Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Утверждена
директором ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»
Монгуш А.З.
Программа
психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием
Составитель: Сартыыл С.С.,
педагог-психолог
КЫЗЫЛ 2017
Пояснительная записка
Многие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний.
Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. У ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания. Как правило, такой ребенка занимает низкий социальный статус.
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с эмоциональным неблагополучием (коррекция агрессивности, конфликтности, тревожности, ослабление негативных эмоциональных состояний).
Задачи программы:
1. Знакомство детей с базовыми человеческими эмоциями;
2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;
3. Снижение у детей агрессивности, конфликтности, тревожности;
4. Формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение детей навыку
самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;
6. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
В основе программы психолого-педагогического сопровождения лежат следующие принципы:
- Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям и характеру нарушения ребенка «группы риска»; максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка и родителя.
- Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
- Научная обоснованность психодиагностических методик.
- Объективность выводов результатов психодиагностики.
- Единство диагностики и коррекции - эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, эмоциональных состояний, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы, что обеспечивает необходимую информацию и обратную связь.
- Нормативности развития. Коррекция «сверху вниз» - носит опережающий характер: основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка. Коррекция «снизу вверх» - вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление.
- Системность развития - представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
- Деятельностный принцип коррекции: выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
- Соблюдения профессиональной конфиденциальности.
- Не нанесения ущерба человеку.
- Эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
- Позитивность – означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества, проявление эмпатии, понимание внутреннего мира другого человека, глубокое сопереживание ему.
- Развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
- Методы исследования личности (тесты, наблюдения, беседы опросники);
- Игротерапия;
- Метод арттерапии;
- Метод анализа конкретных ситуаций;
- Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания
окружающих;
- Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового
социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;
- Установление запрета на агрессивные действия ребенка по отношению к другим
людям;
- Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или
растягиванию агрессивных действий;
- Метод активного воображения;
- Метод сказкотерапии;
- Психогимнастика;
- Музыкальная релаксация.
Для реализации поставленных задач используются следующие приемы:
- использование игры и сказки;
- личностное общение;
- включение в общение игровых персонажей;
- свободное и тематическое рисование;
- подвижная игра;
- дидактическая игра;
- чтение художественных произведений и их анализ;
- мини-конкурсы;
- проигрывание этюдов;
- инсценировки, разыгрывание ролевых ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- авторство ребенка, сочинение историй;
- дискуссии;
- аутотренинг.
Во время коррекционных занятий по эмоционально-волевой сфере дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт в общении друг другом, выражают и подробно рассказывают о своих чувствах, переживаниях, проблемах. Дети учатся контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме, учатся ставить себя на место другого человека, с пониманием относиться к ответам других детей. Формируется умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Во время занятий дети доверяют психологу, стремятся к контакту с ним, открыты, проявляют интерес к занятиям, снижается эмоциональная напряженность, увеличивается количество позитивных чувств, происходит разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижается частота конфликтов и ссор с детьми.
Отдаленные результаты коррекционной и развивающей работы с детьми будут
состоять:
- в профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации и других проблем психогенного характера;
- коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижения индекса агрессивности, конфликтности, тревожности;
- развитии творческого потенциала личности; создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
- развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в
возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию;
- адекватной самооценки, уверенности в себе, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии.
Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
Диагностический этап представляет собой:
- предварительное тестирование детей и взрослых (родителей).
- беседа с воспитателями о детях в группе, испытывающих эмоциональное неблагополучие. Они заполняют анкеты-запросы, в которых фиксируют результаты своих наблюдений.
Диагностика проводится индивидуально с одним родителей или ребенком, в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере. Некоторые из них используются во время коррекционно – развивающей работы для определения ее динамики.
1-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые родителям до начала и во время коррекционной работы
1. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Цель: исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
2. Методика исследования родительских установок и реакций (RARY) по Е. Шеффер, Р. Белл
Цель: исследование родительских установок и реакций.
3. Родительское сочинение «Мой ребенок»
Цель: изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и субъекта сочинения.
4. Тест «Какой я родитель?» Цель: изучение характера детско-родительских отношений.
5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.И. Марковской
Цель: выявить, как взаимодействуют родители со своими детьми.
6. Тест А.И. Захарова «Оценка уровня тревожности ребенка»
Цель: исследовать уровень тревожности у ребенка, признаки психического напряжения и невротические тенденций.
7. Методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребенка в семье»
Цель: Исследовать степень отверженности и принятия ребенка родителями.
8. Анкета по выявление видов наказаний, которые применяют родители к своему ребенку
Цель: выявление уровня воспитательных ресурсов у родителей.
9. Анкета по изучению социально – эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г.Матвеева
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка и воспитательных ресурсов у родителей.
10. Наблюдение за личностным общением родителей с ребенком.
Цель: исследование детско родительских отношений и типа взаимодействия родителей сребенком.
2-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые детям до начала коррекционной работы и во время индивидуальной работы
1. Наблюдение за поведением ребенка
Цель: выявить отклонения в эмоционально-волевой сфере у ребенка.
2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля
Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
3. Методика «Выбери нужное
лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен
Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
4. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова
Цель: выявление наличия страхов.
5. Методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон
Цель: исследование самооценки ребенка.
6. Методика «Метаморфозы» Жаклин Руайер.
Модифицированная версия Д. Ван Кревелена
Цель: исследование выносимых вовне конфликтов и проблем.
7. Тест «Руки» Э. Вагнера, адаптирован Т.Н. Курбатовой
Цель: выявить агрессивные тенденции, наличие ожидаемой агрессии со стороны окружающих, проанализировать показатели эмоциональной сферы и межличностные отношения ребенка.
8. Цветовой тест отношений
М.Люшера. адаптирован А.М. Эткиндом
Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к самому себе.
9. Методика «Неоконченное предложение»
Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов и беспокойства у ребенка.
10. Социометрический опросник. Цель: исследование эмоционально- социальных
предпочтений, выявление референтной группы.
Проективные методики:
1. «Моя семья» Цель: выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
2. «Семья в образах животных» Цель: выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
3. Графическая методика «Кактус» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности.
4. «Несуществующее животное» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности. Выявляются дети, вошедшие в «группу риска» по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.
Второй этап – психокоррекционный. Содержание психокоррекционной работы
представлено индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется через:
1. Консультирование родителей по:
- актуальным проблемам детей;
- проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений.
2. Консультирование педагогов и родителей по:
- проблемам возрастной психологии;
- вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с нарушениями в
поведении;
- результатам диагностики и во время коррекционной работы;
- использованию дифференцированного подхода в процессе общения с ребенком и родителями;
- выработке единой стратегии воспитания;
- личным проблемам.
3.Индивидуальную работу с детьми.
- Направления индивидуальной работы с тревожными детьми;
- Направления индивидуальной работы с агрессивными детьми;
- Повышение самооценки;
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- Снятиемышечного напряжения.
- Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.
Групповая форма работы - подгрупповое занятие.
Все занятия должны быть основаны на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Между учащимися создается ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребенка. Психокоррекционное воздействие осуществляется со стороны психолога на каждого ребенка посещающего занятия, внутри группы при взаимодействии. Работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с нарушениями в поведении. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Психологу необходимо: поддерживать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе; побуждать детей давать обратную связь детям; изучать мнение родителей о промежуточных результатах реализации проекта.
Список литературы
1.Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288с.
2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество
России, 2000. -192с.
3.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ Класс, 1994. - 450с.
4.Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. - М.: НФ Класс, 1994. - 267с.
5.Герасимова Т.Ф.Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.
Семейная психология и семейная терапия. №1, 1999
6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 142с.
7.Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие
ребенка. – Воронеж: Факт, 2001. - 351с.
8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.
Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - М.: Просвещение, 1997. - 423с.
9.Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими. - М.: Центр общественных ценностей, 1996. -
336с.
10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество
России, 2005. - 144с.
11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.П. Родители и дети. Взаимопонимание или
отчуждение. - М.: Просвещение, 1996. - 191с.
12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,
1997. - 224с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в
сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004. - 145с.
14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития. - М.: Российское
педагогическое агенство, 1997. - 191с.
15. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. - СПб.: Весь, 2006. - 288с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_emots.neblagopoluchiyu.docx | 53.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Утверждена
директором ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»
Монгуш А.З.
Программа
психолого-педагогического сопровождения учащихся с эмоциональным неблагополучием
Составитель: Сартыыл С.С.,
педагог-психолог
КЫЗЫЛ 2017
Пояснительная записка
Многие педагоги и психологи считают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний.
Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира. У ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания. Как правило, такой ребенка занимает низкий социальный статус.
