивация деятельности.

Ведущий: Давайте, гости дорогие, сядем парами рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все увидят, ушки все услышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.

Ведущий интересуется у детей, нравится ли им у нее в горнице, и обращает их внимание на стоящий на столе сундучок.

Ведущий: Ребята, хотите узнать, что в нем лежит? Сундучок это не простой, а с секретом. Он откроется, если отгадаете мою загадку. Согласны? (ответы детей)

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков ее скрутила,

В сарафанчик нарядила,

Сарафанчик из сукна.

Догадались, кто она? (ответы детей: кукла) 

Давайте заглянем в наш сундучок и проверим, правильно ли мы с вами отгадали загадку. Открывают сундучок. Ведущий достает из сундучка куклу «Пеленашку»:

Ведущий: Посмотрите, ребята, что за куколка. Знакома ли она вам? Как она называется? (ответы детей).

Ведущий: Правильно, это тряпичная куколка «Пеленашка». Мы с вами уже научились ее изготавливать. А кто мне напомнит, для кого она была предназначена? (отвечает желающий из детей)

Ведущий: А я вижу в нашем сундучке еще одну куколку (достает тряпичную куколку «Отдарок на подарок»). Кто знает, что это за куколка? (ответы детей) Верно, это традиционная народная куколка «Отдарок на подарок». И эту куколку мы с вами уже умеем делать. А кто мне напомнит, кто, когда и для кого изготавливал «Отдарок на подарок»? (ответы детей).

Ведущий, обращаясь к родителям:

- А вы, гости дорогие, хотите научиться своими руками создавать такую куколку? (ответы родителей). Тогда давайте вместе с нами подготовимся к работе, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку» (Развивающие, коммуникативные УУД)

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.Наши пальчики к работе готовы.

Упражнение «Половинки» (Коммуникативные, развивающие УУД)

Ведущий: Сейчас я раздам каждому из вас по кусочку картинки, а вам нужно составить из них целую, отыскав свою «половинку».

Ведущий: А теперь милости прошу в мою светлицу.

Все проходят в музыкальный зал, где расставлены столики и стулья. На столах разложены схемы изготовления куколки «Отдарок на подарок», аналогичная схема проецируется на экране. Кандидаты в замещающие родители и дети парами рассаживаются за столы.

Ведущий: Нравится ли вам, гости дорогие, в моей светлице? (ответы гостей) Есть в ней волшебное окно (проекционный экран). А что же оно нам сейчас показывает? (ответы детей). Верно, это схема изготовления куколки «Отдарок на подарок». А кто из вас, ребята, напомнит, что же нам необходимо для работы? Кто расскажет и покажет, как по этой схеме сделать нашу куколку? (к экрану выходит ребенок по желанию и, совместно с ведущим, рассказывает последовательность изготовления куколки).

- А теперь, ребята, давайте возьмем из нашего волшебного сундучка все необходимое для работы (дети выбирают кусочки ткани, ленточки, кусочки ваты). И не забывайте: сегодня наши гости – ваши помощники, а вы их учителя и наставники. Не стесняйтесь направлять, подсказывать, поправлять.

3. Практическая часть.

Работа в парах (звучит русская народная мелодия «Заинька»). По ходу работы ведущийдает комментарии того, что происходит за рабочими столами.

Ведущий: Что ж, наша работа закончена. А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол, встанем все вместе в круг и полюбуемся на них. Куколки получились такими красивыми, потому что вы работали вместе с нашими гостями, вместе с ними вложили в каждую куколку тепло своих рук. Кто напомнит, ребята, как называется созданная вами куколка? (ответы детей) Кто готов рассказать, как вы ее делали? (рассказ ребенка по желанию) Кто напомнит, кому предназначалась эта куколка и с каким событием была связана? (ответы детей) Давайте порадуем наших гостей и отблагодарим их за помощь в создании куколок, за их работу (дети дарят куколок взрослым). Сегодня каждому участнику мастерской я хочу вручить медаль «Мастер изготовления тряпичной куклы». Вручаются медали

Упражнение «Аплодисменты» (Коммуникативные УУД)

Цель: эмоциональное завершение занятия.

Ведущий: Мы сегодня хорошо поработали и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихо хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник начинает хлопать вместе с ведущим, выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Ведущий: У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто…

Прижми ее к себе, увидишь – счастье

Из глаз струится, как у малыша…

Согрета человеческим теплом

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали…

Теперь она несет тепло в ваш дом…

- Какие замечательные получились игрушки: яркие, красивые! Пусть они украсят ваш дом и будут напоминать о нашей встрече. Пусть изготовление тряпичных куколок станет вашим любимым семейным занятием в дальнейшем.

Рефлексия «Сударушка» (Регулятивные УУД)

Ведущий: Перед каждым из вас изображение русской красавицы в сарафане, но, обратите внимание, что сарафан бесцветный. Я предлагаю вам раскрасить сарафан в зависимости от вашего настроения в данный момент, после нашей совместной работы. Если все понравилось и у вас сейчас хорошее настроение – пусть сарафан будет красным, а если настроение не очень – пусть сарафан будет зеленым.

Спасибо за работу! До новой встречи!