Психологический словарь
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАННОСТЬ ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЯЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ бывает: зрительная, слуховая, осязательная ,обонятельная, вкусовая. СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ: репродуктивное воображение- продуктивное воображение- ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ- | это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, величины- метрическая система мер. Это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий. Чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент. Направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов (чувства, интересы, потребности) по своему происхождению социальное. Оно формируется только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связанно с волевым усилием и им можно управлять. Это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче. Это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. Это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а ,по крайней мере, двух разных действий одновременно. Это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход связан с волевым усилием. Это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений ( причинно- следственных), на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов. Это выделение связей и отношений путем реального действия с предметами. Этот вид мышления является первичным. Это доминирование действий с образами. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким образом решает стоящую перед ним задачу. Мышление оперирующее знаками. В качестве заместителей реальных предметов используются слова и числа. Это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. В памяти различают такие процессы, как запоминание, сохранение воспроизведение и забывание. Это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. Обеспечивает запоминание наглядных образов ,цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и тд. Это память на отдельные слова, понятия, мысли. Точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации. Воспроизведение информации через достаточно длительное время. Обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной так и долговременной памяти. Помогает удерживать в уме промежуточный материал. Это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью возникает «само по себе», без постановки специальной цели. Направлено на решение определенных задач. (воссоздающее) создает образы, соответствующие описанию. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. |
- Мне нравится (8)