Психологическое консультирование
Что такое психологическое консультирование? Каким оно бывает, описано в данном документе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_konsultirovanie.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
Психологическое консультирование
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно- психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. Специфика консультативной деятельности в ДОУ:
•психолог находится внутри той группы, где зарождаются и развиваются как положительные, так и отрицательные взаимоотношения педагогов, детей, родителей, те или иные их личностные качества. Сам психолог находится внутри сложной системы межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом;
• отсутствие формы «прямого консультирования» (т.е. когда психолог работает вместе с детьми над решением возникающих у них проблем), поскольку дошкольник практически никогда не выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют взрослые (педагоги, родители…). Консультирование носит опосредованный характер, т.е. направлено на решение проблем обучения, воспитания, развития ребенка через лиц, его окружающих.
Правила психологического консультирования
1. Доброжелательное отношение к клиенту: отделение личности от поведения; безоценочное принятие (надо видеть в человеке позитив); доверие к человеку как предположение его ресурсности, возможностей; направленность на сотрудничество; результатом должно стать ощущение клиента себя в психологической безопасности.
2. Распределение ответственности должно быть 50% на 50%, совместное решение проблемы предполагает, что клиент должен брать на себя ответственность за принятие окончательного решения и последующие действия.
3. Если клиент немотивирован (не желает помощи), не следует «биться головой о стену». Подобная ситуация может возникнуть и с педагогами (часто не желают признаваться в своих слабостях) и с родителями (при настойчивых рекомендациях воспитателя обратиться к психологу). Клиента сначала надо мотивировать.
4. Соблюдение конфиденциальности.
5. Осознание пределов своей компетентности.
6. Принятие индивидуальных и культурных различий.
7. Разграничение профессиональных и личных взаимоотношений.
Профессиональные требования, предъявляемые к психологу-консультанту
Главными качествами психолога-консультанта являются:
• эмпатия как умение сопереживать (но не брать на себя проблемы клиента); • способность анализировать чувства другого человека;
• способность активировать ресурсы клиента и мотивировать его на работу над собой;
• желание самосовершенствоваться в направлении личностного и профессионального роста. В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения: •ставить открытые и закрытые вопросы;
•фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах;
•следовать в беседе за логикой клиента, направлять беседу, давать обратную связь;
•овладевать приемами проведения беседы, а именно: перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (функции привлечения внимания, акцента значимости, стимулирования напряжения, отрицания); совместного принятия решений.