Программа тренинга в коучинговом формате для родителей "Моя семья"
Мероприятие пазработано для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penza_programma_treninga_dlya_roditeley.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа родительского собрания в формате командной коуч-сессии «Моя семья»
Номинация. Лучшая методическая разработка.
Разработала: педагог – психолог
Гафурова Гульнара Нязифовна
Кузнецк 2018
Родительское собрание в формате командной
коуч-сессии «Моя семья»
Пояснительная записка
Данное мероприятие посвящено крайне актуальной социальной и психологической проблеме оказании помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями состояния больного ребенка и с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим психотравмирующим фактором. Многие родители оказываются в сложившейся ситуации беспомощными. Факт появления на свет «не такого, как у всех» ребенка и состояние его здоровья в последующий период является причиной сильного стресса, испытываемого родителями. Страхи, одолевающие родителей по поводу будущего ребенка, рождают чувства одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». И тут многое зависит от качества ресурсов родителей. Они, конечно, есть у каждого, но не каждый умеет включить их в поток. Многие родители часто жалуются, что перегружены работой, домашними обязанностями, так что на здоровье, на творчество, на себя, на сотрудничество с образовательным учреждением не остается ни сил, ни времени. И тогда возникает неудовлетворенность жизнью, синдром хронической усталости, депрессивные состояния и т.д. При этом, есть родители, которые не только сохраняют баланс в своей жизни, но активно повышают свои психолого-педагогические компетенции, чтобы помогать развиваться своим детям.
Российское образование, став на путь модернизации образовательного процесса, а также введя инклюзивное образование, провозгласила развитие личности, способной к самореализации и саморазвитию, главной ценностью и целью образования. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие родителей в процессе развития ребенка с ОВЗ. Семья рассматривается как реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями для создания благоприятных условий для развития ребенка с психофизическими недостатками. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей очень важно, но технологии работы с семьей разработаны недостаточно.
Коучинговый подход, суть которого состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности, позволяет родителям, в том числе и родителям, воспитывающих ребенка с ОВЗ, поверить в себя, быть вовлеченными в процесс нахождения наилучших путей решения поставленных задач.
Что же такое коучинг? Международная федерация коучинга (ICF) дала следующее определение коучинга: «Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала».
Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не даёт указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращённых к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. Используя «сильные вопросы», коуч в совместной с клиентом интенсивной работе подводит его к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание в проблемах.
При взаимодействии с родителями психолог-коуч использует 5 принципов Милтона Эриксона:
1. Со всеми взрослыми/детьми всё ОК.
2. Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор.
3. Изменения не только возможны, но и неизбежны.
4. У каждого взрослого/ребёнка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.
5. Любое намерение взрослого/ребёнка основано на позитивном стремлении для себя.
Цель мероприятия:
- Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.
- Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей, в том числе родителей детей с ОВЗ, в виде практических предложений, коучинговых технологий.
3. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов.
Структура мероприятия:
Этап | Методы и формы | Время |
|
| |
2.Организационный этап Актуализация темы. | Анализ рисунков на тему «Моя семья» Постановка проблемы. | 5 минут |
3.Коуч-сессия |
| 65 минут |
4. Подведение итогов, рефлексия | Обобщение. Обратная связь. | 4 минуты |
5. Благодарность | 1 минута |
Ход мероприятия
- Подготовительный этап
- рисование детей на тему «Моя семья»;
- подготовка материалов к практической работе (3 стола или флипчарта, плакаты, маркеры, ручки, листы А4);
- подготовка зала для проведения собрания.
В зале полукругом расставлены стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находится выставка детских рисунков на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема не указана). Для выставки специально выбраны наиболее контрастные рисунки, отображающие две крайности эмоционального состояния детей.
- Организационный этап
Педагог-психолог предлагает родителям посмотреть на рисунки и догадаться, на какую тему рисовали дети. Выслушав мнения родителей, педагог сообщает, что дети рисовали на одну тему - «Моя семья», но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы. По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Мрачные, темные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими барьерами общения, близость фигур свидетельствуют об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей. Изображение себя преувеличенно маленьким свидетельствует о неуверенности, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.
Базовое доверие к миру ребенок получает через контакт с родителями. Ощущение нужности, значимости, желанности или отвержения, непринятия - весь этот набор переживаний складывается через отношения с самыми значимыми людьми в жизни каждого ребенка. Ребенок счастлив, когда его безусловно принимают со всеми его особенностями; когда в семье царит любовь, уважение, гармония; когда родители удовлетворены своей жизнью, имеют ресурсы для восстановления в наше стрессовое время. И здесь многое зависит от качества ресурсов родителей. Они, конечно, есть у всех, но не каждый умеет включить их в поток. Кто-то жалуется на жизнь, ноет, но есть родители, которые не только сохраняют баланс в своей жизни, но и активно повышают свои психолого-педагогические компетенции, чтобы в современных быстроменяющихся условиях помогать развиваться своим детям. И, кстати, изучение коучинговых технологий способствует и первому и второму.
- Проведение коуч-сессии.
- Мини-лекция «Коучинг»
Что же такое коучинг? Международная федерация коучинга (ICF) дала следующее определение коучинга: «Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала».
При взаимодействии с родителями психолог-коуч использует 5 принципов Милтона Эриксона:
1. Со всеми взрослыми/детьми всё ОК.
2. Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор.
3. Изменения не только возможны, но и неизбежны.
4. У каждого взрослого/ребёнка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.
5. Любое намерение взрослого/ребёнка основано на позитивном стремлении для себя.
- Этап мотивации и постановки цели
Педагог-психолог рисует на доске «Линию времени», где отправной точкой является дата проведения родительского собрания, а конечной – дата, к которой участники хотели бы получить желаемый результат.
Настоящее Через год
«Скажите, пожалуйста, куда мне идти?
А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
Мне все равно... - сказала Алиса.
Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот».
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни — цель определяет направление движения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей. Посмотрим еще вперед. Что вы хотите видеть в своем будущем?
При формулировке своих целей используйте SMART формат («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).
Стимулирующие слова и вопросы:
- Чего Вы хотите?
- Как бы Вы сформулировали эту задачу/цель?
- Почему для Вас важно ее достичь?
- Насколько эта цель вдохновляет?
- Какие дополнительные выгоды Вы получите в результате достижения этой цели?
- Каковы минусы от ее недостижения?
- По каким критериям Вы сможешь судить, достигнута цель или нет?
- Находится ли данная цель в зоне Вашей компетенции и контроля?
Запишите свою цель. Представьте, что ваша цель достигнута.
А теперь посмотрите на свою жизнь, из каких областей она состоит?
Далее педагог-психолог рисует «Колесо жизненного баланса», состоящее из следующих областей: семья, дети, отношения с близкими, учеба, хобби, личностный рост, отдых, работа, финансы, здоровье.
После получения списка 8-12 тем, участники голосуют, например, методом многоточечного голосования (когда каждый подходит к доске и может поставить 3 точки-голоса, отдав все 3 одной теме или распределив между темами). После чего следует детальная проработка 3 тем.
Колесо жизненного баланса
- Мозговой штурм (по У.Диснею).
Цель: проработка проектов – от определения наилучшего результата до прописывания конкретных шагов.
Педагог-психолог организует мозговой штурм (по У.Диснею), который проводится в четыре этапа. Продолжительность каждого этапа – 15 минут. Количество команд (из участников встречи) – по количеству выбранных тем на детальную проработку. Оптимальное количество участников в каждой команде – 4-6 человек.
Для каждой команды выделяется отдельный стол или флипчарт. Лист с крупно написанной темой должен быть на самом видном месте, чтобы фокусировать внимание участников. Важно держать фокус внимания команд на том, что любая критика запрещена, и желательно использовать позитивные формулировки.
Первым делом выбирается Хозяин каждого стола. Его задача – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы на следующем этапе в максимально компактной и понятной форме рассказать следующей команде, что здесь было наработано. То есть Хозяин стола является Хранителем накопленной информации, всегда оставаясь по завершению каждого этапа за своим столом.
Выбирается Хозяин (Спикер) каждого стола. Его задача – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы в максимально компактной и понятной форме рассказать, что здесь было наработано.
На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых – найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи (как если бы по шкале от 1 до 10 это было на 10).