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с эмоциональным неблагополучием (коррекция агрессивности, конфликтности, тревожности, ослабление негативных эмоциональных состояний).
Задачи программы:
1. Знакомство детей с базовыми человеческими эмоциями;
2. Развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме; быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;
3. Снижение у детей агрессивности, конфликтности, тревожности;
4. Формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения и обучение детей навыку
самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;
6. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
В основе программы психолого-педагогического сопровождения лежат следующие принципы:
- Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям и характеру нарушения ребенка «группы риска»; максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка и родителя.
- Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
- Научная обоснованность психодиагностических методик.
- Объективность выводов результатов психодиагностики.
- Единство диагностики и коррекции - эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, эмоциональных состояний, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы, что обеспечивает необходимую информацию и обратную связь.
- Нормативности развития. Коррекция «сверху вниз» - носит опережающий характер: основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка. Коррекция «снизу вверх» - вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление.
- Системность развития - представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
- Деятельностный принцип коррекции: выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
- Соблюдения профессиональной конфиденциальности.
- Не нанесения ущерба человеку.
- Эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
- Позитивность – означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества, проявление эмпатии, понимание внутреннего мира другого человека, глубокое сопереживание ему.
- Развития и саморазвития личности означает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
- Методы исследования личности (тесты, наблюдения, беседы опросники);
- Игротерапия;
- Метод арттерапии;
- Метод анализа конкретных ситуаций;
- Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания
окружающих;
- Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового
социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла;
- Установление запрета на агрессивные действия ребенка по отношению к другим
людям;
- Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или
растягиванию агрессивных действий;
- Метод активного воображения;
- Метод сказкотерапии;
- Психогимнастика;
- Музыкальная релаксация.
Для реализации поставленных задач используются следующие приемы:
- использование игры и сказки;
- личностное общение;
- включение в общение игровых персонажей;
- свободное и тематическое рисование;
- подвижная игра;
- дидактическая игра;
- чтение художественных произведений и их анализ;
- мини-конкурсы;
- проигрывание этюдов;
- инсценировки, разыгрывание ролевых ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- авторство ребенка, сочинение историй;
- дискуссии;
- аутотренинг.
Во время коррекционных занятий по эмоционально-волевой сфере дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт в общении друг другом, выражают и подробно рассказывают о своих чувствах, переживаниях, проблемах. Дети учатся контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме, учатся ставить себя на место другого человека, с пониманием относиться к ответам других детей. Формируется умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Во время занятий дети доверяют психологу, стремятся к контакту с ним, открыты, проявляют интерес к занятиям, снижается эмоциональная напряженность, увеличивается количество позитивных чувств, происходит разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижается частота конфликтов и ссор с детьми.
Отдаленные результаты коррекционной и развивающей работы с детьми будут
состоять:
- в профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации и других проблем психогенного характера;
- коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижения индекса агрессивности, конфликтности, тревожности;
- развитии творческого потенциала личности; создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
- развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в
возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию;
- адекватной самооценки, уверенности в себе, коммуникабельности, доброжелательности, эмпатии.
Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
Диагностический этап представляет собой:
- предварительное тестирование детей и взрослых (родителей).
- беседа с воспитателями о детях в группе, испытывающих эмоциональное неблагополучие. Они заполняют анкеты-запросы, в которых фиксируют результаты своих наблюдений.
Диагностика проводится индивидуально с одним родителей или ребенком, в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере. Некоторые из них используются во время коррекционно – развивающей работы для определения ее динамики.
1-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые родителям до начала и во время коррекционной работы
1. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Цель: исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
2. Методика исследования родительских установок и реакций (RARY) по Е. Шеффер, Р. Белл
Цель: исследование родительских установок и реакций.
3. Родительское сочинение «Мой ребенок»
Цель: изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и субъекта сочинения.
4. Тест «Какой я родитель?» Цель: изучение характера детско-родительских отношений.
5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.И. Марковской
Цель: выявить, как взаимодействуют родители со своими детьми.
6. Тест А.И. Захарова «Оценка уровня тревожности ребенка»
Цель: исследовать уровень тревожности у ребенка, признаки психического напряжения и невротические тенденций.
7. Методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребенка в семье»
Цель: Исследовать степень отверженности и принятия ребенка родителями.
