ЭССЕ педагога-психолога

Фадеева Галина Евгеньевна

Эссе педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_pedagoga-psihologa.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Горжусь профессией своей

За то, что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

И детство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у психолога работа!

В.Я. Миронова

   Тихая мелководная река, в ней плещутся, купаются дети, не умеющие как следует плавать. Внезапно течение усиливается, а впереди водопад. Дети оказываются в потоке падающей воды, рискуя разбиться. А что же взрослые? Они стоят внизу, протягивают руки, пытаясь спасти малышей, в  то время, как они должны быть с детьми наверху – там, где течение спокойное. А ведь взрослые должны были вовремя научить малышей хорошо и самостоятельно плавать.

   Расшифровывая эту метафору, скажу, что река – это жизнь в современном обществе, а наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней.

Радоваться и грустить, удивляться и бояться, восхищаться и разочаровываться, ненавидеть и любить – всё  это значит – жить! Жить в мире, среди людей. На первый взгляд – самое  простое и самое естественное предназначение человека. Однако, с другой стороны, это и есть наиболее трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Как разобраться в отношениях других и собственных ощущениях. Порой это не под силу даже взрослому человеку. А уж ребёнку – и  подавно! И он, не осознавая почему, боится, грустит или тревожится…

Мое предназначение, как педагога-психолога – вовремя помочь ребёнку прожить своё детство так, чтобы его на первый взгляд элементарные  проблемы не переросли в комплексы уже взрослого человека. Ведь именно в детстве можно привить навыки гармоничного взаимодействия с окружающими, основанные, в первую очередь, на внутренней гармонии.

Да-да, именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.

Моё твердое правило: с улыбкой встречать всех, кто обращается ко мне за помощью: детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия; родителей и педагогов, обращающихся за консультацией. Ведь все проблемы можно решить только с оптимизмом!

Ребёнок и взрослый – это  две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – это самое дорогое, ценное для взрослых, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка – опора и вершина.

Основа всей моей педагогической деятельности – необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог, идущий в ногу со временем, может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей.

Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых форм и методов работы. Для более продуктивного использования времени, стараюсь работу с воспитанниками организовать не только познавательной, но и творческой, игровой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии, менять виды деятельности.

Ориентируясь на возраст, личностные и индивидуальные особенности дошкольников, подбираю способы организации и материал для занятий с  ребенком. Дети сидят, лежат, двигаются, повторяют, придумывают, перевоплощаются, фантазируют, делятся впечатлениями, слушают, сочувствуют, помогают, угадывают, рисуют, лепят, рассказывают, слушают, складывают, решают творческие задания, логически сопоставляют, подбирают и анализируют, танцуют и поют! То есть играют и развиваются!

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы детям на занятиях и в играх было интересно. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность, формируется положительный эмоциональный фон. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждому ребёнку была близка тема нашей встречи  или игры, только тогда он сможет «пропустить через себя» все эмоции и чувства, затрагиваемые мною! В зависимости от ситуации я сама всегда разная: то задорно-эмоциональная, то доверительно-спокойная. И, конечно, одна из целей моей работы – научить  детей проявлять свои эмоции, не стесняясь, создать условия для выражения их личных чувств.

Для меня очень важно уметь понять каждого ребёнка, увидеть его проблемы, оценить состояние, быть с ним искренней!

Я всегда стараюсь оценить, насколько комфортно нашим воспитанникам в детском саду и дома, стремлюсь на наших с детьми встречах создать уютную обстановку, наладить взаимодоверие. А сама получаю огромное удовольствие от радостных детских глаз, внимающих мне, с интересом идущих на контакт. Это, поверьте, самая большая благодарность!

Глубинная работа над проблемами ребёнка не может проводиться только психологом. Это работа будет результативной лишь в комплексном взаимодействии: ребёнок – психолог – родители – педагоги. К сожалению, суетный современный мир, жизнь в русле стремительного технического прогресса оставляет немного времени для личностного общения родителей и детей. Особенно от этого страдают дети, возможно даже не осознавая этого. Хотя важно даже не количество времени, которое проведёт родитель со своим малышом, а качество общения. Поэтому особое внимание я уделяю просвещению родителей по вопросам воспитания  детей на заседаниях  семейного клуба «Семья», в индивидуальных консультациях, на различных тренингах, дискуссиях, семинарах, заседаниях круглого стола.  Регулярные встречи в рамках родительских объединений позволяют подвести родителей к пониманию сущности детской психологии, учат понимать и корректировать изменения в поведении именно их ребёнка, помогают наладить взаимопонимание с ребенком.

Большую часть моей работы составляет плотное взаимодействие с педагогами, окружающими ребёнка в образовательном учреждении. Ведь они играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Чем раньше обратить внимание на изменения ребенка в поведенческих реакциях и общении, тем продуктивнее будет коррекционная работа.

Педагоги, со своими профессиональными, а иногда и личными проблемами, также нередкие мои собеседники. Ведь только педагог с чувством оптимизма и внутренней гармонии может создать в группе жизнерадостную атмосферу.

Профессия психолога даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любое движение вперёд не бывает простым – на  моем пути педагога-психолога тоже много трудностей и препятствий. Однако я учусь их преодолевать. В этом мне помогает постоянное самосовершенствование и, конечно же, оптимизм. Я непрерывно повышаю свой профессиональный уровень. Уверена, работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и постоянное развитие, движение вперёд!