Статья. Создание службы школьной медиации.

Галухина Ольга Владимировна

Создание служб школьной медиации это не панацея. Но ,на мой взгляд, это возможность человека научиться слышать не только себя ,но  и  другого человека, это возможность ощутить  удовлетворение от принятого решения- ведь это его личный выбор! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sluzhby_shkolnoy_mediatsii.docx591.27 КБ

Предварительный просмотр:


Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Актуальность: Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами: постоянно растущее социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, повышенная конфликтность между учащимися; правонарушения, совершаемые несовершеннолетними. Неумение и неготовность некоторых педагогов на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения и преодоления. Начиная с 2012 года, был принят ряд нормативно-правовых документов:

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

Важным для себя считаю: Акцент делается на позитивной траектории развития несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, и одновременно говорится об удовлетворении и защите прав жертвы. Формой реализации данной концепции является создание служб примирения, осуществляющих примирительные встречи между конфликтующими сторонами, в ходе которых правонарушитель приносит свои извинения и заглаживает ущерб, а жертва принимает эти извинения. Кроме того проводится реабилитационная работа с жертвой и воспитательная работа с правонарушителем, соответственно осуществляется восстановительный подход. Работа в данном направлении призвана решать школьные конфликты, проводить профилактику правонарушений несовершеннолетних, улучшать отношения в образовательном учреждении.

«Рекомендации по организации служб школьной медиации» (30.10.2013 г.)

«Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.) «В Концепции определены функции служб примирения, работающих на региональном и местном уровнях: практическая работа с детьми, семьями, школами

Цели и задачи.

Цель проекта: создание системы урегулирования конфликтов в образовательной среде через внедрение в практику деятельности ОУ Школьной службы примирения (медиации).

Задачи проекта: определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении; спланировать этапы деятельности службы; разработать программу подготовки  медиаторов.

  Цель медиации – добиться  соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.

   Целью медиатора- является содействие способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно. Деятельность медиаторов в России регулируется Федеральным законом №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010. Принципы и особенности применения практик медиации и восстановительных практик, а также принципы работы медиатора регламентируются данным законом.

Этот процесс имеет ряд исходных положений, на которые в норме опирается медиатор. Так, посредник должен придерживаться таких принципов:

Добровольность. Все стороны, включая медиатора, должны желать разрешения конфликта таким образом. Медиация - это исключительно добровольный процесс, так как направлен на примирение, а не притеснение двух сторон.

Конфиденциальность. Медиатор не должен разглашать содержание конфликта, а также его решение при условии, что обе стороны не дали согласия на это. Посредник может рассказывать конкретные случаи, но без упоминания имен, фамилий и других данных, которые могут прямо или косвенно указать на конфликтующих лиц.

Взаимоуважение. Только на этой основе компромисс может быть достигнут.

Равноправие сторон. Отношения между конфликтующими должны строиться исключительно деловые, подразумевающие идеальное равенство.

Нейтральность.

Прозрачность процедуры. Несмотря на конфиденциальность, медиация - это процедура, которая не должна иметь подводных камней.

             Что я думаю о медиации.

В современном мире в результате стремительного развития науки, техники, нанотехнологий меняется мировоззрение человека. Кроме того, меняются и жизненные приоритеты: духовные ценности уступают свое место материальным. Темп жизни становится стремительным ,а среда агрессивной. Конечно, при этом велика вероятность развития конфликтных ситуаций. В образовательной организации это не редкость. Большинство родителей и детей  пытаются решить конфликты путем наказания своего обидчика через суд и иные органы власти. Кто-то тешит свою самолюбие, кто-то, таким образом самоутверждается, а кто-то просто вынужден это сделать потому что во многих школах просто не умеют решать проблемы. Создание служб школьной медиации это не панацея. Но ,на мой взгляд, это возможность человека научиться слышать не только себя ,но  и  другого человека, это возможность ощутить  удовлетворение от принятого решения- ведь это его личный выбор!

                              Преимущества медиации.

        

взаимодействие          диалог со сверстниками        достижение согласия       разрешение спора

http://shkola58.ucoz.ru/Mediacia/2_mediacija_szhat.jpg

Чем служба примирения может помочь директору школы:

В школе начнет создаваться инновационная практика примирения.

Риск жалоб в управление образования будет снижаться.

Школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.

Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.

Отношения в его школе будут улучшаться.

Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов школы.

Чем служба примирения может помочь педагогам

Возможность управлять школьными конфликтами.

Возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.

Восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.

Приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.

Инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;

Овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде.

Укрепление роли школьного самоуправления.

Чем служба может помочь школьникам

Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Научиться убеждать других словами, а не силой.

Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.

Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.

Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

Помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).

