занятие ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ

Фадеева Галина Евгеньевна

Цель:  формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. 

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .

2. Познакомить детей с эмоциями  и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.

3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

        4.  Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

         5. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.

6. Развивать коммуникативные навыки и умения.

7.  Воспитывать доброжелательное отношение к  окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

8. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_nachinaetsya_s_ulybki.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие педагога-психолога с детьми

старшей группы детского сада

«Дружба начинается с улыбки».

Цель:  формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. 

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .

2. Познакомить детей с эмоциями  и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.

3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

        4.  Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

         5. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.

6. Развивать коммуникативные навыки и умения.

7.  Воспитывать доброжелательное отношение к  окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

8. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.

Материалы: Картинки с изображением грустного и веселого лица, картинки мишки, зайки, ежа, качелей. Картинки сказочных героев  (положительных и отрицательных), вырезанные из жёлтой бумаги небольшие улыбающиеся смайлики (по количеству детей),  один большой улыбающийся смайликhttps://lh5.googleusercontent.com/KoAuDZxOLQKdPNfH_chjh1rzZ_IC4dlOtJ-tCD4M5aZXy8XQNpUuG0aDkdzSUALoKFPbDSmTcpspHIiCbvdngjHGzDF17EoqQWV6tkxQZxy506mQglMK1R_umelHliBC61tFGpF_0Sw, лист картона, на котором нарисован дом (дом из цветного картона).

  1. Приветствие.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Психолог: Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады его видеть. Затем дети дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».

  1. Беседа о дружбе.

Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.        

Психолог:

  • Как вы думаете, что такое дружба?
  • Есть ли у вас друзья?
  • Зачем нам нужны друзья?
  • С кем можно дружить?
  • Каким должен быть настоящий друг?
  • С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?

Психолог: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).

  1.  Беседа «Настроение».

Психолог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое). Психолог задаёт детям вопросы:

  • Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Почему вам радостно, весело?
  • Как вы думаете,  у какого из этих человечков много друзей?
  • Почему вы так думаете?

Психолог: Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.  

  1.  Игра «Моё настроение».

Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:

Какое у вас лицо, когда вы:

-  Съели шоколад.

- Попробовали лимон.

- Увидели друга.

- Мама огорчена.

- Друг подарил вам подарок.

-  Вас наказали.

- Вы с друзьями играете на прогулке.

- Когда друг вам улыбнулся.

Психолог: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.

  1. Хмурый мишка.

Психолог: А сейчас ребята я познакомлю вас с мишкой. Психолог достает картинку мишки.

Психолог:

Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,

Никого не замечая, песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами?

Психолог задаёт детям вопросы:

  • Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
  • Почему с ним никто не хочет дружить?        
  • Как мишке можно помочь?
  • Ребята, вы хотите научить Мишку дружить?
  1. Игра «Хорошо - плохо».

Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду  произносить поступки людей. Если поступок хороший - хлопайте в ладоши, если плохой – молчите. ( Психолог называет поступки:  «ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым,  грубить, уступать»).

  1. Правила дружбы. 

Психолог:  Ребята, мы с вами только что поиграли в игру «Хорошо - плохо». И в игре было ПРАВИЛО: «Если поступок хороший - хлопайте в ладоши, если плохой – молчите». А в дружбе, как и в игре, тоже есть правила. Давайте познакомим мишку с правилами дружбы. Как нужно правильно дружить?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?

Дети: …(ответы детей).

Психолог: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с ежиком поссорились. Ребята, а вы хотите ее услышать?

 (Психолог показывает картинки Мишки, ежа и качелей.)

Психолог:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый! »

 Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош! ».

Психолог задает детям вопросы:

  • Что произошло, что друзья не поделили?
  • Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
  • Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
  • Почему плохо ссориться?

Психолог: Запомни Мишка первое правило дружбы: Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. (психолог показывает знак № 1).

Психолог: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья».

Психолог: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уступать, делиться.

Психолог: Мишка, запомни второе правило дружбы: Уметь договариваться. Умей уступать. (Психолог показывает знак № 2). Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?

Дети: …(ответы детей)

Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)

Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)

Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоем (берутся за руки)

С облегчением вздохнем (вздыхают)

Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)

И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу) .

Психолог: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте внимательно.

Нес однажды Зайка ловкий

Корзину полную морковки.

Была корзина не мала,

Очень – очень тяжела.

Ему навстречу Мишка шёл.

Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».

«Сам неси свою корзину,

Я пошел искать малину».

Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?

Дети: Помог бы.

Психолог: Мишка, запомни третье правило дружбы: Помогай другу (Психолог показывает знак  № 3).

Психолог: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?

Психолог: Вот такие простые правила, Мишенька, соблюдают дети нашей группы, и если ты их запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.

Мишка: Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о правилах дружбы. Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.

Психолог: Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:

Дети:

1. Не ссориться с друзьями,  играть дружно.

2. Уметь договариваться, уступать, делиться.

3. Помогать другу.

Психолог: И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы сюда добавили, ребята?

Дети: … (ответы детей). Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т.д.

  1. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».

Психолог: Ребята, вы знаете, какими  должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?

 

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

  1. Игра «Подружись со сказочным героем».

Психолог: Ребята, я буду вам по очереди показывать картинки персонажей из разных  сказок и мультфильмов. Все они с различными характерами и поступками. Если вы бы хотели бы дружить с героем, которого я покажу, поднимайте руку, если не хотели бы – не поднимайте.

Психолог по одной показывает картинки с героями (Золушка, Дюймовочка, Буратино, Баба- Яга, кот Леопольд, кощей Бессмертный, змей Горыныч, Лунтик). После показа каждой картинки психолог спрашивает у детей, почему бы они хотели/не хотели дружить со сказочным героем.

 Психолог: А почему вы не выбрали этих героев? (показывает картинки отрицательных героев, которых дети не выбрали).

Дети:  … ( ответы детей).

Психолог: А со злыми, жадными, недружелюбными персонажами сказок никто дружить не захотел. Для того, чтобы с нами хотели дружить, нам нужно обладать хорошими качествами. Быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Но и с отрицательными героями можно подружиться, но нужно научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков и научить их правилам дружбы.

  1.  Игра  « Подари улыбку».

Психолог показывает детям большой  улыбающийся смайлик.  

Психолог: Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …..( какой?) и называть качество соседа».

Психолог:  Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые.  Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.

  1.  Дом дружбы.

Психолог каждому из ребят выдает по маленькому смайлику и предлагает каждому приклеить свой смайлик на общий лист, на котором нарисован дом.

Психолог: Вот такой дом дружбы у нас с вами получился, на котором все рядом друг с другом, улыбаются и у всех хорошее настроение. Этот дом я оставлю в вашей группе, чтобы он напоминал вам о нашем занятии и о правилах дружбы.

  1. Ритуал прощания. Ребята дружба начинается с улыбки. Попрощаемся  мы сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.