Проект "Ступеньки к школе"(Калининград)
Уникальная методика М.М. Безруких и Т.А. Филипповой по комплексному психолого-педагогическому сопровождению дошкольников.Участвовала в реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gotovnost_.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к школе как соответствие социопсихического и психофизиологического статуса ученика требованиям школьного обучения
Поднебесных Е.Л.,педагог-психолог МОФ «Центр развития межличностных коммуникаций»
Период 6-7 лет относится к одному из критических периодов в развитии ребенка, знаменующих "переломный этап онтогенетического развития" (Л.И.Божович) "диалектический скачок к новому качеству" (Л.С.Выготский), "качественный сдвиг в развитии" (А.Н.Леонтьев).
Одним из важных достижений в период дошкольного детства является психологическая готовность к школе. Исследования по определению готовности к школе (Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.) показывают, что дети семи лет и выше не имеют психологической готовности к школьному обучению.
Содержание «готовности к школьному обучению» в Российской педагогической энциклопедии определено как «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению». М.И. Степанова считает, что «готовность к обучению – это необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой в школе».
Институт возрастной физиологии РАО, а более 20 лет занимающийся проблемами школьной зрелости, рассматривает «готовность к школе как интегральную характеристику морфофункционального, психологического, когнитивного и социального развития ребенка».
М. М. Безруких, академик РАО, директор ИВФ, отмечает, что «подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, элементы письма, чтения, счету. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие».
Научная школа М.М.Безруких подчеркивает комплексность подхода к диагностике готовности и выделяет следующие аспекты развития :
- Социальное развитие.
- Личностное развитие.
- Эмоциональное развитие.
- Творческое развитие.
- Интеллектуальное развитие.
- Зрительно-пространственное восприятие.
- Мышление.
- Организация произвольной деятельности.
Многолетние исследования(1998-2002 гг) психофизиологических и морфофизиологических особенностей детей 5, 6, 7 года жизни, проводимые ИВФ РАО объясняют с научной точки зрения, что стоит за вышеуказанными трудностями: обучения у детей с разным уровнем развития познавательных функции. Трудности обучения письму и чтению носят комплексный характер, значимыми факторами являются функциональная слабость ЦНС, связанная с состоянием физического и психического здоровья. Ведущей причиной неспецифических трудностей обучения письму и чтению у первоклассников являются несформированность механизмов организации деятельности.
У детей показаны существенные различия пространственной организации нейронных сетей, обеспечивающих разные аспекты познавательной деятельности: мотивационно-эмоциональный и информационно-семантический (по материалам сайта http://ivfrao.ru).
В течение трех лет МОФ «Центр развития межличностных коммуникаций» «(ЦРМК) и ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» с использованием научных исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования в области развития дошкольников и предшкольного образования осуществляется проект по развитию дошкольников и предшкольному образованию.
У студентов, магистрантов, преподавателей Института современных образовательных есть уникальная возможность прослушать курсы академика Безруких М.М. по возрастным особенностям развития мозга, познавательной деятельности, организации внимания, восприятия, памяти и других функций у дошкольников и.д.р.
Особенно ценной для участников проекта была возможность проведения исследования по комплексной психодиагностике дошкольников под руководством ведущих специалистов ИВФ РАО. Мастер-класс, составление заключения, самостоятельное проведение исследования - этому и многому другому мы научились во время занятий. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о важности педагогической психофизиологии как области научного знания и необходимости рассматривать готовность к школьному обучению под углом психофизиологии.
Во время исследования мы наглядно убедились, что большинство детей развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. Так, например, оценка биологического возраста определяется комплексом:
1.Филиппинский тест.
2. Начало смены молочных зубов.
3. Тепинг-тест (количество точек за 10 сек).
4.Оценка уровня моторного развития (количество прыжков за 5 секунд)
5. Статическая устойчивость (поза Ромберга – время удержания статической позы).
