«Формирование у педагогов установок принятия детей (людей) с ограничениями в здоровье»

Кинарейка Ольга Анатольевна

цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в формировании принятия детей с ограничениями в здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» г. ВОЛГОДОНСКА

Семинар-практикум для педагогов-психологов

на тему: «Формирование у педагогов установок принятия детей (людей) с ограничениями в здоровье»

цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в формировании принятия детей с ограничениями в здоровье.

Подготовила и провела:

           педагог-психолог Кинарейка О.А.      

Волгодонск, 2018г.

Мы приветствуем вас в МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска.

Тема нашего семинара, «Формирование у педагогов установок принятия детей с ограничениями в здоровье» не случайна, так как наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, среди них есть дети с нарушениями психического и физического здоровья. Всего в учреждении 11групп компенсирующей направленности.
Мы уже много раз на наших методических объединениях поднимали тему особенностей развития детей с ОВЗ.

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов таких детей. К сожалению, данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей - инвалидов.

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ.
Как и любое новое начинание, введение инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Одной из главных трудностей является настороженное и порой негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. В первую очередь это отношение родителей здоровых детей. Они часто выражают протест против "пребывания " в их группах особых детей.

 Понятие инклюзия – это адаптация системы к потребностям ребёнка.

 Мы понимаем, что детям с ограничениями в здоровье трудно взаимодействовать с окружающим миром, у них бедный социальный опыт, проблемы в общении с другими людьми;

Характерными особенностями развития личности детей с ОВЗ является неадекватная самооценка – переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений;

Особенностями психического развития детей с ОВЗ являются нарушения в развитии личности при неблагоприятном социальном окружении, неадекватных родительских установках.

 Так, в общении с детьми с ДЦП важно:

- Развивать навыки социально-бытовой ориентации.

- Обращать внимание на состояние

эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий;

- Необходим индивидуальный подбор и объем заданий;

- Обязательный перерыв в занятии на физкультминутку;

- Добиваться чёткого ответа на поставленный вопрос;

В процессе общения со слабослышащими:

- Произносить слова в нормальном темпе;

- Говорить чётко и лаконично без сложных литературных оборотов;
- Делая важное сообщение, смотреть на ребенка и чтобы он смотрел на нас;

- Использовать факторы, способствующие лучшему восприятию речи (красить губы яркой помадой, а мужчине желательно не носить бороду и усы);

- Для слабослышащего ребёнка очень важно выражение лица учителя (т.к. много информации считывается с лица, с губ), хмурое выражение лица может напугать ребёнка.

В общении с детьми с расстройствами аутистического спектра:

- Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому;

- Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом;

- Уметь улавливать изменения в поведении ребенка, не давая ему выйти в деструктивную деятельность;

- Придерживаться определенного режима дня;

- Принимать его таким, какой он есть;

- Не повышать голос и не издавать громких звуков;

- Не выпускать ребенка из поля своего зрения;

- Совместно с ребенком создавать «укромное место», где ребенок может посидеть один, и никто ему не будет мешать.

- Просмотр видеоролика «Люди так не делятся». (Обсуждение просмотренного ролика).
       Мы просто другие, мы живем на другой глубине. Мы просто такие. Неизвестно, по чьей вине. Нам себя уже не изменить. И такими, как вы, не стать. Так попробуйте рядом быть, попытайтесь нас просто понять.
Уважаемые коллеги, как вы считаете:

- Какие чувства приходится переживать людям с ограничениями в здоровье?
 (обида, унижение, боль).
-
Когда к людям с ограничениями в здоровье проявляют внимание и заботу, что они  испытывают? (радость, восхищение, благодарность, милосердие, сострадание, уважение).
- К какому  понятию мы можем отнести перечисленные качества? (сострадание, уважение, доброта. терпимость, милосердие).
Все эти составляющие - есть понятие Толерантность
 (в переводе с английского терпение) отражается в эмблеме.

К сожалению, усугубляет проблемы тот факт, что иногда педагоги интолерантно относятся к детям с ОВЗ, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать сверстников  толерантному и уважительному отношению к детям с ОВЗ.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который  направляет  государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность - это сострадание, эмпатия, говоря научным языком.
     Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше. «
Толерантность - сострадание, поддержка, но никак не равнодушие. дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые.    

Мы, педагоги, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все». 
   Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме.
Наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния его здоровья.

В нашем детском саду, уже с поступлением ребенка в детский сад, в процессе адаптации к новым условиям, ведется работа со всеми участниками образовательного процесса, как с педагогами и  родителями воспитанников, так и  с  самими детьми. Для педагогов и родителей осуществляется просветительско-образовательная работа, для самих детей профилактические и развивающие занятия, причем, как групповые, так и индивидуальные. Формы работы с педагогами и родителями от индивидуальных консультаций до семинаров-практикумов и родительских собраний. Во всех учреждениях эта работа планируется, ведется и я не буду на этом останавливаться. Лично для меня по духу близка коммуникативная тональность, это когда между всеми участниками образовательного процесса добрые, доверительные отношения, есть взаимопонимание и поддержка. Мы то уж с вами уважаемые педагоги-психологи знаем, что если есть контакт между взрослыми, то и детям от этого на душе теплее, не надо приспосабливаться, то к одним, то к другим взрослым. К сожалению, идеальными отношения бывают не всегда, а ведь мы в первую очередь должны понимать и осознавать, что важнее, что мы должны предпринять для ребенка на данном этапе, чтобы ребенок справился со своими проблемами и благополучно подготовился к школе.  

Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.  Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

В социальном аспекте роль дошкольного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений.

Формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым», положительно скажется на будущих отношениях взрослых и детей.

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям.

- «Терпением мы можем добиться больше, чем силой» (Э. Берн)

- «Каждая нетерпимость есть знак слабости» (Н. Рерих)

Как показывает жизнь, к сожалению, оказывается доброжелательность - это редкое качество в человеке. Об этом я предлагаю вам поразмышлять. Послушайте…
- Слушание стихотворения «Старик и мимоза»
(Нестор Иванофф)

В переходе, замерзая,
Со слезами на глазах,
Он цветок купить пытался,
В кулаке, зажав пятак.
Продавщица оскорбляла,
Обзывала, унижала,
А потом за пятачок
Сломанный нашла цветок.
И дрожащею рукою
Старичок мимозу взял,
Он с униженной душою,
Тот цветок к груди прижал.

Он хотел жену больную
Тем порадовать цветком
Оказался в женский праздник
Он с одним лишь пятаком.
И от хамства, и от боли,
 По щеке сползла слеза,
 Мы б хотели лучшей доли,
 Нам пускали пыль в глаза.
 Из толпы один мужчина
 Продавщицу пристыдил,
 Бросив ей, рубли под ноги,
 Все мимозы закупил.
 Протянул цветы в корзине,
 Торт, шампанское купил.
 Он сказал: «иди к любимой!»
 И рукой глаза закрыл.
 Не мое, но зацепило!
 Душу всю перевернув
 Так любовь здесь победила,
 Двух мужчин объединив...

Каждому человеку, даже плохому, очень легко желать добра своим знакомым, друзьям и просто приятным людям. («И если мы любим любящих нас, какая нам за это благодарность?». Но быть доброжелательным к людям чужим, неприятным, плохим, очень трудно. Желать добра только тем, кто нравится, или тому, кто вас любит, - это только половина доброжелательности. Мы же не хотим на половину радоваться, наполовину дружить и любить, на половину быть смелым. Настоящая доброжелательность тоже не должна быть на половину

Люди на свет рождаются разными. И мы с вами тоже все разные (рост, вес, цвет волос, место и даты рождения), ну все же, у нас есть много общего

- Игра «Чем мы похожи?» Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу. Да, у нас есть разум, мы все педагоги - психологи, работаем в детских садах, любим детей и помогаем им (порой очень сложным детям), внимательны к родителям воспитанников, хотя бывают ситуации далеко не простые, но мы выбрали этот путь и должны быть толерантными ко всем.

Упражнение «Цепочка» Участники по очереди называют какое-либо проявление с ОВЗ, которое может помешать нам в общении с ними, каждый прежде добавить свое, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

К сожалению, много на свете людей с ограничениями в здоровье, обычные люди чаще стараются их не замечать, но они имеют такое же право на нормальное сосуществование, уважительное отношение.

В последнее время мы часто слышим о разных благотворительных организациях, это здорово. Есть и такие, кто на этом наживаются. Лично я доверяю акции на 1- ом канале ОРТ с названием «Добро». Думаю, что многие из нас через эту акцию помогают больным деткам. Приятно видеть детей и их родителей, которые уже выздоравливают, и какое сострадание вызывают пока больные дети.

Вспоминаются слова из песни:
«Твори добро на всей Земле!
Твори добро другим во Благо!
Не за красивое спасибо,
Услышавшего тебя рядом».
 Далеко не всегда мы здоровые, помогаем беспомощным людям, не достаточно внимательны к пожилым, а порой и к родным, а спустя время жалеем об этом. По этому поводу у нашего народа есть поговорки: (предложить участникам по очереди брать из шкатулки карточки и зачитывать поговорки)
- Добрые дела красят человека;
- Без добрых дел нет доброго имени;
- За добро добром платят;
- Доброта без разума пуста;
- Доброе дело питает и душу и тело;
- Добрый человек в добре век живет;
- Худо тому, кто добра не сделал никому;
- Живи добрее…будешь всем милее.
Никогда не стоит стесняться совершать добрые поступки

Есть такое жизненное понятие «Не прочувствуешь, не поймешь». Поэтому, с целью формирования установок принятия детей (людей) с ограничениями в здоровье, в нашем детском саду проводятся с педагогами тренинговые занятия. У каждого из вас тоже есть буклеты с играми, на принятие людей с ОВЗ.  Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения из них.
- Игра «Слепой и поводырь».
Цель:
погрузить здоровых людей в мир человека с ОВЗ, развитие эмпатии. Упражнения проводятся в парах. В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь». Инструкция «поводырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его сзади, знакомит с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

- Упражнение «Слепой, Глухой, Немой» (роли людей с особенностями, выполнить задания).

Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии.

1-й – не двигается, не слышит, но говорит и видит
2-й – не говорит, не слышит, но двигается и видит
3-й – не говорит, не видит, но слышит и двигается

Задания для коммуникации:

  • Вы собрались на праздник, нужно договориться в какие наряды оденетесь и какой возьмете подарок;

- упражнение «Взаимодействие».

Ситуация 1. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата при передвижении уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он ее принял.

Ситуация 2. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять какой-либо предмет, но на его пути расставлены всевозможные препятствия. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.

Упражнение «Контакт» (участники в полукруге)
«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается доступным, но не вербальным способом установить контакт с каждым участником занятия».

- Упражнение «Уникальность».

Каждый человек по-своему уникален и неповторим. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми. Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека. Каждый из учащихся должен представить себе место, в котором он был бы абсолютно спокоен и счастлив, которое ему очень нравится. Пусть каждый нарисует этот образ на листе бумаги в течение десяти минут. После этого участники обмениваются рисунками в классе. Задача: глядя на рисунок другого человека, проанализировать его характер, его особенные черты. Рисунки не надо подписывать, но могут разгадать.

. Упражнение «Дерево толерантности» (творч. задание).

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш город стал пространством толерантности (приклеивание на дерево).

- Видеоклип о детях с особенностями в исполнении вокальной группы «Непоседы»

- Завершающая часть Рефлексия. Уважаемые коллеги, выразите, одним словом или предложением свое отношение к данной теме? В завершение нашей с вами работы, мне бы хотелось поделиться одной историей: Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”. И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.

Вот и нас уважаемые коллеги что-то определило или кто-то свыше направил на встречу к нашим детям. Нам с вами предстоит помогать ограниченным в здоровье воспитанникам, воспитывать чувство эмпатии у здоровых ребят к детям с ограничениями в здоровье, формировать у педагогов установки принятия таких детей. Мой опыт работы над данной темой показал, что я на верном пути. После занятий с педагогами, чувствуется результат, наблюдается более чуткое отношение к детям. На следующий год я планирую работу расширить, сформировать группу младших воспитателей, такие встречи и для них будут очень полезно. Что касается родителей, то мной составлена целая просветительская программа «Компетентный родитель». Буквально на каждом занятии, с родителями размышляем о важности добрых и доверительных отношений, положительных установках в процессе развития детей.

В общем, без работы мы не останемся. Если для вас была полезна наша встреча, я буду очень рада.

«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

Уважаемые воспитатели! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Считаете ли Вы, что инклюзивное образование актуально для нашего общества?

А. Да, инклюзивное образование актуально.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Нет, инклюзивное образование не актуально.

2. Есть ли у Вас опыт работы с детьми (ребенком) с ОВЗ?

А. Да.  Б. Нет.

3. Если Вы работали или работаете с детьми (ребенком) с ОВЗ, опишите, пожалуйста, нарушение(я)                                                                             ____

4. Как Вы считаете, что такое инклюзивное образование? 

5. Каким Вы представляете ребенка с ОВЗ? Напишите 5прилагательных.

6. Насколько Вы психологически готовы работать с детьми с ОВЗ?

А. Я готов(а) работать.
Б. Я скорее готов(а) работать, чем не готова.
В. Я скорее не готов(а) работать, чем готова.
Г. Я не готов(а) работать.

7. Насколько вы профессионально подготовлены для работы с детьми (ребенком) с ОВЗ?

А. Я полностью подготовлен(а).  Б. Я скорее подготовлен(а).
В. Я скорее не подготовлен(а).     Г. Я полностью не подготовлен(а).
Д. Затрудняюсь ответить.

8. Если представить ситуацию, что в Вашей группе оказался ребенок с ОВЗ, нужна ли Вам в таком случае помощь?

А. Да. Б. Нет.

9. В какой помощи Вы бы нуждались? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А. Дефектолога.  Б. Психолога.
В. Опытного педагога, имеющего опыт работы с ребенком с ОВЗ.
Г. Педиатра или другого врача-специалиста.
Д. Другого (укажите кокого) 
                                                                                 

10. Какие позитивные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили? 
11. Какие негативные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили?                                                                                                                 

Укажите, пожалуйста:

  • Ваш пол                                                                            
  • Возраст                                                                             
  • Педагогический стаж                                                       
  • Стаж работы с детьми с ОВЗ (если есть)                         

Спасибо за сотрудничество!