О детской жестокости
Предварительный просмотр:
РУБРИКА: Умей предупредить беду
Проявление агрессивности в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует родителей, учителей, воспитателей, социальных педагогов. Практика показывает, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше. Воспитатели отмечают, что с такими детьми очень трудно работать, и зачастую просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и, ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Задача психолога заключается в том, чтобы построить психокоррекционную работу с детьми, которые больше агрессивны по сравнению с другими.
Необходимо понимать, что не каждое проявление агрессии можно считать нарушением. Так, гнев – ситуативная реакция, и необходима она пока продолжается опасная ситуация для человека. Если же гнев становится постоянным состоянием, то можно говорить о перерастании в нарушение.
Учитывая то факт, что дети, поступающие в социальный приют – это дети из неблагополучных семей, можно выделить условия «перерастания» реакции гнева в нарушение:
- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражается» их агрессивностью: насилие всегда воспроизводимо;
- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;
- унижения, оскорбления со стороны родителей.
Прежде чем начинать свою работу с агрессивными детьми, чтобы найти способы борьбы с ней, надо выяснить причины детской жестокости и агрессивного поведения.
Опыт работы позволяет выделить три основные причины таких поведенческих отклонений у детей, поступающих в социальный приют.
Во-первых, это физические наказания и словесные унижения, которым подвергаются дети со стороны взрослых, а также детей. И рано или поздно эти дети найдут тех, кто будет слабее их, и выместят свою обиду за те унижения, которые им пришлось испытать. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы научиться относиться к таким детям с пониманием и уважением в любой ситуации. Если ребенок нам нагрубил, ответная грубость только усложнит наши отношения, необходимо спокойным тоном попросить ребенка перефразировать свою просьбу или претензию, исключив грубые выражения. Нелишним будет напомнить, что дети копируют поведение взрослых, и если мы позволим опустится до хамства, и не посчитаем нужным подавить в себе агрессию, то нам трудно будет бороться с подобными проявлениями у детей, тем более у подростков.
Во-вторых, наша действительность, а также открытая пропаганда насилия, которая ведется в особенности через средства массовой информации (телевидение, интернет), делает наших детей циничными. Многие из них считают, что смерть, убийство – это прозаичное, ничем не отличающееся от многих других, событие. Чувство сострадания постепенно притупляется, а сила становится нормой решения проблем любого рода.
Противостоять этому, наверное, одна из самых трудных, но решаемых задач. И идти к этой цели надо двумя путями, желательно начиная с раннего возраста. Первый и идеальный путь – ограничить источники «вредной» информации». Нет возможности, значит надо дозировать, фильтровать, объяснять (это касается больше подростков) свою позицию и разбирая ситуацию, в которых жестокость оказывается «правой». Второе условие – заполнение культурного вакуума, пусть это будет чтение художественной литературы, экскурсии, праздничные мероприятия. Необходимо стараться использовать любую возможность, чтобы подчеркнуть ценность таких понятий, как добро, сострадание, любовь к ближнему.
В-третьих, причиной проявления жестокости может быть неумение противостоять инстинкту «стаи», а это прямое следствие низкой самооценки, особенно если это подросток. Стоит учитывать, что подросток – это сгусток энергии и зачастую он не умеет ею управлять. И если мы не станем этим направляющим, то им может стать кто-нибудь другой, и кто может гарантировать, что использовать он будет ее в добрых намерениях. Не потому ли наблюдаем, как сегодня множатся преступные группировки, а молодежь становится пешками в игре политиков. Нужно понять, что забота о детях не сводится к тому, чтобы контролировать их оценки, одеть и накормить, внимание к их проблемам, раскрытие и развитие их интересов, способностей и талантов, общение с друзьями, расширение кругозора – все это является истинным проявлением заботы.
Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал – все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего девства. Что такое хорошо, что такое плохо – ребенок узнает от своих родных, близких ему людей, педагогов. Кто как не мы сможем оградить мир подрастающего поколения от жестокой агрессивности!
М.Н.Чеснокова – педагог-психолог стационарного отделения –
социальный приют для детей и подростков