8. Анкета по выявление видов наказаний, которые применяют родители к своему ребенку
Цель: выявление уровня воспитательных ресурсов у родителей.
9. Анкета по изучению социально – эмоциональной сферы личности ребенка Л.Г.Матвеева
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка и воспитательных ресурсов у родителей.
10. Наблюдение за личностным общением родителей с ребенком.
Цель: исследование детско родительских отношений и типа взаимодействия родителей сребенком.
2-группа: Методики для исследования детско - родительских отношений, предлагаемые детям до начала коррекционной работы и во время индивидуальной работы
1. Наблюдение за поведением ребенка
Цель: выявить отклонения в эмоционально-волевой сфере у ребенка.
2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля
Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
3. Методика «Выбери нужное
лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен
Цель: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.
4. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова
Цель: выявление наличия страхов.
5. Методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон
Цель: исследование самооценки ребенка.
6. Методика «Метаморфозы» Жаклин Руайер.
Модифицированная версия Д. Ван Кревелена
Цель: исследование выносимых вовне конфликтов и проблем.
7. Тест «Руки» Э. Вагнера, адаптирован Т.Н. Курбатовой
Цель: выявить агрессивные тенденции, наличие ожидаемой агрессии со стороны окружающих, проанализировать показатели эмоциональной сферы и межличностные отношения ребенка.
8. Цветовой тест отношений
М.Люшера. адаптирован А.М. Эткиндом
Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и к самому себе.
9. Методика «Неоконченное предложение»
Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов и беспокойства у ребенка.
10. Социометрический опросник. Цель: исследование эмоционально- социальных
предпочтений, выявление референтной группы.
Проективные методики:
1. «Моя семья» Цель: выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
2. «Семья в образах животных» Цель: выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
3. Графическая методика «Кактус» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности.
4. «Несуществующее животное» Цель: определить состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивности и тревожности. Выявляются дети, вошедшие в «группу риска» по нескольким критериям: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.
Второй этап – психокоррекционный. Содержание психокоррекционной работы
представлено индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется через:
1. Консультирование родителей по:
- актуальным проблемам детей;
- проблемам, связанным с нарушением детско-родительских отношений.
2. Консультирование педагогов и родителей по:
- проблемам возрастной психологии;
- вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с нарушениями в
поведении;
- результатам диагностики и во время коррекционной работы;
- использованию дифференцированного подхода в процессе общения с ребенком и родителями;
- выработке единой стратегии воспитания;
- личным проблемам.
3.Индивидуальную работу с детьми.
- Направления индивидуальной работы с тревожными детьми;
- Направления индивидуальной работы с агрессивными детьми;
- Повышение самооценки;
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- Снятиемышечного напряжения.
- Обучение агрессивного ребенка: приемлемым способам выражения гнева; навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.
Групповая форма работы - подгрупповое занятие.
Все занятия должны быть основаны на принципах личностно ориентированной модели взаимодействия с ребенком. Между учащимися создается ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребенка. Психокоррекционное воздействие осуществляется со стороны психолога на каждого ребенка посещающего занятия, внутри группы при взаимодействии. Работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям детей с нарушениями в поведении. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Психологу необходимо: поддерживать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе; побуждать детей давать обратную связь детям; изучать мнение родителей о промежуточных результатах реализации проекта.
Список литературы
1.Баландина Л.А. Диагностика в детском саду. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 288с.
2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество
России, 2000. -192с.
3.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ Класс, 1994. - 450с.
4.Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. - М.: НФ Класс, 1994. - 267с.
5.Герасимова Т.Ф.Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.
Семейная психология и семейная терапия. №1, 1999
6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: МАСС МЕДИА, 1995. - 142с.
7.Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие
ребенка. – Воронеж: Факт, 2001. - 351с.
8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред.
Коломенского Я.Л., Панько Е.А. - М.: Просвещение, 1997. - 423с.
9.Добсон Дж. Не бойтесь быть строгими. - М.: Центр общественных ценностей, 1996. -
336с.
10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество
России, 2005. - 144с.
11. Заслуженюк В.С., Семиченко В.П. Родители и дети. Взаимопонимание или
отчуждение. - М.: Просвещение, 1996. - 191с.
12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,
1997. - 224с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в
сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2004. - 145с.
14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития. - М.: Российское
педагогическое агенство, 1997. - 191с.
15. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. - СПб.: Весь, 2006. - 288с.