Психологическая помощь в кризисной ситуации

Чеснокова Марина Николаевна
РУБРИКА: Умей предупредить беду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_pomoshch_v_krizisnoy_situatsii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУБРИКА: Умей предупредить беду   

Меняющиеся условия современного общества, последующие за этим кризисные явления порождают кризисные ситуации в жизни человека и семьи в целом. Как следствие, в большинстве своем от этого страдают дети. Попадая в кризисные ситуации, зачастую дети становятся беглецами, беспризорниками, безнадзорными, поступают в государственные учреждения. Как показывает практика, у значительной части детей и подростков отсутствует реальная установка на здоровый образ жизни, отсутствует должный контроль со стороны родителей, проявляются такие дезадаптивные формы поведения, как курение, употребление алкоголя, ранние половые отношения.

Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.

Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологии принято выделять основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

- кризисы развития (возрастные кризисы);

- кризисы утраты и разлуки;

- травматические кризисы;

- кризисы отношений и состояния души;

- кризисы смысла жизни.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые, будь то родители или педагоги, могут не оценить всю серьёзность переживаний ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у подростка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Работая с детьми, находящимися в кризисной ситуации, важно учитывать то, что наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

— импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

— агрессивное поведение, раздражительность;

— неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

— нестабильная самооценка: излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно конкретному ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, похвала и др.).

— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

— Стараться поддерживать режим дня (сон, режим питания).

— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

— Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту узкого профиля (неврологу, психиатру – в зависимости от ситуации).

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Важно помнить:

То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.  У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации. Родители, педагоги могут помочь ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко, напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию детей и проявляйте искреннюю активную заинтересованность их жизнью.

М.Н.Чеснокова – педагог-психолог стационарного отделения –

 социальный приют для детей и подростков