Детский страхи и пути их преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все, и многие вещи ему просто не понятны. У детей в каждом возрасте существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д. 

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические (природные) и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi_i_puti_ih_preodoleniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи и пути их преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все, и многие вещи ему просто не понятны. У детей в каждом возрасте существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д. 

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические (природные) и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов.

Основные виды страхов у детей

Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детским сверхценным страхам можно отнести, например, страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, боли, резких звуков и т.п. 

Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь (страх высоты, пожара, закрытых и открытых пространств, страх животных и др.).

Бредовые. Данный вид страхов является самой тяжёлой, причину их появления найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Причины возникновения детских страхов

1. Первая и наиболее понятная причина - конкретный случай,  который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте и др.). Ребёнок в таком случае пережил негативный опыт. 

Во многом, переживание страха зависит от особенностей характера ребенка, особенно проявление таких черт, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.. А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребёнка.

2. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

3. Чувство страха также может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

4. Агрессивное поведение родителей также может быть одной из причин возникновения страхов у детей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.

5. Нередко причиной страха становятся сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, и ребёнок не хочет идти в детский сад или в школу, вполне вероятно, что он боится быть униженным.

6. Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «сломаешь») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.

7. Самые распространенные среди детских страхов -  это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

8. Фильмы, компьютерные игры агрессивного характера, «страшилки», «ужастики». Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения. Особенно опасны такие игры для эмоционально чувствительных детей.

9. Психические расстройства ребенка. Иногда страх может являться симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). В этом случае требуется помощь специалиста (врача).

Рекомендации педагога-психолога родителям по преодолению страхов у детей

☺  Не стоит заниматься «закаливанием», т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не оставляйте его одного в тёмной комнате. Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны. У ребёнка могут появиться неврозы, заикания, отклонения в развитии.

☺ Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».

☺  Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что родитель и близкие люди его хорошо понимают.

☺ Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы (родители), рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

☺  Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

☺  Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком.

☺ Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится шума, можно не включать в его присутствии «шумные» предметы, такое потакание успокоит ребёнка, но не избавит его от страха.