нарушение интеллекта у детей
Предварительный просмотр:
Нарушение интеллекта у детей
Нарушение интеллекта у детей характеризуется врачами как умственная отсталость, вызванная различным по тяжести и локализации органическим поражением центральной нервной системы. Дети с подобными нарушениями в зависимости от степени проявления симптомов заболевания нуждаются в дополнительной опеке со стороны родителей и специалистов, которые способны облегчить последующую адаптацию ребенка к жизни в социуме.
Характеристика детей с нарушением интеллекта
Одной из основных характеристик детей с нарушением интеллекта является стойко выраженное уменьшение деятельности, направленной на познание мира. По степени умственной отсталости и способности к обучению врачи подразделяют подобные отклонения на:
- Идиотию, которая является самой глубокой степенью умственной отсталости и характеризуется тяжелыми нарушениями координации движений, моторики и ориентировки в пространстве, что в отдельных случаях принуждает их к лежачему образу жизни. При таком нарушении интеллекта у детей очень трудно формируются даже элементарные гигиенические навыки самообслуживания. Им практически недоступно осмысление окружающего мира, а речь либо не развивается совсем, либо развита ограниченно;
- Имбецильность, которая характеризуется как более легкое нарушение интеллекта у детей по сравнению с идиотией. У таких детей выше шансы овладеть речью и усвоить несложные трудовые навыки;
- Дебильность, которая считается наиболее легким течением болезни. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы. Трудности обучения и воспитания связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. Ослабленное здоровье, соматические нарушения и особенности системы побудительных мотивов значительно ограничивают круг их будущей профессионально-трудовой деятельности.
Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития. В этом случае особенностью детей с нарушением интеллекта являются значительные затруднения при изучении предметов программы начальной общеобразовательной школы. Таких детей нельзя относить к умственно отсталым, поскольку у них проявляется достаточная способность к общению и широкая зона ближайшего развития. Причинами возникновения задержки психического развития могут быть различны. Выделяют психический и психофизический инфантилизм, связанный с:
- Вредными воздействиями на центральную нервную систему в период беременности;
- Воздействием различных факторов, приведших в раннем возрасте к церебрастеническим и астеническим состояниям организма.
Такие дети с интеллектуальными нарушениями в некоторых случаях могут учиться в общеобразовательных школах. Однако если в нарушениях преобладают выраженные церебрастенические расстройства, они нуждаются как в лечебных мероприятиях, так и в психолого-педагогической коррекции.
В зависимости от причин, которые привели к развитию нарушений, и времени воздействия вредоносных факторов, врачи различают множество вариантов отклонений в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере. Общими для всех видов задержки психического развития являются следующие черты:
- Незрелость и неразвитость эмоций;
- Отсутствие навыков интеллектуальной деятельности, а также неспособность к получению необходимых для такой работы знаний;
- Невысокая работоспособность, возникающая по причине повышенной истощаемости;
- Небольшой словарный запас;
- Трудности словесно-логических операций, которые вызывают затруднения при необходимости решения наглядно-действенных задач;
- Крайне суженное представление об окружающем мире;
- Неумение использовать игровую деятельность для развития;
- Замедленное восприятие происходящих событий;
- Низкий уровень самоконтроля, что сказывается не только на обучении, но и в жизненных ситуациях.
Обучение детей с нарушением интеллекта
При обучении детей с нарушением интеллекта, а также для их социальной адаптации, в дошкольных учреждениях и школах используются методы специальной педагогики – олигофренопедагогики.
Дети с наиболее глубокой степенью умственной отсталости – идиотией, обучению не подлежат и в большинстве случаев с согласия родителей находятся в специальных учреждениях, где им оказывается необходимый уход и медицинская помощь. По достижении совершеннолетия их переводят в специальные интернаты для хронических больных.
Дети с нарушением интеллектуального развития, характеризующимся как имбецильность, практически не обучаемы даже во вспомогательной школе из-за глубоких дефектов восприятия, памяти, моторики, мышления, коммуникативной речи и эмоционально-волевой сферы. До достижения совершеннолетия дети с этими отклонениями в большинстве случаев находятся в специальных детских домах, где получают в необходимом объеме простейшие навыки письма, чтения и счета и некоторых несложных трудовых операций по специально разработанным для таких детей программам. Это открывает для них перспективу в дальнейшем работать в специально организованных мастерских.
Обучение детей с нарушением интеллектуального развития в форме дебильности должно проходить в специальных учреждениях по программам, позволяющим им овладеть письменной и устной речью, навыками счета, понятием числа. Сложности обучения связаны с тем, что такие дети испытывают трудности в понимании связей между звуками и буквами, множествами и их числовым выражениями, невозможностью устанавливать и понимать временные, пространственные и причинно-следственные отношения между объектами и явлениями.
Нарушение интеллекта у детей в виде задержки развития обычно проявляется в сложностях формирования основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнение и обобщения. Кроме того, неумение планировать свою деятельность и другие особенности, характерные для таких детей, создают определенные сложности при обучении в общеобразовательных школах.
Из-за стабильного отставания по большинству предметов и насмешек со стороны сверстников, у таких детей развивается негативное отношение к процессу обучения и довольно часто наблюдается травмирование психики. По этой причине таких детей более гуманно в начальных классах обучать в специальных учебных учреждениях. В большинстве случаев при правильном подходе появляется возможность заложить необходимые знания и привить навыки обучения, что позволяет в дальнейшем перевести их в обычную школу.
Дети с интеллектуальными нарушениями требуют комплексного подхода, как со стороны врачей, так и со стороны педагогов. Поскольку любая человеческая жизнь бесценна, необходимо использовать любые возможности для того, чтобы ребенок с подобными отклонениями смог максимально развить имеющиеся у него способности и легче адаптироваться к взрослой жизни