Условие эффективного психологического сопровождения ФГОС. Рефлексивный анализ внутренних потребностей педагога-психолога, реализуемых в профессиональной деятельности
<p>Введение нового Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образованния существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды в ДОУ.</p>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_effektivnogo_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_fgos.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Условия эффективного психологического сопровождения ФГОС. Рефлексивный анализ внутренних потребностей педагога – психолога, реализуемых в профессиональной деятельности»
Кафедра «Психология образования»
Москва 2014
Введение нового Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды ДОУ. Педагог – психолог является полноценным участником воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.
Для воспитательно-образовательного процесса в ДОУ большое значение имеет психическое здоровье не только детей, но педагогов; индивидуализация образовательных маршрутов детей дошкольного возраста; создание психологически безопасной и комфортной предметно - развивающей среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность в организации психологического сопровождения внедрения ФГОС на уровне каждого образовательного учреждения.
Одной из основных задач педагогов – психологов на данном этапе введения ФГОС в систему образования является создание психологически благоприятных условий, для более эффективного ведения образовательного процесса.
Основные направления психологического сопровождения введения ФГОС: 1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов, воспитанников, их родителей.
2. Профилактика и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности воспитанников, мониторинг и анализ безопасности образовательной среды, эффективности программ, уровня развития и социально-психологической компетентности воспитанников.
3. Разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды.
4. Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.д.)
5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях.
Введение стандарта требует активного участия педагога - психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы.
Таким образом, на педагогов-психологов образовательных учреждений возлагается очень большая ответственность, ставятся новые задачи, расширяется их функционал, возрастает потребность в качественных психологических услугах.
I.Введение ФГОС в систему образования
1.1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Стандарт развития (А.Асмолов «всероссийский съезд работников дошкольного образования»)
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, « с одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребёнка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Как сказал А.Асмолов, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
В основу стандарта была положена культурно – историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодиагностическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно - дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры».
В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным стандартам 3 июля 2013 года.
В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона « Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учётом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
Основной методологией в системе дошкольного образования при ФГОС является деятельностный подход и обеспечение разнообразия детства, т.е. для развития и становления детям важно живое общение со сверстниками и взрослыми в игре, и в других видах деятельности.
Общение взрослых с детьми (педагогов с воспитанниками, родителей с детьми), работа с педагогами и родителями достаточно широко освещается Овчаровой Р.В. в «Практической психологии образования» (М.:Издательский центр «Академия», 2003).
II. Условия эффективности психологического сопровождения ФГОС
2.1. Требования к условиям введения ФГОС в систему образования
Требования к условиям введения ФГОС в систему образования в ДОУ включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации общеобразовательной программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 17октября 2013 г.№1155 г. Москва). Условия введения ФГОС в систему дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования к условиям направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечивает открытость дошкольного образования;
- Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2.2. Условия эффективности психологического сопровождения ФГОС.
Для успешной реализации введения ФГОС в систему образования должны быть соблюдены следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развитии;
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общении;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также, социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При введении ФГОС в систему образования может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка); через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В целях эффективности сопровождения ФГОС должны быть созданы условия для:
- Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
- Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;
- Организационно-методического сопровождения процесса реализации введения ФГОС, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В своей книге «Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Г.А. Рябова отражает специфику взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, которыми являются дети, родители, педагоги, администрация и другие специалисты.
Педагог- психолог является одной из ключевых фигур при взаимодействии с субъектами образовательного процесса, так как в свете обсуждения проекта ФГОС приоритетным становится эмоциональные и социальные компетенции, соответствующие возрасту, игре, и другим видам деятельности детей дошкольного возраста.
Именно психолог может стать той точкой опоры, которая сдвинет ситуацию в ДОУ, так как понимает, что такое эмоциональная и социальная компетенции. Именно психолог может научить педагогов как нужно работать с детьми с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Психолог может стать образцом ответственного и персонально включённого отношения к новому, может выстроить профессиональное общение с педагогами и воспитателями.
III. Рефлексивный анализ внутренних потребностей педагога – психолога, реализуемых в профессиональной деятельности
Стаж работы воспитателем - 20 лет. Что послужило причиной переквалификации?
- Снятие эффекта «самовыгорания» после 20-ти лет работы воспитателем путём переквалификации. Желание дальнейшего саморазвития.
- Возможность остаться в знакомой сфере деятельности (ДОУ), но в другом качестве.
- Снятие психоэмоционального напряжения по отношению к работе с детьми дошкольного возраста. Сближение с коллективом ДОУ.
- Возможность оказывать помощь в работе коллективу ДОУ, детям дошкольного возраста имея не только педагогический опыт, но и психологические знания.
Данная профессия даёт возможность расширить свой кругозор в данной области, познать другой мир отношений; изучить различные методы и приёмы работы, направленные не только на сохранение и укрепление психического здоровья как коллектива ДОУ и детей дошкольного возраста, так и на улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Основное в любом образовании - это стандарт. Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего, он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка, учитывать его индивидуальность и сохранять уникальность детства
В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.
Особая программа дошкольного образовательного учреждения - это социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка ребенка, его индивидуальности и социального развития через направления: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Любые области в этих направлениях являются взаимопроникающими и взаимопересекающимися, как друг с другом, так и с личностным развитием ребенка (Кудрявцева Е.А., Гулидова А.М. «ФГОС дошкольного образования в вопросах и ответах», М., Издательство: Учитель, 2014).
Изменяется отношение и к мониторингу: ребенка должны ценить, а не оценивать. Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский), используется, чтобы составить индивидуальные (парциальные) программы развития.
Немаловажный момент и в том, что, чтобы дети хотели учиться - должны быть учителя, которые хотят их учить. Изменения надо начинать с воспитателей и учителей, что на данный момент является приоритетным направлением работы педагога-психолога при введении ФГОС в систему образования.
Список литературы
1. Н.В. Микляева, вебинар «Образовательная программа дошкольного организации как механизм перехода на работу по ФГОС дошкольного образования», ТЦ «Сфера», сайт методиста, 2014.
2. Кудрявцева Е.А., Гулидова М.А. ФГОС дошкольного образования в вопросах и ответах. М., Издательство: Учитель, 2014.
3. Г.А. Рябова. Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях внедрения ФГОС, Челябинск, 2014
4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5.А.Асмолов. Федеральный государственный образовательный стандарт – Стандарт образования. ТЦ «Сфера», сайт методиста, 2014.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва