Аутотренинги для педагогов

Фадеева Галина Евгеньевна

Релаксационные аутотренинги для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_dlya_pedagogov.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Релаксационные упражнения

«Пресс»

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

«Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Сядьте поудобней. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

«Пословицы»

Цель: снятие внутреннего напряжения, избавление от депрессивного состояния.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т. п. Полистайте книгу, читайте фразы, афоризмы в течение 15 -20 мин, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, та или иная пословица натолкнёт Вас на правильное решение. Возможно, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами её решения размышляли очень многие великие исторические личности.

Практические упражнения

«Я – дома, я – на работе»

Возьмите чистый лист и разделите его пополам. Нужно составить два списка определений, характеристик (желательно как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Начать можно так: «Дома я никогда… », «На работе я никогда… ». Затем проанализировать:

• похожие черты;

• противоположные черты;

• одинаковые проявляющиеся качества;

• отсутствие общих черт;

• какой список было составлять легче;

• какой получился объёмнее и т. д.

«Карикатура»

Возьмите по желанию краски, карандаши или фломастеры. Нужно нарисовать карикатуру на самого себя - «Я на работе». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, компетентность и пр.) Помните, должна получиться именно карикатура!

Предложенные упражнения помогут вам сориентироваться в собственном психическом состоянии, почувствовать положительное влияние на психику и повысить душевное равновесие.

Почувствуйте себя отдохнувшими, готовыми к новым подвигам и победам!

Упражнение 3. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 4. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 5. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 6. “Я - ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я - ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Адаптационные игры для учителей и педагогов

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой.Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

   

 Учимся расслабляться — Релаксационные упражнения для педагогов

Существует несколько основных подходов к работе с профессиональным выгоранием. Один из них — это забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни; получение удовольствия; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Реализации данного подхода способствуют занятия в сенсорной комнате с использованием релаксационных упражнений. Спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции.

Занятия длительностью 45–60 минут проводятся с небольшими подгруппами по 5–6 человек 1–2 раза в неделю. Количество занятий может варьироваться.

                                                         ЦВЕТЫ

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза.

Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок…

Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми.

Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее.

Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат.

 Какие-то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой…

Какой бы ни был цветок — он неповторим…

С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер.

 И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор.

Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим…

 Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы…

Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?..

Какой аромат от вас исходит?..

Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок…

Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром…

Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими…

 Сделайте глубокий вдох…

 Вернитесь в свой реальный облик.

 Медленно потянитесь, откройте глаза.


                                                 

ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза.

Представьте себе: поздний вечер, вы лежите на мягком, как перина, стоге сена. Ваше тело расслаблено…

 Вы вдыхаете аромат свежескошенной травы, запах опьяняет и помогает еще больше расслабиться…

Откуда-то издалека слышится стрекотание сверчков…

Наступает состояние блаженства, абсолютного умиротворения…

 Вечерний сумрак сменился ночью. Небо без единого облачка.

Вот далеко-далеко появилась первая звезда. Вторая. Третья.

И с появлением каждой новой звезды стал вырисовываться причудливый рисунок.

Все рисунки разные, это может быть и красивый цветок, и корабль, медленно плывущий по волнам, и лицо улыбающегося человека или еще что-то… Какие-то звезды еле-еле видны, до других, кажется, можно достать рукой. Вам легко и приятно…

Дышится свободно, и с каждым вдохом тело расслабляется больше и больше…

Приятно тяжелеют руки… плечи… живот… ноги… Мышцы лица расслаблены…

Так приятно ощущать спокойствие и безмятежность…

 Вдруг вы видите падающую звезду. Говорят, это к счастью.

 Она медленно движется по небосклону, увлекая ваш взгляд за собой. Загадайте желание, и пусть оно непременно сбудется…

Пусть состояние покоя, безмятежности сохранится до конца дня.

 Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в реальный мир.

Медленно потянитесь, откройте глаза.

                                                     

ДИВНЫЙ САД

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза.

 Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес…

Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью.

 Двигайтесь дальше по тропинке…

К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте.

Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках!

 Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше…

Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые.

Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас.

 Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус.

Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево.

Вот вы подошли к беседке, увитой растениями.

Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы.

Насладитесь этой красотой…

Перед вами на столе стоит кувшин.

 Для вас в нем припасен нектар мудрости.

 С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем.

Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее.

 Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием…

Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами.

 Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки.

Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью…

 Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно…

 В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох.

 Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.


                                                           

ПОЛЕТ

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Расслабьтесь….. Вообразите себя птицей, большой или маленькой. Главное, что вы свободная птица.

Вы делаете взмах крыльями, еще один и еще и летите. Вы чувствуете, как теплый ветерок нежно овевает ваше тело. Еще один взмах — и вы парите над землей, широко расправив крылья.

Рассмотрите, что находится вокруг вас.

Почувствуйте удовольствие от полета…

Ваш полет подошел к концу. Вы медленно снижаетесь.

Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить, летая над землей. Вот вы мягко коснулись земли.

Вернитесь в свой реальный облик. Сделайте глубокий вдох, выдох.

Откройте глаза……… Потянитесь.


                                 

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ

Закройте, пожалуйста, глаза.

 Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь……..

 Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас.

 Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек.

Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо.

Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?

 Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо.

 Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

 Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно.

Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо…

Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место.

 Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох.

 Откройте глаза. Потянитесь.


                                     

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА

Закройте, пожалуйста, глаза.

 Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь.

 Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке.

 По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы.

Воздух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой…

Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц.

Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить…

Лесная тропинка вывела вас на поляну, залитую солнечным светом.

Здесь так хорошо, здесь вы можете делать все, что захотите.

Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь звуками природы. …….Можете собирать цветы.

А можете даже побегать. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать…

 Прогулка подошла к концу. Вам пора возвращаться. Пройдите весь путь обратно.

Постарайтесь оставить в своей памяти приятные воспоминания.

 Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

                                     

ТРОПИЧЕСКИЙ ОСТРОВ

Закройте, пожалуйста, глаза……..

 Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь.

Представьте себе, что вы оказались на прекрасном волшебном острове.

 Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением.

На этом острове происходит все так, как хочется именно вам.

Здесь водятся животные, которых любите вы, растут цветы, которые вам нравятся.

Здесь вы можете делать все, что захотите.

 Можете просто лежать на пляже, слушая шум прибоя.

 Можете гулять по острову, исследуя его красоты.

Дайте волю своему воображению…

 Вот к берегу причалил корабль. Вам пора возвращаться.

 Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия…

 Сделайте глубокий вдох, выдох. ..Откройте глаза. Потянитесь.


                                                     

                                                           ВОДОПАД

Закройте, пожалуйста, глаза.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь.

 Представьте себе жаркий летний день.

 Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц…

И вот вы слышите необычный звук.

Вам интерес- но, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад.

Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки…

 Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад.

Вода чистая и теплая.

Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам.

 Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость…

 Вы чувствуете легкость во всем теле.

Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас…

Пора возвращаться обратно.

Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия…

 Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.


                                             

ФАНТАЗИЯ

Займите удобное для себя положение.

 Обратите свой мысленный взор внутрь себя.

 Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка.

Дыхание становится размеренным.

 И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта.

 Теперь представьте, что вы оказались в том месте, где вам очень хорошо, где вы счастливы.

 Как можно лучше представьте себе это место…

 Наше путешествие подошло к концу.

 Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя, расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.

        
                                                 

ХУДОЖНИКИ

Займите удобное для себя положение.

Обратите свой мысленный взор внутрь себя.

Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка.

Дыхание становится размеренным.

И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта.

Теперь представьте себя художником.

 Сейчас совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет.

 Выберите те краски, которые приятнее всего для ваших глаз, и нарисуйте картину, которая поможет вам рас- слабиться…

Окиньте взором вашу картину.

Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя и расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.


                     

                         ПУТЕШЕСТВИЕ НА БЕЛОСНЕЖНОЙ ЯХТЕ

Займите удобное для себя положение.

 Обратите свой мысленный взор внутрь себя.

Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка.

 Дыхание становится размеренным, и вы наполняетесь приятным чувством

покоя и комфорта.

Теперь представьте, что вы идете по пустынному пляжу.

 Теплый ветер овевает ваше лицо, вы вдыхаете свежий морской воздух.

Вам легко и спокойно…

Вы подходите к самому берегу, перед вами появляется белоснежная яхта.

Вы поднимаетесь на борт.

Вы — капитан этой яхты, и сейчас вы плывете туда, где вам очень хорошо, где вы счастливы…

 Наше путешествие подошло к концу.

Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя, расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.

                                             

ПУСТЫННЫЙ ПЛЯЖ

Займите удобное для себя положение.

 Обратите свой мысленный взор внутрь себя.

Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка.

Дыхание становится размеренным.

И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта.

 Теперь представьте, что вы идете по пустынному берегу водоема.

Может быть, это морской берег, может, берег реки или озера.

Греет ласковое солнышко, дует приятный ветерок.

Вы дышите легко и спокойно…

 Ноги приятно утопают в теплом песке.

Вы набираете песок в ладони и смотрите, как он медленно просачивается между пальцев…

Представьте, как вы удобно расположились на пляже.

Волны тихо набегают на берег.

А высоко-высоко плывут легкие, воздушные облака.

 Пусть ваше воображение нарисует вам ту картинку, которая поможет вам расслабиться и отдохнуть…

Наше путешествие подошло к концу.

 Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя, расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.


                                           

ВРЕМЯ ГОДА

Займите удобное для себя положение.

 Обратите свой мысленный взор внутрь себя.

 Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка.

Дыхание становится размеренным.

И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта.

Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным.

 Может быть, ваше воображение нарисует вам теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а может быть, первые весенние цветы… Наше путешествие подошло к концу.

Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя, расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.