Все идеи записываются на лист флипчарта и затем вывешиваются около стола.
Стимулирующие слова и вопросы:
- Бросьте взгляд в будущее.
- Пусть Ваше видение развернется перед Вами панорамой восхитительных возможностей. Чего Вы хотите? Увидьте это, как наяву, и опишите…
- Как Вы узнаете, что цель достигнута?
На втором этапе команды меняются столами, все входят в роль Реалистов, задача которых – выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей. Хозяин стола делает для новой команды вводную презентацию – какие идеи были предложены Мечтателями, при необходимости, поясняет и комментирует, что именно имелось ввиду в той или иной формулировке. Реалисты, опираясь на описанные идеи, конкретизируют и детализируют идеи, переводя их на уровень реальных действий и записывая на отдельном листе флипчарта.
Стимулирующие слова и вопросы:
- Какие идеи Вы видите наиболее приоритетными с точки зрения конкретной реализации и соотношения эффективности и затрат?
- Какие будут этапы достижения этой цели? Если пройтись по ним?
- Сколько времени необходимо на каждый этап? Когда его необходимо сделать?
- Представьте свои действия, как если бы вы это делали прямо сейчас? Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?
На третьем этапе команды меняются столами (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи предыдущей команды), все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты. Хозяин стола делает сводную презентацию наработок как Мечтателей, так и Реалистов. Критики могут для работы использовать лист, созданный Реалистами, добавляя туда свои комментарии, или создать новый, оформив в виде таблицы «приоритет - действие – риски – ресурсы».
Стимулирующие слова и вопросы:
- Что может пойти не так?
- Что может помешать? Почему кто-то может быть против этой идеи?
- На кого повлияют Ваши действия?
- Какие могут быть негативные последствия и как их не допустить?
- Что изменить в плане?
Конкретный план действий (четвертый этап мозгового штурма по У.Диснею)
Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов мозгового штурма и готовят презентацию конкретных приоритетных шагов с обозначенными сроками исполнения и ответственными лицами. На четвертом этапе также происходит смена столов, и основная задача Хозяина стола – максимально полно и лаконично донести до новой команды наработки предыдущих трех команд. Интеграторы анализируют сделанные Критиками комментариями, при необходимости переформулируют действия, предложенные Реалистами, сопоставляют с изначальными идеями Мечтателей и заданной темой и на основании всего этого создают окончательный лист с конкретными прописанными по срокам шагами. Это конкретный план действий, рекомендуемый к реализации. И каждый из членов команды понимает, что он «подписывается» под его выполнением.
В завершение все команды объединяются для презентации своих решений (по два представителя от каждой команды).
- Подведение итогов, рефлексия
Таким образом, в результате встречи создано несколько вариантов конкретных планов действий по достижению наилучшего результата. Авторы (участники родительского собрания) вдохновлены на претворение планов в жизнь, ответственность за исполнение решений возлагают на себя.
С целью получения обратной связи педагог-психолог просит ответить участников родительского собрания на следующие вопросы:
- Что ценного и полезного для вас было в сегодняшней встрече?
- Что вам понравилось?
- Каковы ваши пожелания на будущее?
- Благодарность
Педагог-психолог благодарит всех участников родительского собрания за активную совместную работу. Прощается до новой встречи, приглашая к дальнейшему активному сотрудничеству.
Для завершения родительского собрания слово передается воспитателям группы.
Результат работы
Родители, воспитывающие здоровых детей и детей с ОВЗ, c помощью инструментов коучинга выстроили план действий по достижению целей, были вовлечены в процесс нахождения наилучших путей решения задачи, и ими самими были найдены ответы. Тем самым ответственность за исполнение решений они взяли на себя. А ощущение значимости собственного вклада значительно повысило их мотивацию и улучшило общий климат в родительском коллективе.
Цель достигнута!
Используемая литература:
1. Аткинсон М., Чойс Р.Т. Пошаговая система коучинга. К.: Companion Group, 2010.
2. Видеолекции Гульчевской Н.Е. по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО», 72 часа.
3. Материалы Международных открытых онлайн конференций «Коучинг в образовании» 2013, 2014 год http://coachingineducation.ru