Источник: https://intolimp.org/publication/piechatnaia-rabota-na-tiemu-proiekt-sozdaniia-shkol-noi-sluzhby-miediatsii-primi.html

Участие в медиации может нести для сторон риски, которые надо понимать.  Медиатор может эти риски минимизировать, но полностью исключить их  вряд ли возможно.

 1. Нарушение конфиденциальности.  Медиатор может гарантировать что он будет сохранять произошедшее  конфиденциально и предупредить об этом стороны, но гарантировать что противоположная сторона ничего не расскажет другим  невозможно.

2. Риск эскалации конфликта существует.

3. Не исключено  использование процедуры медиации одной стороной (или обеими) для  манипуляции другой стороной. Сбора  информации о другой стороне .

4. В школе специалист, выполняющий роль медиатора, является сотрудником школы, получает зарплату как специалист, подчиняется директору.  Если директор принимает восстановительный подход, доверяет медиатору и его нейтральной позиции, то сложностей быть не должно, но так далеко не везде

                                         Описание образовательной организации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области
"Средняя общеобразовательная школа №15"

http://korolev-sh15.ucoz.ru/img/School/shkola1.jpg

Дата создания образовательной организации         1970

Место нахождения образовательной организации .Школа расположена в живописном районе, удобное транспортное сообщение, комфортные условия обучения, достаточный уровень образования. Рядом со школой расположен Театр Юного зрителя, Центр детского творчества, ДиКЦ «КОСТИНО», Историко-краеведческий музей, спорткомплекс  «Металлист».  Эмоционально  привлекательная среда, яркие традиции сделало школу востребованной учащимися и родителями в последние годы.Школа расположена в типовом кирпичном здании, площадью 4458,4 кв. м,имеющем переменную этажность, проектная мощность рассчитана на 860 человек. Опыт работы в сфере образования  46 лет.

Адрес: 141075, Московская область, г. Королёв, ул. Дзержинского, 20а

Количество учащихся 858.

Социальные особенности семей обучающихся

Социальный статус семей (общее число семей – 858, общее количество родите-лей – 1512 чел.) – это дети семей рабочих (29,3%), служащих (44%), ИТР (14,1%), предпринимателей и людей, занятых в мел-ком и среднем бизнесе (6,2%), не работающих (5,8%), пенсионеров (0,6%).

  • 1 ребенка имеют – 370 семей (43,1%);
  • 2 ребенка – 394 семей (45,9%);
  • многодетных – 94 семьи (10,9%);

Наша школа многонациональная. В школе обучаются дети 14 национальностей (русские – 710 чел.(82,7%), других национальностей – 148 чел. (17,3%).

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. Встречаются они и в нашей школе.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение

Источник: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Службы школьной медиации пока нет. Конфликты решаются разными способами, но по большей части, чаще всего достигается не консенсус, а компромисс. Надеюсь на то, что служба будет организована.

                                                   Этапы организации:

1.Разработка положения о Службе школьной медиации.

2.Приказ о создании службы школьной медиации, назначение координатора,

3.Информирование сотрудников, обучение.

                      4.Формирование команды.

           

5 Реализация работы(анализ и корректировка)

Состав службы:

Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

IMG-20171218-WA0018.jpg IMG-20171218-WA0020.jpg

Риски, ресурсы, планируемый результат.

Риск

Ресурсы

Планируемый результат

Риск дезорганизации

Необходимо просвещение (реклама, беседы, тренинги)

Сотрудничество с городскими центрами ,работающих в этом направлении.

Создание атмосферы, которая позволяет перейти от взаимных обид к пониманию. Соблюдение принципа нейтральности.

Риск девальвации социальной значимости медиативной деятельности.

Необходимо сетевое взаимодействие с медиаторами города. Создание инициативных групп по обучению специалистов.

Обмен опытом, возможность обучения на внебюджетной основе.

Риск недооценки социальной значимости медиативной деятельности.

Мотивация :знакомство с положительной статистикой медиативных процедур, просветительская деятельность

Избежание судебных тяжб, создание условий для диалога, ощущение результатов сразу.

Риск имитации

Взаимодействие с членами школьной медиации. Личностные качества человека.

Устранение формального подхода, поддержка педагога.

                                                           Источники:

  1. http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305
  2. https://intolimp.org/publication/piechatnaia-rabota-na-tiemu-proiekt-sozdaniia-shkol-noi-sluzhby-miediatsii-primi.html
  3. http://www.8-926-145-87-01.ru/медиация/риски-медиации
  4. https://infourok.ru/proekt-sozdaniya-shkolnoy-sluzhbi-mediacii-664243.html
  5. https://yandex.ru/images/search?text=преимущества%20медиации&img_url=http%3A%2F%2Fshkola58.ucoz.ru%2FMediacia%2F2_mediacija_szhat.jpg&pos=3&rpt=simage