Психологические особенности учеников.

Мищерякова Светлана Петровна

Данная статья посвещена проблемам взросления. Изменение в восприятиии себя учащихся младшей школы, возрастные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon psihologicheskie_osobennosti_uchenikov_5.zip10.84 КБ

Предварительный просмотр:

               Психологические особенности учеников 10-11 лет

Возрастной период 10-11  лет  характерен  переходом  от  младшего

школьного  возраста к отрочеству.  Как и любой переходный период,

он имеет свои особенности и связан  с  определенными  трудностями

как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же  характеризует особенности интеллектуального и личностного

развития школьников на стыке младшего школьного  и  подросткового

возраста?

В этот   период   происходят  существенные  изменения  в  психике

ребенка.  У него начинает развиваться теоретическое мышление, так

как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют

сложившиеся ранее житейские понятия.  На основе  развития  нового

уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических

процессов,  т.е.,  как заметил Д.Б.Эльконин,  "память  становится

мыслящей,  а  восприятие  думающим".  Многочисленные исследования

показывают,  что  развитие  мышления  в   понятиях   способствует

дальнейшему  развитию  у  детей  рефлексии  - понимания ими своей

психической  жизни,  формирования  отношения  к  самому  себе.  В

результате  у  ребенка  начинают развиваться собственные взгляды,

мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера   по-прежнему   развивается   как   ведущая.

Наиболее  серьезные  требования  предъявляются  к  умственному  и

речевому  развитию  учащихся:  навыки   логических   операций   с

понятиями,     систематизация     учебных     знаний,     перенос

интеллектуальных навыков,  понимание  смысла  изучаемых  понятий,

грамотность  и  содержательность  устной  речи.  К концу младшего

школьного возраста у учащихся должны быть сформированы  и  другие

новообразования:     произвольность     психических    процессов,

способность к саморегуляции.

Учебная деятельность дополняется другими видами  деятельности,  и

все  вместе  теперь  они влияют на психическое развитие учащихся,

учебная деятельность при  этом  остается  основной  и  продолжает

определять  содержание  мотивационных  сфер  личности.  С  начала

обучения в средней школе расширяется само понятие  "учение",  так

как  теперь  оно может выходить за пределы класса,  школы,  может

отчасти    осуществляться    самостоятельно,     целенаправленно.

Качественно    изменяются    требования   к   мотивации   учебной

деятельности.  Появляется  новый  вид  учебного   мотива-   мотив

самообразования,  представленный  пока  в наиболее простых формах

(интерес  к  дополнительным  источникам  знаний).   Кроме   того,

успешное  обучение  в  среднем  звене  требует  более  глубоких и

содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения

знаний,  интерес к закономерностям и принципам,  понимание смысла

учения   "для   себя".   Если   интерес   к   учению   становится

смыслообразующим  мотивом  у  ребенка,  его  учебная деятельность

обеспечивает его успешное психическое развитие.

К сожалению,  социальная ситуация в современной школе такова, что

в  складывающейся  иерархии  ценностей  учение не всегда занимает

достойное место,  познавательная  активность  школьников  развита

слабо,  и  только отметка выступает как главный стимул и основной

конечный результат учебы.

Рубеж 3-4-х  классов,  по  свидетельству  многих   психологов   и

педагогов  характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в

школе и самому процессу обучения.  Это выражается в  недовольстве

школой в целом и обязательным ее посещением,  нежелании выполнять

дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие

негативные  проявления  свойственны многим ученикам,  но у тех из

них,  чье  развитие  уже  было  проблемным,  имеется  вероятность

сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах

поведения.

Таким образом,  переход от детства к  отрочеству  характеризуется

своеобразным мотивационным кризисом,  вызванным сменой социальной

ситуации развития  и  изменением  содержания  внутренней  позиции

школьника.

К 3-4-му  классу  общение  со  сверстниками  начинает  определять

многие стороны личностного  развития  ребенка.  В  этом  возрасте

проявляются  притязания детей на определенное положение в системе

деловых  и  личностных  взаимоотношений  в  классе,   формируется

достаточно    устойчивый    статус   ученика.   Именно   характер

складывающихся взаимоотношений с  товарищами,  а  не  только  его

успехи  в  учебе  и  отношения с учителями,  во многом определяет

эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки  школьников  этого

возраста.  Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка

определялась   учителем   на   основании    результатов    учебы,

подвергаются корректировке и переоценке другими детьми;  при этом

во внимание принимаются те качества ребенка,  которые проявляются

в общении.

             Проблемы адаптации пятиклассников

Переход из начальной школы в среднюю связан  у  пятиклассников  с

появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями

в  разных  кабинетах,  необходимостью  вступать  в  контакты   со

старшеклассниками.

Целостный образ-Я  ученика,  который  сложился у него в общении с

учителем   начальной   школы,   дополняется   множеством    новых

составляющих,   которые   выступают   поочередно   то   на  уроке

математики,  то на уроке русского языка.  Ребенок уже не получает

устойчивого  переживания  успешности  или  не успешности  в  узких

рамках  отношений  с  одним  учителем,  так  как  взгляды  разных

преподавателей на успехи и поведение школьников различны,  иногда

и противоположны.  Для ребенка это означает первое столкновение с

противоречиями  в отношениях,  ведь и в будущем на его пути будут

встречаться люди,  воспринимающие его по-разному.  Важной задачей

для  ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения,  в

чем  ему  обязаны  помочь  педагог  и  психолог.  Ребенок  должен

сохранить   самоуважение,   даже  несмотря  на  то,  что  учитель

математики ставит ему тройки и двойки или что  он  стал  объектом

критики учителя биологии или завуча школы.  Признание собственных

недостатков для ребенка является всего лишь осознанием  им  своих

слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного

образа-Я.  Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него

сейчас  не  все  ладится  с учебой,  то виновата в этом не плохая

учительница,  а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти

проблемы  или  принять  их.  Если  же  нарушается преемственность

реальных школьных достижений (например,  в начальной школе он мог

быть  хорошим  учеником,  а  в  средней успехи заметно упали,  но

уровень притязаний  остался  прежний)  ,  то  задача  педагога  и

психолога  состоит  в  помощи  ребенку сохранить самоуважение как

важнейшее условие преодоления неудач.  Если  же  самоуважение  не

будет  сохранено,  вся система-Я у ребенка встает на его защиту и

он может выбрать путь лжи,  мошенничества и уклонения от  решения

своих проблем.

Заметим, что  еще  одной  задачей педагогов и психолога на данном

этапе  социализации  ребенка  будет  обучение   его   способности

размышлять  о  себе,  осознавать свои мотивы и побуждения,  уметь

формулировать оценочные суждения о  себе.  Целесообразно  в  этом

возрасте   предлагать  ребятам  различные  анкеты,  беседовать  с

учениками о них  самих,  о  том,  как  они  представляют  себя  в

сравнении  с  другими  учащимися,  своим идеалом ученика.  В этом

возрасте идеальное Я ребенка может быть вполне осмысленным.

У каждого  учителя  свой  стиль   общения   с   учащимися.   Одни

преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности,

даже  к  какой-то  экспансивности  при  оценке  и  характеристике

учеников.  Было замечено, что для одних преподавателей характерна

общая  тенденция   оценивать   своих   учеников   преимущественно

позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят

со "строгим метром".  Таким образом,  ни та,  ни другая оценка по

отношению  к ребенку не будет точной.  Результаты психологических

исследований  показали,  что  в  школьных  коллективах,  где  нет

единства  в подходе преподавателей к ученикам,  затруднен процесс

формирования представлений учащихся о  себе,  хотя,  образ-Я  уже

может быть устойчивым и независимым.

Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю,  часто механически

переносит     стиль     взаимоотношений,      сложившийся      со

старшеклассниками,    на    учащихся   5-го   класса.   Например,

предъявление    высоких    требований    относительно     учебной

деятельности,  новых форм без этапа предварительного научения или

объяснения причин.

Характерная черта любого зрелого человека состоит в  определенной

его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем

он общается.  Однажды сложившись, образ ребенка может сохраняться

почти неизменным очень долго.  Как часто мы характеризуем ребенка

как "способный,  но ленивый",  "прилежная  девочка"  и  т.д.,  но

говорить  так  о  ребенке означает почти ничего о нем не сказать.

Стабильность и узость представлений учителей об учениках  создают

сдержанную  и  часто напряженную эмоциональную атмосферу.  Ученик

оказывается накрытым ей как бы сетью,  система ожиданий учителя и

одноклассников   в   значительной   степени   предопределяет  его

поведение и поступки.  Учителя,  ставящие ученику плохую отметку,

подкрепляют   отрицательные  ожидания  ученика,  которые  в  свою

очередь порождают плохую отметку:  так  возникает  порочный  круг

неуспеха.  Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих

его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен

усвоить   данный   предмет.   Он  начинает  сомневаться  в  своих

возможностях и считать,  что он никогда  не  достигнет  успеха  в

предмете.  Не  сумев  выполнить упражнение по русскому языку,  не

сумев понять объяснение по математике,  он может прийти к выводу,

что  он  не  способен логически мыслить,  имеет плохую память,  и

перестать поэтому усердно заниматься предметом. Объяснение нового

материала   строится,   как  известно,  на  усвоенном  предыдущем

материале.  Школьника,  упустившего  несколько  тем,   охватывает

чувство, что он остается в классе отстающим. Он впадает в панику,

но старается скрыть ее дома и в  школе.  Если  подобная  ситуация

приобретает   затяжной  характер,  ученик  теряет  веру  в  себя,

начинает негативно относиться к  учебе,  испытывает  страх  перед

занятиями.  Но такое состояние не бывает слишком длительным,  так

как  в  личности  ученика  начинается   компенсирующий   процесс.

Происходят   заметные   достижения   в  какой-либо  другой  сфере

активности,  области.  Иногда  компенсация  созидает   позитивные

качества  ученика,  иногда  она  выражается  в  том,  что  ученик

отмалчивается,  демонстрирует неприязненные отношения к  учителю,

безразличие  к его оценке;  действия учителя могут сопровождаться

негативной интерпретацией,  самоуверенной улыбкой  ученика.  Если

компенсация  выражается в том,  что ребенок начинает делать более

выраженные успехи в каком-либо другом предмете  или  умении,  она

носит  позитивный характер.  Следует помнить,  что школьник почти

всегда  отличается  таким   поведением,   которое   соответствует

ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше

всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая

оценка  его  способностей является подтверждением его собственных

представлений о себе.  Заметим, что уважение учителя к ученику не

исключает  требовательности  к  нему.  Однако  отношение  учителя

должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям,  а не

страх к учению,  наказанию. Страх может парализовать волю зрелого

человека,  не  говоря  уже  о  ребенке.  Отделяйте  человека   от

поступка.   Отношение   учителя   к  ребенку  является  позитивно

прогностичным.  Учитель предвидит и вызывает к  появлению  лучшие

свойства  личности  ученика,  опирается  на  сильные  стороны его

учебных  возможностей.  Следует  помнить,  что  развитие  ребенка

происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не

менее отдаленный результат всегда может быть успешным.