Взаимосвязь родительских отношений и тревожности детей
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня тревожности младших школьников
Актуальность проблемы исследования. Решение задач гуманизации и демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всей совокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детского сообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений. Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
Целью нашей работы является выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Объект исследования выступает взаимоотношение в семье между родителем и ребенком.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня тревожности младших школьников;
2. Выявить и описать проблемы во взаимоотношениях детей и родителей;
3. Составить необходимые рекомендации по коррекции поведения родителей и педагогов с детьми младшего школьного возраста
Методологической основой данной работы являются труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С. Выготский, В.Н… Мясищевич, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитие личности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон и другие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие)
Надежность и достоверность результатов обеспечиваются использованием исследований в соответствии со стандартами современной экспериментальной психологии, а также широкого класса методов фиксации и анализа эмпирического материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные результаты могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, а также при подготовке научно-методических материалов по работе со студентами. На основе полученных результатов можно будет уменьшить недопонимание между родителями и детьми младшего школьного возраста.
В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.