К сожалению, часто при высоком уровне когнитивного развития игнорируется невысокий уровень моторного развития. Опасности для детского здоровья здесь нет, но требует повышенного внимания и определенных мер по формированию у детей адаптации к изменяющимся условиям. Например, недоразвитие мелкой моторики может создать комплексные школьные трудности у ребенка в школе. Мы разделяем позицию М.М. Безруких, что готовность к школе – тот уровень психологического, физического развития и функционального состояния здоровья ребенка, при котором все нагрузки и требования школьного обучения не приведут к нарушению психического и физического здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. И задача педагогов, психологов и родителей минимизировать риски, связанные с началом школьного обучения.
Исследования ИВФ РАО показывают, что к факторам риска раннего начала школьного обучения относятся :
- Недостаточное речевое развитие.
Детям сложно сформулировать свои мысли, и, тем более, аргументировать свое высказывание или мнение. Большое число детей имеют бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, неумения правильно строить предложения, трудность звукобуквенного анализа.
- Неполные зрительно-пространственные представления.
Испытывают трудности выражения пространственных отношений.
- Слабая сформированность мелкой и крупной моторики рук.
Скованность движений, мышечное напряжение, проявление неловкости в выполнении разных упражнений, заданий. Неправильное расположение листа, кручение его для более удобного положения руки.
- Недостаточно развитая произвольность.
Многим детям требуется постоянный внешний контроль, наблюдаются частые отвлечения, неумение использовать помощь и переносить на свою деятельность, а также требуется дополнительное разъяснение инструкции.
- Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия); проблемы поведения.
Отдельно необходимо сказать, что несформированность психофизиологического развития, связанная с незрелостью регуляторных структур и коры головного мозга, создают специфические трудности обучения базовым учебным навыкам. Специфические трудности в обучении возникают у детей при отставании в физическом развитии, и при нарушениях состояния здоровья.
В современной детской субкультуре отсутствуют тенденции существовавшие еще не так давно. Дети прошлого столетия самостоятельно бегали по улице, играя в различные игры по «ориентированию на местности»: «Казаки-разбойники», «Зарница» и др. Где необходимо было объединяться в группы и проявлять свою самостоятельность и целеустремленность. Зачастую дети учились в таких играх нравственности, честности, соблюдению определенных правил. Часто дети попадали в такие ситуации, где им приходилось искать выход самостоятельно. Уличные игры формировали у детей внимание, память, мышление, самостоятельность, возможность управлять собой, подчинять себя определенным требованиям. Самое главное игра на улице удовлетворяла детский организм в его естественной физиологически двигательной активности. Существование «классиков», игры с мячом, со скакалкой, «резиночки», постепенно забываются и теряют своей актуальности в современном мире. Следует отметить, что такой родительской гиперопеки над детьми, как сейчас, в прошлом веке в таком масштабе не существовало. Ребенок рос в понятной ему субкультуре, которая осуществляла социализацию через уличные взаимодействия.
Спецкурс Безруких М.М. позволил по-новому взглянуть на эффективность и экологичность предшкольной подготовки детей, развеять некие мифы, такие как «Окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возрасте (в 4-6 лет) или ребенок должен научиться читать и писать в 4-5 лет.
Школа Безруких М.М. ставит индивидуальность подхода к развитию и обучению как приоритет, диагностика уровня социально-личностного, эмоционального, творческого, когнитивного и физического развития дошкольников и соответственно предшкольное обучение должна быть организовано с учетом индивидуальности. Медико-психолого-педагогическое заключение о готовности к школьному обучению должно предполагать соответствие социопсихического и психофизиологического статуса будущего ученика требованиям школьного обучения.
Спецкурс Безруких М.М. формирует новый взгляд на развитие и взаимодействие с дошкольником - с учетом особенностей протекания критических периодов индивидуального развития; динамики воздействия различных социальных и психологических факторов, влияющих на их здоровье.
Литература:
- http://ivfrao.ru
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 ТТ./Гл.ред.В.В. Давыдов.-М.:Большая Российская энциклопедия.1993
- Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость№? //Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»? – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
- Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. - М., 2007. – 91 с. (с приложением)