Выступление на педагогическом совете "Педагогическая деятельность в рамках осуществления индивидуального подхода с учетом данных психологического обследования".

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлено выступление на педагогическом совете  с  практическими рекомендациями  педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_noyabr_2017g.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность в рамках осуществления индивидуального подхода с учетом данных диагностического  обследования

ноябрь2017г.

     И.п.- важный психолого- педагогический принцип, согласно которому в учебно- воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности ребенка.

     И.п.- требует глубокого изучения сложного внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходит формирование их личности.

     Если обратиться к истории, то мы увидим, что старая школа стремилась в обучении и воспитании ориентироваться на «золотую середину», в настоящее время вопросу индивидуального подхода и необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и на каждого уделяется очень большое внимание.

     Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания и обучения конкретизуются в соответствии

-с типологическими (возрастными) особенностями развития школьника, на которые педагог может влиять меньше всего, но в то же время он должен их учитывать и опираться на закономерности этого развития в учебно- воспитательном процессе;

- с индивидуальными и личностными особенностями развития на которые влияние педагога достаточно велико, которые во многом определяются характером жизни школы, деятельностью учителя.

Педагогическая деятельность в рамках осуществления индивидуального подхода имеет следующую направленность (на ученика, на себя, на предметную сторону профессии

1.Направленность на ученика, как центральную фигуру педагогического процесса. Педагогу важно уметь слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность.

Индивидуально- психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировки домашних заданий, при использовании дидактического материала. Одному ученику необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом, один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой- медленно и продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает «по настроению», один занимается охотно, другой по принуждению.

    Осуществление индивидуального подхода в воспитании, прежде всего, предполагает знание и учет специфических условий, которые повлияли на

формирование той или иной черты личности. Это необходимо знать потому что только понимая природу того или иного проявления можно правильно реагировать на него.  Возьмем например упрямство- прежде всего надо знать природу упрямства- в чем его причина, какой оно носит характер.

    -упрямство, как протест против грубого обращения

    -упрямство, как реакция избалованного ребенка

Одно дело упрямство эпизодическое, нетипичное для ученика, вызванное сильной обидой, другое дело постоянное упрямство, упрямство вызванное сильным утомлением - это совсем иное упрямство нежели упрямство, как следствие неправильного представления о самостоятельности и принципиальности.

    Индивидуальный подход в воспитании предполагает также и умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности даже самого «трудного» ученика, в частности на его интересы и склонности. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение школьника, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться цели.

        Важно помнить: Воспитательные и обучающие методы, с успехом применяемые к одному учащемуся могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому.

     Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, следует отметить, что одна из особенностей осуществления индивидуального подхода состоит не только в необходимости учитывать особенности патологии ребенка (которая год от года становится более глубокой), но и особенности протекания присоединяющихся к основному диагнозу заболеваний, негативный социальный опыт, нарушение семейных взаимоотношений, снижение учебной мотивации, предпочтение внешкольных интересов школьным и т.д.

     При решении данных проблем согласованная деятельность всего педагогического состава может принести учащемуся гораздо больше пользы, нежели усилия одного педагога.

     В этом направлении психологической службой школы ежегодно проводится индивидуальная диагностика учащихся, направленная на выявления особенностей психического развития, уровня развития познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы. Оценка результатов того или иного ученика производится не только путем сравнения этих результатов, с какими- либо нормами и средними величинами, но главным образом сопоставление их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения или отставания в развитии. Мы пытаемся выявить не только наличный, актуальный уровень развития той или иной

индивидуальной особенности, а также возможностей ее развития - чего  учащийся предполагаемо  может достичь при сотрудничестве со взрослым.

     Далее данные  психологического обследования по школьной тревожности, самооценки, учебной мотивации.

   Индивидуальные данные по всем параметрам, на всех обследованных детей имеются у психологов. По их результатам педагогами – психологами будет проведена индивидуальная работа для выявления причин  и коррекционная работа в микрогруппах по снятию симптомов тревожности.

    Мы всегда готовы поделиться результатами обследования любого учащегося школы, совместно наметить пути и средства, которые могут быть эффективно применены в учебно - воспитательном процессе с данным учащимся, оказать помощь в преодолении учебных трудностей, конфликтных ситуациях, а также осуществить индивидуальную работу с учащимися по запросу учителя, воспитателя, администрации.

