Влияние семьи на развитие ребёнка
В статье описаны основные стили семейного воспитания и их влияние на личностное развитие ребенка в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_razvitie_rebyonka_osnovnye_tipy_detsko.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на развитие ребёнка
Основные стили семейного воспитания
1.Авторитарный стиль
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.
При таком типе детско-родительских отношений:
- ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
- у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
- ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;
В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:
- при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
- вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
- став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
2. Гиперопекающий стиль
Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком типе детско-родительских отношений:
- у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
- они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
- ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
- он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
- ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.
3.Гипоопекающий стиль
Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту
«не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком типе детско-родительских отношений:
- родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
- ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.
4. Демократический стиль
Родители в семье считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком типе детско-родительских отношений:
- жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
- отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь. В дальнейшем ребёнок:
- вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.