Давайте поиграем.
Статья об опыте применения игр-ходилок в групповой коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 213.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте поиграем.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одним из путей пробуждения интереса и повышения активности у детей на занятии психолога является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, активизирует работоспособность, позволяет многократно повторять один и тот же материал без скуки и монотонности.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
При подборе игр для работы с детьми ОВЗ, необходимо придерживаться следующих общих правил:
-Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
- Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
-Подбор учебного материала должен соответствовать программе и возможностям детей.
-Легкие и трудные задания должны чередоваться.
-Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
-После игры обязательно должны быть подведены итоги.
Всем этим требованиям отвечает игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр. Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.
В играх с фишками и кубиками ребёнок с нарушением развития приобретает множество полезных умений и знаний.
- Развитие речи: во время игры у ребенка увеличивается и активизируется лексический запас.
- Социальные навыки: ребёнок учится соблюдать правила – ждать свою очередь, делать правильное количество ходов, выполнять определённые условия игры и достойно встречать победу или поражение.
- Мелкая моторика и координация движения: правильно бросить кубики, аккуратно передвинуть на нужное количество клеток фишку – это ответственная и серьёзная задача для детей с нарушением моторики или с СДВГ.
- Произвольное внимание и концентрация внимания: во время игры ребёнку нужно держать в памяти количество и очередность ходов, правила и общий сюжет игры и т.д.
В своей работе я несколько модифицировала привычную нам всем игру – ходилку, что позволяет развивать мышление и речь детей с ОВЗ. Суть игры в том, что дети не просто бросают кубик и двигаются по игровому полю в соответствии с выпавшим числом, а отвечают на вопрос, заданный ведущим. Если ответ правильный, то игрок двигается по полю, если ответ не правильный, то игрок остается на месте.
В игру мы играем с детьми с 1 по 8 класс. Для игры необходимо картонное игровое поле, фишки и кубик. Фишки и кубик можно смастерить самим, как и поле. Правила группа может придумывать сама. Это и пропуск хода, и возврат назад, дополнительный вопрос, перепрыгивание через несколько ходов. Совместное создание правил способствует сплочению детей, делает их более ответственными и внимательными.
Для каждой игры я готовлю вопросы, которые можно зачитывать по порядку с листа, а можно подготовить карточки с заданиями, которые ребята тянут сами и читают вопрос (оттачиваем навык чтения). Игра может быть посвящена закреплению только одной логической операции, например все задания на обобщение, или может составляться по типу викторины - задания из разных областей и на закрепление различных логических операций.
Вопрос, на который не ответил игрок, переходит к следующему и так по кругу. Если на него не получен ответ, вопрос снимается, и ведущий может на него ответить сам, тогда этот вопрос появляется в следующих играх для закрепления. А может остаться для игроков в качестве домашнего задания и тогда тот, кто правильно ответит на него перед следующей игрой, начинает игру не с клетки №1 а, например, с клетки №5.
Надо отметить, что в игру с удовольствием играют как малыши в начальной школе, так и ребята постарше. Как только дети понимают принцип игры, я предоставляю им возможность самим следить за правильностью ходов друг-друга (отсчитать верное количество шагов по полю, вернуться назад или перескочить вперед и т.д.). Сложно бывает справиться с несдержанными игроками, теми, кто выкрикивает правильный ответ или подсказывает замешкавшемуся ребенку. На этот случай перед началом игры мы всей группой принимаем правило, что за первый выкрик ребенок получает предупреждение, а после второго замечания возвращается на старт независимо от того как далеко он уже продвинулся к финишу. Такой опыт заставляет держать себя в руках даже самых эмоциональных участников.
Таким образом предложенная игра является ценным средством активизации умственной деятельности детей, она вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения, в зависимости от задачи, поставленной взрослым.
Я думаю, что такая игра может быть в арсенале не только психолога, но и педагога. Дети вполне могут играть в нее самостоятельно в свободное время, если роль ведущего отдать одному из них, снабдив его вопросами и ответами к ним.
Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага подходящего размера, краски или карандаши. Можно распечатать готовые игровые поля из интернета и раскрасить их вместе с ребятами. Кубик можно слепить из пластилина или наклеить точки на любой подходящий кубик, фишки можно заменить пуговицами или другим подручным материалом.
Такими могут быть задания для 2-3 класса:
- Угадайте какое слово лишнее? Почему?
Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.
Лошадь, заяц, кошка, собака.
Волк, медведь, корова, белка.
Бабочка, стрекоза, муха. воробей.
- Продолжи….. (Вид - вид)
Красный, ... (желтый, зеленый). Сапоги, ... (тапочки, ботинки). Диван, ... Тарелка, ... Кепка, ... Волга, ...
- Я знаю пять названий ….
домашние животные (...), дикие животные (...), птицы (...), рыбы (...), насекомые (...), деревья (...).
- Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).
Волк, заяц, лиса… (дикие животные). Корова, овца, собака... Воробей, ворона, синица...
- Продолжите (Часть - целое)
Окно, крыша, стена, дверь - это части дома. Лапы, усики, ... Перья, клюв, ... Жабры, плавник, …
- Необходимо назвать целое, частью которого являются...
Например: страница это часть книги. Шляпка- это часть …? Нос- это часть …? Сердце- это часть …? Колесо- это часть …? Рукав- это часть …?
7. Противоположности.
1.Днем - светло, ночью -... Сахар - сладкий, соль -... Перец - горький, конфета - ... Зимой - холодно, летом -...
2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).
Большой бедный быстрый веселый высокий больной
- Аналогии.
Ложка: есть, нож: ... (резать). Пила: пилить, топор: ... Грабли: сгребать, лопата: ... Тетрадь: писать, книга: ...
- Подбери понятие под определение.
1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко. 2.Дерево, на котором растут сливы.
3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.
10. Определение понятий
Ранец - ученическая сумка, которую носят на спине. Шорты - короткие брюки. Корова - ... Герой- ... Мир- ... Курица - ... Трус -... Дружба -... Утка -... Ябеда - ... Честность - ...
11. Отвечай быстро.
1.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
2.Что такое книга? (Произведение печати в виде переплётных листов с текстом)
3.Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом одинакового роста. (Саша)
4.Солонка – это посуда для … (соли)
5.Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)
6.Назови туалетные принадлежности. (Щётка, мочалка, расчёска и т.д.)
7.Зайчик, который может появиться лишь в ясный солнечный день. (Солнечный зайчик)
Примеры игрового поля: