Программа адаптационных психокоррекционных занятий "давайте знакомиться" с обучающимися 1 класса
Цель: Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью к ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Коррекция и развитие у детей общешкольных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе (психологическая готовность к школе).
- Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_adptatsiya_1_klass.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Календарно-тематический план
- Диагностический инструментарий
- Мониторинг
- Литература
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы адаптации для первоклассников М. Р. Битяновой с учетом рекомендаций, изложенных в письме Минобразования РФ от 20.04.01 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Актуальность проблемы обусловлена наличием значительного числа учащихся, с трудом приспосабливающихся к новым социальным условиям школьного обучения, что является характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно-значимых функций. У них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений, узок кругозор, слабо развиты моторные навыки. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление к удовольствиям. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключения с одного вида деятельности на другой. Особенно резко страдает концентрация внимания, целенаправленная деятельность.
Следовательно, сразу после поступления ребенка в школу необходимо проведение психокоррекционных мероприятий, способствующих формированию конструктивных форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовых учебных установок, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения, эффективность стиля общения, возможность личностной самореализации в школьной среде.
Цель: Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью к ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Коррекция и развитие у детей общешкольных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе (психологическая готовность к школе).
- Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Адресат программы:
В реализации программы задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся первоклассники и их родители.
- Содержание программы
Направления деятельности:
- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника (диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы учащегося);
- консультативная работа с педагогами и родителями;
- психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим проблемы в школьной адаптации.
Диагностическое направление реализации адаптационной программы
Подбор методик осуществлялся таким образом, чтобы наиболее полно выявить уровень психофизиологической готовности учащихся к школьному обучению.
- Когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность.
- Мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника.
- Социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
Диагностическое обследование проводится в течение сентября месяца.
Консультационное направление реализации адаптационной программы
По результатам диагностического обследования в обязательном порядке проводятся консультирование педагогов и родителей на родительском собрании и в индивидуальном порядке.
Планирование консультационной деятельности
№ | Мероприятие | Срок |
1 | Рекомендации родителям по организации помощи в семье в адаптационный период на общем собрании (памятки родителям) | сентябрь |
2 | Консультирование педагогов по результатам первичной адаптации | сентябрь |
3 | Консультирование педагогов по результатам диагностики. Малый педсовет. | октябрь |
4 | Консультирование родителей по результатам диагностики (групповое) на родительском собрании | октябрь |
5 | Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики (по запросу) | октябрь - ноябрь |
Особенности проведения адаптационных занятий с учащимися 1 класса
Создание комфортных условий для привыкания детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности через организацию игровой деятельности. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу в группе из 6-10 человек.
Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению показал, что у учащихся «группы риска»: низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, работоспособность и произвольность поведения. И средняя степень или трудности в адаптации с позиции педагогов и родителей. Список учащихся по группам
Фамилия, имя | Вывод по результатам диагностического обследования |
Примечание: А – адаптант; ВДА-возможный дезадаптант; ДА-дезадаптант.
Результаты диагностического обследования : см. мониторинг и заключение по результатам диагностического обследования
Режим проведения коррекционных занятий.
Коррекционные групповые занятия проводятся в течение первого полугодия обучения в школе по 1 академическому часу в неделю.
Методы и формы психокоррекционного воздействия
Занятия по рабочей программе проводятся групповой форме. В зависимости от актуального уровня готовности к обучению и адаптированности учащихся и от степени эффективности принятия ими помощи работа с конкретными заданиями может проводится со всей группой, в парах или индивидуально.
Основными методами на занятиях являются практические (игры, упражнения) и наглядные (методы иллюстрации и демонстрации).
Следуя направлениям «Национального проекта образования», с целью повышения эффективности коррекционных занятий, усиления учебной мотивации, овладения учащимися элементарными пользовательскими навыками планируется использование цифровых образовательных ресурсов: тренировочных игр и упражнений на DVD, слайд – презентаций CD, возможностей сети Интернет: картинок, фотографий, видеосюжетов.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения
Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление диагностического психофизиологической готовности к школьному обучению и выявления уровня первичной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Критериями отбора диагностических методик являются: валидность, простота использования и обработки, позволяющие сократить время, затрачиваемое на диагностику.
Первичное обследование проводится с использованием диагностической батареи (см. выше); итоговое – с использованием методик «Карта наблюдений», «Мотивационная анкета» и «Тест тревожности», что обеспечивает коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяет вносить в него необходимые коррективы.
Результативность отражается в мониторинге.
