Тревожный ребёнок

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности ребёнка испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Тревожные дети отличаются особой эмоциональной чувствительностью, они мнительны и впечатлительны. Кроме этого, для таких детей нередко характерна низкая самооценка, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Родителям необходимо знать о том, что тревожность мешает ребёнку нормально общаться со сверстниками и со взрослыми.  Тревожному ребёнку сложно первому подойти к другому ребёнку для того, чтобы познакомиться с ним, поднять руку, чтобы ответить на уроке или спросить что-то у педагога.

 Как мы видим, из всего вышесказанного, тревожному ребёнку необходима помощь. И кто же первый обратит внимание на проблемы вашего ребёнка? Конечно же, вы сами-родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trevozhnyy_rebyonok.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожный ребёнок

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности ребёнка испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Тревожные дети отличаются особой эмоциональной чувствительностью, они мнительны и впечатлительны. Кроме этого, для таких детей нередко характерна низкая самооценка, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Родителям необходимо знать о том, что тревожность мешает ребёнку нормально общаться со сверстниками и со взрослыми.  Тревожному ребёнку сложно первому подойти к другому ребёнку для того, чтобы познакомиться с ним, поднять руку, чтобы ответить на уроке или спросить что-то у педагога.

Виды тревожности

Врожденная тревожность. Такие дети с самого раннего возраста медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, их психика крайне неустойчива.

Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.

Очень часто ситуативная тревожность бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и может сохраниться (пусть даже в минимальных проявлениях) у взрослых.

Наиболее распространённые причины  тревожности у детей

 Противоречивые требования взрослых.
 Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.

 ● Неблагополучная обстановка в семье – развод, ссоры, смерть кого-то из близких и др.

●Тревожные родители.

● Сложности адаптации к новому классу, смена места жительства.

● Сложности в общении со сверстниками, учителями, родителями другими эмоционально значимыми для ребёнка людьми.

●Ослабленная нервная система.

Признаки тревожности у детей

● Нежелание идти в школу или в детский сад, особенно после каникул, болезни.

● Боязнь всего неизвестного. Ребёнок снова  и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он не любит новое, ему комфортно только с тем, что ему хорошо известно.

●Чрезмерная любовь к порядку. Ребёнок может по несколько раз в день наводить порядок на своём рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берёт его школьные принадлежности или игрушки и ставит их потом не на свои места.

●Ребёнок сильно нервничает в преддверии контрольных работ, конкурсов, важных событий в семье.

●Ребёнок по многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.

●Заниженная самооценка.

●Повышенная утомляемость.

●Отсутствие настойчивости и целеустремлённости.

●Ребёнок считает, что во всех бедах и проблемах близких виноват именно он.

●Частые мышечные зажимы в области шеи и лица.

●Часто влажные и холодные руки.

●Тревожные дети часто жалуются на страшные сны и плохой аппетит.

●Тихий голос, напряжённый взгляд.

●Плаксивость.

Сочетание нескольких вышеперечисленных признаков у ребёнка может говорить о наличии у него повышенной тревожности.

Как мы видим, из всего вышесказанного, тревожному ребёнку необходима помощь. И кто же первый обратит внимание на проблемы вашего ребёнка? Конечно же, вы сами-родители.

Ниже приведены психолого-педагогические рекомендации по преодолению тревожности у детей. Если вы заметили у своего ребёнка признаки тревожности, то эти несложные советы специалиста именно для вас.

Рекомендации педагога-психолога родителям тревожных детей

1. Поручения, которые даются ребенку, должны соответствовать его возможностям, потребностям, особенностям (возрастным, физическим, индивидуальным психологическим).

2. Рекомендуется повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты сможешь это сделать хорошо»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. Хвалить ребёнка нужно, но, нельзя забывать о том, что похвала должна быть за какой-то конкретный успех вашего ребёнка (например: «Ты сегодня написал эту букву лучше, чем вчера, молодец! Я думаю, что скоро, если ты и дальше будешь так стараться, у тебя получится научиться писать и остальные буквы!»).

4. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

5. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.