Программа работы педагога-психолога по развитию жизнестойкости посредством коррекции временной перспективы учащихся старших классов
Данная программа разработана с целью повышения жизнестойкости и рассчитана на длительное действие (для самостоятельного формирования образа позитивного будущего после выпуска ребенка из школы). Диагностический материал позволяет также работать со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа педагога-психолога | 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя образовательная школа № 5
Р А С С М О Т Р Е Н О На педагогическом Совете МБОУ СОШ № 5 Протокол № ______ от «___» ___________2017г. | У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор МБОУ СОШ № 5 С.С. Григорьева_____________ «____» ______________2017г. |
ПРОГРАММА
педагога – психолога по развитию
жизнестойкости посредством коррекции временной перспективы учащихся старших классов МБОУ СОШ № 5
г. Краснодара
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Шестакова А.С.
г. Краснодар
2017 год
Содержание
1.Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Нормативно – правовое основание Программы………………………………4
Цели и задачи деятельности…………………………………………………….4
Особенности ОУ……………………………………………….………………..5
2.Содержательный раздел
Направления деятельности педагога-психолога…………………….………..5
Психологическая диагностика…………………………………………..5
Коррекционно-развивающая работа……………………………………5
Консультационная работа………………………………………….…….6
Психологическое просвещение………………………………………….6
Организационно-методическая работа…………………………………6
3.Организационный раздел
Материально-техническая обеспеченность…………………………….……..7
Перспективный план работы по Программе на 2017-2018 учебный год…….7
Приложения
Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)………………..9
Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо …...……………11
Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная методическая разработка определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по таким профессиональным направлениям, как: психодиагностика, психокоррекция и психологическое консультирование. Реализация осуществляется в процессе работы с учащимися 9-11 классов.
Актуальность данной Программы очевидна: подростковый возраст отличается кризисными моментами развития, когда школьнику становится трудно справляться с проблемами и сложностями, возникающими на его жизненном пути. Поэтому мы предлагаем обратиться к такому понятию как временная перспектива личности и рассмотреть, как корректировка деструктивной временной перспективы поможет нам развить жизнестойкость подростка, целеполагание и уверенность в будущем.
В науке существует значительное количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Они выполнены в рамках философии, социологии, истории, физиологии, педагогики (А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, A. C. Макаренко, М. К. Мамардашвили, A. A. Ухтомский, П. Фресс, М. Хайдеггер). Проблематика, связанная с феноменом времени, пришла в психологию из философии. В работах И. Канта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. проблема времени рассматривалась в связи с пониманием человека как существа, обладающего своим специфическим способом бытия.
Как известно, во временной перспективе находит свое место как настоящее и будущее, так и прошлое человека. И само влияние прошлого на настоящее и будущее уже представляет собой интерес для изучения. Во-вторых, важно то, что отношение человека к своему прошлому, - именно отношение, а не то, что свершилось на самом деле, - влияет на качество жизни в настоящем и будущем. Самое главное, что это отношение поддается изменению, и, как следствие, может изменяться настоящее человека.
Жизнестойкость – широкое понятие и в своей программе мы будем использовать этот термин в связи с особенностями отношения человека к своему прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения временной перспективы, описанной Ф. Зимбардо, качество нашей жизни зависит от того, как мы относимся к своему прошлому. Соответственно, мы предполагаем, что жизнестойкость и временная перспектива – понятия взаимосвязанные. С опорой на эту теоретическую базу можно говорить о том, что корректируя временную перспективу подростка, мы помогаем ему развить свою жизнестойкость, способность к позитивному восприятию будущего, ответственного отношения к жизни.
Нормативно – правовое основание Программы
Программа педагога-психолога МБОУ СОШ № 5 разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ "
- Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений"
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения».
Цели и задачи деятельности
Цель: оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы с адаптацией к изменяющимся жизненным условиям, целеполаганием и формированием образа позитивного будущего.
Задачи:
- Создание в ОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей школьников)
- Диагностика подростков на предмет жизнестойкости и способности к целеполаганию;
- Выявление временной перспективы личности подростков;
- Коррекция деструктивных временных перспектив и развитие позитивного отношения к настоящему и будущему;
- Развитие адаптивных способностей и навыков целеполагания.
Особенности образовательного учреждения
На данный момент работа по предложенной методической разработке может проводиться с учащимися 9-11 клссов, состоящими в группе риска, либо находящимися в трудной жизненной ситуации, состоящими на внутришкольном учете. Работа предполагается как в индивидуальном, так и в групповом формате – в рамках деятельности психологического «ПрофиКлуба».
Содержательный раздел
Направления деятельности педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога МБОУ СОШ № 5 направлена на всех участников образовательного процесса: учащиеся, родители, педагоги и администрация.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ СОШ № 5 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа с учащимися
- Консультирование субъектов образовательного процесса
- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
- Организационно – методическая работа
Психологическая диагностика.
В рамках данной методической разработки диагностическая работа направлена на выявление уровня жизнестойкости учащихся и определения ведущей временной перспективы подростков.
Психологическая диагностика проводится в форме тестирования опросником временной перспективы Ф. Зимбардо и тестом жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. Кроме того, важными в диагностики являются данные наблюдения за подростком. Адресатом диагностической работы являются учащиеся 9-11 классов.
Надо отметить, что работе по данной методической разработке предшествует проведение первого этапа мониторинга психоэмоционального состояния, по результатам которого выявляются учащиеся, требующие дополнительного внимания со стороны психолого-педагогической службы.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися
Цель: Организация процесса корректировки деструктивной временной перспективы учащегося с целью повышения жизнестойкости и адаптивных способностей личности.
Коррекционно – развивающая работа проводится в индивидуальной и групповой форме 1-2 раза в неделю, в зависимости от запроса учащегося. Продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в направлениях:
- Формирование установок на позитивное будущее путем поиска положительных моментов в прошлом и настоящем ребенка;
- Научение подростка приемам рефрейминга;
- Поиск ресурсных компонентов в настоящем ребенка;
- Проектирование образа позитивного будущего и составление плана по его созданию.
Консультационная работа
Цель: Помощь родителям и педагогам в оказании эмоциональной поддержки ребенка; консультирование подростков по вопросам самореализации в рамках работы «ПрофиКлуба».
Адресатом консультативной помощи являются: учащиеся, родители, педагоги.
Консультации организуются как в индивидуальной форме, так и в форме групповых занятий – заседаний «ПрофиКлуба». В рамках работы клуба учащимся предлагается ознакомиться с разнообразными направлениями временной перспективы, узнать положительные и отрицательные качества каждой из сторон.
Психологическое просвещение
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах адаптивных свойств личности, мотивации школьников. Освещение понятия временной перспективы и ее значения на формирование целеполагания и жизнестойкости учащихся.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
- Беседы и выступления на педагогических советах;
- Просветительские беседы с учащимися в индивидуальной и групповой форме;
- Индивидуальные просветительские беседы с родителями и выступления на родительских собраниях.
Организационно – методическая работа
- Разработка рекомендаций для педагогов и родителей;
- Оформление и заполнение рабочей документации;
- Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений;
- Составление и написание развивающих / коррекционных программ.
- Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям;
- Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям и родительским собраниям;
- Написание отчетной документации.
Итоги работы по программе отражаются в аналитическом отчете за учебный год.
Организационный раздел
Материально-техническая обеспеченность
В МБОУ СОШ № 5 имеется отдельный кабинет педагога-психолога. Кабинет оснащен необходимой мебелью, организовано рабочее пространство психолога: установлен компьютер и принтер. На компьютере установлен диагностический комплекс «Эффектон. Психология в школе».
Площадь кабинета позволяет вмещать до 5 учащихся, поэтому работа преимущественно ведется в индивидуальном формате и в малых группах. Для групповых форм работы задействуются аудитории и рекреации (в каникулярное время).
Перспективный план работы
педагога-психолога на 2017-2018 учебный год по Программе
№ | Вид работы | Адресат | Сроки проведения | Примечания |
1 | Психологическая диагностика | |||
1.1 | Проведение первого этапа мониторинга психоэмоционального состояния учащихся | Учащиеся 5-11 классов | Сентябрь - ноябрь | Составление отчета по результатам мониторинга. Формирование списка учащихся группы риска. |
1.2 | Диагностика жизнестойкости учащихся и изучение ведущей временной перспективы подростков. | Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи | Январь-февраль | Диагностическая работа согласно программе работы |
2 | Коррекционно-развивающая работа | |||
2.1. | Индивидуальные консультации-беседы с учащимися, находящимися в группе риска | Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи | Ноябрь -январь | Подготовка к диагностике и пониманию явления временной перспективы учащегося |
2.2. | Индивидуальные занятия по формированию образа позитивного будущего | Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи | Январь-март | Работа по программе |
2.3. | Групповые тренинговые занятия в формате ПрофиКлуба по формированию ресурсной временной перспективы и развитию целеполагания | Учащиеся 9-11 классов, нуждающиеся в дополнительной психолого-педагогической помощи | Февраль-апрель | Работа по программе |
3 | Консультирование | |||
3.1. | Консультации по проблемам повышенной тревожности подростков в период подготовки к ГИА/ЕГЭ | Родители, педагоги | В течение года | Рекомендации |
3.2. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики | Учащиеся 9-11 классов | В течение года | Рекомендации |
4 | Психологическое просвещение | |||
4.1. | Информирование о возрастных особенностях детей; о важности эмоциональной готовности к экзаменам | Родители | Ноябрь - апрель | Выступления на родительских собраниях |
4.2. | Информирование о особенностях поведения подростков группы риска; о важности эмоциональной поддержки учащихся со слабым типом нервной системы. | Педагоги | Декабрь-апрель | Выступления на педагогических советах |
4.3. | Знакомство с понятием временная перспектива, жизненный путь, карта целей. | Учащиеся 9-11 классов | Декабрь-май | Психологическое просвещение в индивидуальной работе и в рамках «ПрофиКлуба» |
5 | Организационно – методическая работа |
5.1. | Оформление и заполнение рабочей документации (планы работы, журналы) |
5.2. | Подготовка бланков для проведения диагностики |
5.3. | Обработка результатов исследования; обнаружение коррелирующих связей между результатами диагностики |
5.4. | Подготовка материалов для групповых и индивидуальных занятий |
5.5 | Заполнение журналов посещения; составление отчета по проделанной работе |
Приложение № 1
Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)
Имя___________________________________ Возраст_________ Класс_________
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе. Выбирайте тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.