Прогнозируемый результат:
По завершении коррекционных занятий предполагается повышение учащиеся 1 класса должны:
- Иметь позитивную школьную мотивацию
- Соблюдать требования, предъявляемые им правилами школьного распорядка
- Соблюдать чувство дистанции к педагогам
- Проявлять симпатию ко взрослым и сверстникам
- Состредотачиваться на поставленной перед ним задаче учебного или игрового характера
- Выбирать партнера по играм, уметь работать в паре, сообща
Индикативные показатели
- Динамика в развитии позитивной школьной мотивации – 22%.
- Снижение тревожности – 22%.
- Развитие эмпатии – 22%.
- Тематический план психокоррекционных занятий с учащимися
№ | Тема | Дата | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
1 | Знакомство | Знакомство, снятие психологического напряжения. | «Давайте познакомимся», «Мяч»; «Тропинка»; «Паровозик». | |
2 | Закончи слово | Развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция памяти, внимания, мышления, речи. | «Мяч», «Закончи слово», «Штирлиц». | |
3 | Наши лица | Ознакомить с основными способами общения6 речь, мимика, жесты. Коррекция и развитие вербальных и невербальных навыков общения | «Лица», «Жесты», «Эти разные слова», «Тише, Танечка, не плачь», «Подарок другу». | |
4 | Маленький художник | Развивать внимание к окружающим людям. | «Опиши друга», «Маленький художник», «Тропинка», «Белые медведи» | |
5 | Переходы | Развитие общения в группе, развитие наблюдательности , внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять, к какой группе относится то или иное слово | «Конспиратор», «Переходы», «Кто есть кто? Что есть что?», «Гомеостат». | |
6 | Составим сказку | Расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения | «Составим сказку», «Слушай хлопки»,«Монолог картошки», «Тактильный образ». | |
7 | Кто есть кто | Развитие наблюдательности, внимания, памяти, произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам | «Переходы», «Кто есть кто? Что есть что?» (продолжение), «Запретное движение», «Гомеостат». | |
8 | Телефон | Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности, сплочение коллектива. Коррекция акустического и тактильного восприятия. | Назови по имени, Прикосновения, Испорченный телефон, Слушаем тишину, Интонация, | |
9 | Вежливые слова | Развитие уважения, вежливого отношения к людям, эмпатийных навыков. Коррекция речи, внимания, крупной моторики. | Что можно сделать для друга, Вежливые слова, Розовое слово «привет», Ссора, Магазин вежливых слов. | |
10 | Запомни порядок | Р Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольности движений, расширение словарного запаса | «Запрещенное движение», «Запомни порядок», «Угадай группу». | |
11 | Кто что сделал | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти | «Футболист», «Определения», «Кто что сделал?», «Невидимые слова». | |
12 | Я не знаю | Развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей | «Запретный номер », «Заколдованные» (под музыку), «Пасьянс» (с использованием «Азбуки настроений»), «Я не знаю!». | |
13 | Цветик - многоцветик | Развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого | «Маски», «Интонации», «Цветопись настроения», «Цветик-многоцветик» | |
14 | Хороший поступок | Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения | «Хороший поступок», «Тропинка», «Лужа», «Я и Мое настроение» | |
15 | Кляксы | Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других людей; снятие агрессии и страхов | «Имитация», «Цвета», «Кто быстрее?», «Кляксы». | |
16 | Исценировка | Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознать чувства и настроения других людей, изображать эти настроения и чувства; работа по снятию страхов перед школой | «Кто быстрее?», «Инсценировка», «Сочиним рассказ» | |
17 | Слушай команду | Развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других; снятие напряженности, страхов, боязни школы | «Инсценировка», «Сочиним рассказ», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду». | |
18 | Разговор | Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности; развитие произвольного внимания, самоорганизация | «Скучно, скучно так сидеть», «Определи игрушку », «Разговор обезьяны и крокодила», «Дракон кусает свой хвост | |
19 | Снежный ком | Развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование внутреннего плана действий, развитие координации | «Слушай и исполняй», «Возьми и передай», «Снежный ком». | |
20 | Я – школьник! | Развитие памяти, внимания, умения устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса | «Повтори за мной!», «Слушай и исполняй», «Лица», «Правила», «Я – школьник», «Пожелания» |
- Диагностический комплекс включает в себя следующие методики
Диагностические методики для первичного обследования
№ | Название методики | Автор методики | Исследуемая функция |
1 | Тест школьной готовности | Керн -Йирасек | Зрелость интеллектуальных функций |
2 | Тест школьной мотивации | Н. Г. Лусканова | Выявление отношения к школе и обучению в целом |
3 | Рисуночные методики : «Дом ,дерево, человек» «Моя семья» | Дж. Морено | Выявление социального статуса учащихся в классном коллективе |
4 | Тест «Какой Я?» | Немов | Исследование самооценки |
5 | Тест «Распознание эмоций» | Т. В. Чередникова | Выявление уровня эмпатийного развития |
6 | Тест тревожности | Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен | Выявление тревожности в типичных ситуациях социального взаимодействия |
7 | Карта наблюдения | М. Р. Битянова, модификация Е. М. Кузьминых | Готовность к различным видам деятельности (учебной, социальной, игровой, бытовой) |
8 | Изучение документов | Протоколы ПМПК | Информация об основном диагнозе и возможных сопутствующих нарушениях в развитии |
Диагностические методики, использующиеся для мониторинга
№ | Название методики |
1 | Тест школьной мотивации |
2 | Тест «Какой Я?» |
3 | Тест «Распознание эмоций» |
4 | Тест тревожности |
Сводная таблица результатов входящей диагностики для учащихся 1 класса (сентябрь, 2014 г.)
№ | Фамилия, имя | Готовность к школе | Карта первичной адаптации | Самооценка | Мотивация | Тревожность | Эмпатийное развитие | Карта наблюдений | Вывод | ||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
- Мониторинг результативности адаптационных психокоррекционных занятий
с учащимися 1 класса
№ | Фамилия, имя | Мотивация | Самооценка | Тревожность | Эмпат. развитие | Динамика | |||||||||||||
перв | итог | перв | итог | перв | итог | перв | итог | ||||||||||||
1 | Бургучев Николай | 0 | Н | 3 | Н | 10 | В | 10 | В | 0 | Н | 0 | Н | 2 | Н | 2 | Н | отсутствует | |
2 | Гарипова Карина | 19 | С | 24 | В | 10 | В | 10 | В | 6 | С | 3 | Н | 3 | С | 4 | С | положительная | |
3 | Гилятзинов Артур | - | Н | 5 | Н | 10 | В | 10 | В | - | С | 4 | С | 2 | Н | 2 | Н | отсутствует | |
4 | Захаров Алексей | 12 | Н | 18 | С | 10 | В | 10 | В | - | Н | 2 | Н | 2 | Н | 2 | Н | незначительная | |
5 | Мельник Олег | 6 | Н | 25 | В | 9 | В | 10 | В | 4 | С | 4 | С | 1 | Н | 3 | С | положительная | |
6 | Мирасов Егор | 22 | С | 23 | С | 9 | В | 10 | В | - | Н | 2 | Н | 2 | Н | 3 | С | незначительная | |
7 | Молотов Андрей | 17 | С | 19 | С | 10 | В | 10 | В | 13 | В | 4 | С | 2 | Н | 4 | С | положительная | |
8 | Рычков Алексей | 18 | С | 21 | С | 10 | В | 10 | В | - | В | 7 | В | 2 | Н | 3 | С | положительная | |
9 | Юрков Костя | - | Н | 6 | Н | 10 | В | 10 | В | - | В | - | С | 2 | Н | 2 | Н | отсутствует | |
Уровни | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | |
Высокий | - | - | 2 | 22 | 9 | 100 | 9 | 100 | 3 | 33 | 1 | 10 | - | - | - | - | 4 | 45 | |
Средний | 4 | 45 | 4 | 45 | - | - | - | - | 3 | 33 | 4 | 45 | 1 | 11 | 5 | 55 | 2 | 20 | |
Низкий | 5 | 55 | 3 | 33 | - | - | - | - | 3 | 33 | 4 | 45 | 8 | 89 | 4 | 44 | 3 | 35 |
Диаграмма результатов входящей диагностики 1 класса (сентябрь, 2015 г.)
Вывод по результатам входящей диагностики
У 76% учащихся низкий уровень готовности к школе.
У 50% учащихся выявлена низкая школьная мотивация.
33% имеют высокий уровень тревожности.
89 % учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативно – эмпатийных навыков.
76% учащихся имеют низкий уровень соответствия статусу первоклассника.
Т. о. выявлен 1 учащийся с успешной адаптацией (12%): Гарипова К.
Возможные дезадаптанты – 2 ученика (24%): Мирасов Е., Молотов А.
Дезадаптантов выявлено 5 человек (64%): Бургучев Н., Гилятзинов А., Захаров А., Мельник О., Рычков А.
С учащимися дезадаптантами и возможными дезадаптантами требуется психокоррекционная работа по программе адаптационных психокоррекционных занятий «Давайте знакомиться»
- Литература:
- Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: «Совершенство», 1998
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2004
- Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001