2. Направленность педагогической деятельности на себя.

   Педагогу важно научиться слушать самого себя, свое внутреннее состояние, чутко улавливать степень осуществления поставленных перед собой целей, сбои в решении отдельных учебных и воспитательных задач, характер своих взаимоотношений с учащимися, родителями, коллегами с тем, чтобы своевременно корректировать свою работу.

    Важно помнить, какую значительную роль в учебно- воспитательном процессе играет личность педагога. Не только его профессиональные, но и личностные качества: его отношения к окружающим людям, умение позитивно разрешать конфликтные ситуации, тактичность в общении с коллегами (особенно в присутствии детей).

    В качестве фундаментального условия профессионального развития учителя следует рассматривать его профессиональное самосознание.

   Высокий уровень развития самосознания учителя характеризуется индивидуальным подходом к каждому ученику, базирующемуся на фактах

наиболее полно и верно отражающих особенности личности ребенка и изменениях, которые происходят с ним в процессе обучения.

Развитие профессионального самосознания происходит:

  1. в процессе осмысления уровня подготовленности;
  2. в самопознании себя как личности;
  3. в самопознании себя как профессионала;
  4. в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;
  5. в процессе профессиональной самооценки.

От глубины анализа указанных критериев зависит профессиональный рост учителя и развитие его творческого потенциала.

Важным показателем профессионального самосознания является способность педагога к саморазвитию.

Среди педагогов, воспитателей школы было проведено обследование на способность педагога к саморазвитию.

    В обследовании приняло участие 33 педагога ( учителя и воспитатели).

Были получены следующие результаты:

     73%  обследуемых показывают активное развитие в педагогической деятельности- это изучение себя, рефлексия собственной деятельности, умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других, анализ чувств и опыта, работа с методической литературой и обсуждение интересующих вопросов с коллегами. Кроме этого у данных педагогов отмечается гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменением ситуации, отход от стандартных решений, нахождение целесообразного варианта.

    27%  обследуемых показывают отсутствие сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий, возникающие препятствия не стимулируют деятельность, а наоборот, снижение стремления к осуществлению обратной связи, к анализу собственных чувств и опыта.

    Не выявлено педагогов остановившихся в развитии и не интересующихся собственной педагогической деятельностью и ее результатами.

3. Направленность педагогической деятельности на предметную сторону профессии,  прежде всего предполагает:

отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала; выбор и применение методов и организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом.

   Замечательно, когда учитель исходя из личного опыта, знаний, умений и навыков пытается найти оптимальные способы и пути работы с классом в

целом и индивидуальных форм занятий. Тогда одни и теже вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, их индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной, с тем чтобы каждый был оптимально занят на уроке и смог бы ощутить удовлетворение от результатов своей работы, радость от похвалы учителя от пусть незначительного, но продвижения вперед.

   Безусловно, работа педагога в этом направлении требует больших энергетических, временных затрат для анализа учебного процесса, продумывания методов и средств учебной деятельности, эффективности использования учебных материалов, подбора раздаточного материала с учетом уровня развития каждого ребенка. Педагогу необходимо учитывать, чтобы нужный материал был в наличии на изучаемую тему, на разный уровень детей ( т.к. часто в одном классе обучаются дети разного уровня) и чтобы этого материала было достаточно, но в тоже время самому не «затеряться» в его количестве. Т.е. структурировать его таким образом, чтобы им можно было при необходимости  легко воспользоваться.

   Как показывает опыт и наблюдения, когда педагог уделяет внимание занимательной стороне обучения это положительно влияет на познавательную активность учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету.  

   Показателем результативности осуществления индивидуального подхода является не только уровень обученности, но и то насколько мы смогли совместными усилиями, воспитать в школьнике добросовестное, честное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, умение беречь и ценить то, что их окружает, привили им навыки самообслуживания и умения решать бытовые вопросы. Это будет хорошим подспорием каждому учащемуся и поможет ему менее болезненно социально адаптироваться к будущей самостоятельной жизни.

   Учителя и воспитатели в своей педагогической деятельности стремятся учесть особенности развития ребенка, его характер, переживании отношение к окружающему миру. Это показывают и результаты исследования, и наблюдение и общение с педагогами. Чтобы картина и представление о ребенке было более полным, знания о нем должны быть основаны не только на педагогической интуиции, жизненном опыте, но и на дефектологических и  психологических принципах изучения личности ребенка.