Утверждение | Нет | Скорее нет | Скорее да | Да |
1. Я часто не уверен в собственных решениях | ||||
2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | ||||
3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели | ||||
4. Я постоянно занят, и мне это нравится | ||||
5. Часто я предпочитаю «плыть по течению» | ||||
6. Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств | ||||
7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня | ||||
8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | ||||
9. Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо | ||||
10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня | ||||
11. Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным | ||||
12. Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня | ||||
13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе | ||||
14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым | ||||
15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их | ||||
16. Иногда меня пугают мысли о будущем | ||||
17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал | ||||
18. Мне кажется, что я не живу полной жизнью, а только играю роль | ||||
19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете | ||||
20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми | ||||
21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш | ||||
22. Я люблю знакомиться с новыми людьми | ||||
23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное | ||||
24. Мне всегда есть чем заняться | ||||
25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг | ||||
26. Я часто сожалею о том, что уже сделано | ||||
27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить её до лучших времен | ||||
28. Мне трудно сближаться с другими людьми | ||||
29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно | ||||
30. Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом | ||||
31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен | ||||
32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня | ||||
33. Мои мечты редко сбываются | ||||
34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни | ||||
35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | ||||
36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни | ||||
37. Мне не хватает упорства закончить начатое | ||||
38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной | ||||
39. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы | ||||
40. Окружающие меня недооценивают | ||||
41. Как правило, я работаю с удовольствием | ||||
42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей | ||||
43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются | ||||
44. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность | ||||
45. Я охотно берусь воплощать новые идеи |
Приложение № 2
Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо
Имя:_________________________________ Возраст:_____ Класс:_____________
Инструкция
Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 - совершенно не верно, 2 - скорее неверно, 3 - нейтрально, 4 - скорее верно, 5 - совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на все вопросы.
Утверждение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни. | |||||
2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний. | |||||
3. Судьба многое определяет в моей жизни. | |||||
4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе. | |||||
5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди. | |||||
6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день. | |||||
7. Мне приятно думать о своем прошлом. | |||||
8. Я действую импульсивно. | |||||
9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя. | |||||
10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь. | |||||
11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого. | |||||
12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время. | |||||
13. Если завтра необходимо закончить работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера. | |||||
14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит. | |||||
15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена. | |||||
16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли. | |||||
17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно. | |||||
18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи. | |||||
19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний. | |||||
20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову. | |||||
21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством. | |||||
22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения. | |||||
23. Я принимаю решения под влиянием момента. | |||||
24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее. | |||||
25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них. | |||||
26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты. | |||||
27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить. | |||||
28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок. | |||||
29. Я скучаю по детству. | |||||
30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу. | |||||
31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни. | |||||
32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия. | |||||
33. Редко получается так, как я ожидаю. | |||||
34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности. | |||||
35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах. | |||||
36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого. | |||||
37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво. | |||||
38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять. | |||||
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать. | |||||
40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед. | |||||
41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое. | |||||
42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения. | |||||
43. Я составляю список того, что мне надо сделать. | |||||
44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума. | |||||
45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать. | |||||
46. Волнующие моменты часто захватывают меня. | |||||
47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое. | |||||
48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы. | |||||
49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются. | |||||
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом. | |||||
51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед. | |||||
52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день. | |||||
53. Часто удача дает больше, чем упорная работа. | |||||
54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни. | |||||
55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти. | |||||
56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит». |