Выпускная квалификационная работа "Формирование толерантности в младшем школьном возрасте"
Выпускная квалификационная работа "Формирование толерантности в младшем школьном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_osipenko_n.doc | 527.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….........3 |
Глава I. Теоретические основы толерантности ……………………….…………..6 1.1. Различные подходы к пониманию толерантности …………………………..6 1.2. Основные виды толерантности ……………………………………………….9 1.3. Особенности формирования толерантности у учащихся начальной школы ……………………………………………....................................................11 Глава II. Опытно-педагогическая деятельность по формированию толерантности младших школьников ……………………………………………16 2.1. Анализ опыта педагогов-практиков в формировании толерантной личности младших школьников ………………………………………………….16 2.2. Содержание опытно-педагогической деятельности по выявлению толерантности в младшем школьном возрасте ……………………….…………20 |
Заключение …………………………………………………………………….…..36 |
Список литературы ………………………………………………………….….....38 Приложение |
Введение
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении и уверенности в своих возможностях.
Задача школы состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенными знаниями, умениями и навыками, но и люди самостоятельные, которые обладают толерантностью, как основой жизненной позиции. Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей и воспитателей.
Следовательно, сегодня проблема формирования толерантности у учащихся начальной школы весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
Учитывая все вышеизложенное, мы считаем нашу тему актуальной.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование толерантности у младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективные способы формирования толерантности у детей начальной школы.
Задачи исследования:
- Дать характеристику основам понятия толерантность.
- Рассмотреть основные виды толерантности.
- Выявить особенности формирования толерантности у учащихся начальной школы.
- Определить роль педагогов-практиков в формировании толерантной личности младших школьников.
- На основе педагогической деятельности выявить уровень формирования толерантности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: формирование толерантности у детей младшего школьного возраста будет происходить более эффективно, если:
- учитель показывает личный пример толерантного отношения к учащимся и окружающим,
- учитель, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, будет включать в свою работу педагогические условия формирования толерантности: познавательный, личностный и коммуникативный блоки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
- Практические: (педагогическое наблюдение, диагностика, опрос, статистическая обработка).
Теоретическая значимость заключается в выявлении понятия толерантность и ее формирования в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость заключается в подборе и систематизации диагностического материала по проблеме исследования.
Базой исследования является Новороговская СОШ №2 Егорлыкского района, 1 «А» класс.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы толерантности.
1.1. Различные подходы к пониманию толерантности.
С точки зрения психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение (уважение, принятие, понимание-признание), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). [6; с.233].
В русском языке существуют два слова со сходным значением – терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях.
Пусковой механизм появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет). [3; с.88].
Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания и особенности поведения.
Психолог Реан А. А. предлагает следующее понятие толерантности. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [19; с.35].
Толерантность рассматривается как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального и когнитивного).
Мудрик А.В. предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей. [13; с.89].
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в педагогическом словаре Коджаспирова Г.М. психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. [11; с.302].
Выготский Л.С. подчеркивает, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. [6; с.462].
Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой - факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности.
Одним словом, терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей, проявляющееся в повышении сензитивности к объекту.
По словам Бардиер Г.Л., толерантность не сводится только к проявлению терпимости в отношении тех, кто отличается от большинства населения в силу объективных или субъективных причин. [3; с.119].
Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям и обрядам. Право каждого: быть самим собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». [10; с.43].
Таким образом, на теоретическом уровне можно выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
- толерантность как культурологическая норма (иными словами - толерантность внешнего выражения);
- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
- толерантность к тому, кто наносит нам вред;
- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела. [18; с.85]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
1.2. Основные виды толерантности.
Исходя из мнения Бардиер Г.Л., толерантность по сферам проявления различают по следующим направлениям. [3; с.112].
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Применительно к личности психолог Запорожец А.В. различает несколько видов толерантности. [3; с.123].
- Естественная (натуральная) толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.
- Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращения с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.
- Моральная толерантность. Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
- Нравственная толерантность. Включает в себя как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.
Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.
На формирование толерантных установок личности оказывает влияние совокупность факторов, которые подразделяются на объективные и субъективные. Объективными факторами мы считаем влияние семьи, социального окружения, средств массовой коммуникации. К субъективным относят индивидуальные, а также возрастные особенности личности. [3; с.124].
Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках.
Таким образом, по сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям: политическая толерантность, научная толерантность, педагогическая толерантность, административная толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности: естественная (натуральная) толерантность, моральная толерантность и нравственная толерантность.
1.3. Особенности формирования толерантности у учащихся начальной школы.
Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств – трудный и сложный процесс. Трудно переоценить ту роль, которую призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения и укрепления принципов толерантности в российском обществе. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.
Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Давыдов В.В. полагает, что для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху. [7; с.206].
Воспитание и развитие толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Формирование толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность, как уже было сказано, включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.
Байбородова Л.В. выделяет следующие направления развития и формирования толерантности у детей младшего школьного возраста: [2; с.97].
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Бабанский Ю.К. определил педагогические средства формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в школе. [1; с.114].
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.
Выготским Л.С. предложен подход к классификации методов и форм формирования толерантного поведения детей младшего школьного возраста:
[6; с.347].
1) методы формирования толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);
2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);
3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).
Особенности процесса формирования толерантности как качества личности младшего школьника в школе: [6; с.348].
1) Целенаправленность.
- раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
- предупреждение интолерантности;
- организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
- формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
- развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
- вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
- уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
- конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
- ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
- выслушать и понять другого.
2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы
3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
5) Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.
По словам Рожкова М.Н., учитывая специфику младшего школьного возраста, все существующее многообразие педагогических средств формирования толерантности у детей данной возрастной группы можно систематизировать в четыре основные группы и представить следующей классификацией. [20; с.98].
Объекты материальной и духовной культуры:
1) Устное народное творчество: пословицы; загадки; скороговорки; детские народные песни; русские народные сказки; былины; мифы; легенды.
2) Художественная литература: поэзия, проза.
3) Наглядные средства воспитания: натуральные объекты (традиционные национальные костюмы, головные уборы; предметы народного декоративно-прикладного искусства; предметы быта); кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, аудиовизуальные компьютерные программы).
4) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные игры народов мира.
5) Учебно-познавательная деятельность.
6) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.
7) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический творческий труд.
Методы формирования: [20; с.99].
1) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.
2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации.
3) Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, и в наименьшей степени наказание.
4) Активные методы социально-психологического развития: тренинг толерантности (упражнения на самопознание и развитие толерантности к своей личности; упражнения и игры); арттерапия в активной форме (рисуночная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая игротерапия); театрально-игровая деятельность.
Формы воспитательной работы: [20; с.99].
1) Общешкольные и классные мероприятия, игры.
2) Кружки в контексте национально-регионального компонента.
3) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы.
4) Клубы: общения, интернациональной дружбы (КИД).
Федоренко Л.Г. считает, что направления формирования толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя: [22; с.76].
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность
3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Таким образом, организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.
Глава II. Опытно-педагогическая деятельность по формированию толерантности младших школьников.
2.1.Анализ опыта педагогов-практиков в формировании толерантной
личности младших школьников.
Рассматривая практическую составляющую нашего исследования, мы познакомились с опытом работы преподавателей начальных классов Т.В. Никишиной из г. Волгограда и И.П. Новиковой из г.Твери.
Татьяна Владиславовна Никишина считает, что повышению эффективности условий формирования толерантности в школе может способствовать организация толерантной образовательной среды.
В своей работе педагог осуществляет подготовку уроков и внеурочных мероприятий по программе «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста». [16; с.35].
В воспитательной работе ею была разработана методика использования народных и современных сказок. Занятия с учащимися также направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Учитывая многонациональный состав класса, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся класса, она включает выступления учителя на родительских собраниях и консультациях.
Задачи программы «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»:
1) овладение младшими школьниками нравственными знаниями;
2) перевод этих знаний в убеждения и реальные действия; 3) воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.
Комплекс занятий для учащихся построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
1) отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
2) на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
3) с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Выбраны определенные нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность, определены цели, задачи и методологические подходы по формированию толерантности младших школьников.
Тематический план занятий учителя таков: [16; с.37].
1. Добро и зло.
2. Добрые отношения с друзьями.
3. Справедливость и сочувствие.
4. Честность и лживость.
5. Уважение к людям.
6. Что такое толерантность?
7. Жизненные ценности людей. Толерантность.
8. Толерантность к другим. Толерантное общение.
Разработанные Татьяной Владиславовной занятия позволяют создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время занятий дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.
Педагог Инна Петровна Новикова утверждает, что духовно-нравственное развитие и толерантное воспитание предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый сотрудник школы и родители разделяют ключевые смыслы нравственных идеалов и ценностей и стремятся к их реализации в практической жизнедеятельности. [17; с.19].
В данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, учитель начальных классов необходимо целенаправленно заниматься формированием основ толерантного поведения у учащихся младших классов.
И одним из способов формирования толерантности в педагогической деятельности Инны Петровны являются занятия - тренинги. Учитель использует на своих тренинговых занятиях такие упражнения как «Мировое приветствие», «Изменяющаяся комната» (модификация), «Угадай, о ком идет речь», «Поэма о толерантности», «Цветик-семицветик» для конкретизации и усвоения знаний о понятии толерантности, а также игру «5 добрых слов», где учащиеся, работая в группах определяют положительные стороны друг друга.
Для выявления качеств самооценки учащимися своих этических поступков, нравственного и толерантного поведения, оценки поступков своих товарищей педагогом был разработан экран этических поступков. В процессе всех экспериментальных уроков и занятий учениками составляется «Тетрадь добрых дел», в которой они оформляют свои положительные поступки и действия. Происходит знакомство и погружение в народную самобытность разных национальностей.
Также Инна Петровна считает, что необходимыми условиями формирования толерантности учащихся начальной школы является включение детей совместно с родителями и педагогами в социально и личностно значимую деятельность. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения.
Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.
Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. [17; с.22].
Знакомство с семьей школьника Инна Петровна проводит в форме опроса - анкеты. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для детей можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье». Проведение совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения и уровень сформированности толерантности.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями учитель проводит следующую работу:
- создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители»), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей;
- работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье;
- организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, проведение совместных дел на школьных мероприятиях.
Инна Петровна полагает, что проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.
Таким образом, исходя из описанного опыта педагогов-практиков, можно сделать вывод о том, что если работа учителя будет ориентирована в первую очередь на познавательную, коммуникативную и на мотивационно-ценностную сферу ребенка, то такой процесс должен обусловливать эффективное становление толерантной личности учащихся.
2.2. Содержание опытно-педагогической деятельности
по выявлению толерантности в младшем школьном возрасте.
Опытно-педагогическую работу мы провели на базе Новороговской СОШ №2 Егорлыкского района, в 1 «А» классе. В классе обучается 17 человек: 10 мальчиков и 7 девочек.
Из беседы с классным руководителем Власенко Татьяной Ивановной (стаж работы 35 лет), мы узнали, что качество обученности учащихся данного класса соответствует среднему уровню. Учебная мотивация соответствует среднему уровню. В классе 6 холериков, 5 сангвиников, 4 меланхолика, 2 флегматика. 8 обучающихся посещают разные творческие кружки. В классе сложился дружный коллектив. Также учащиеся живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи, с большим интересом и желанием приходят на уроки. Все ученики класса активно принимают участие в общественной жизни школы: готовят праздники для педагогов, своих родителей и других учеников школы.
В классе можно выделить лидеров: (Никита В., Егор Н., Катя М. и Настя С.) Также есть дети, которые требуют повышенного внимания: (Олег И., Азим Н. и Дарья Ч.) - учеба удается трудно, однако желание учиться есть, дети стараются выполнять задания учителя.
Наше исследование состояло из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, национальный состав класса и культурные особенности окружающей среды, мы первоначально совместно с учителем определили набор толерантных качеств, которые необходимо было сформировать у учащихся начальной школы.
Были выделены психологические составляющие толерантности применительно к детям младшего школьного возраста (активность и целеустремленность; самопринятие; готовность принимать на себя ответственность; отношение к человеческим отношениям как значимой и самостоятельной ценности; восприятие людей как объектов особого рода (субъектов); различение и раздельная оценка личности и поведения; комплексное восприятие ситуации взаимодействия; рефлексия действий и текущих психологических состояний; творческость, гибкость и оригинальность мышления; коммуникативная компетентность).
В методы воздействия на мотивационную сферу учащихся мы включили стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности (может осуществляться в различных вариациях: одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону). Данный метод стимулирует толерантное поведение детей различных национальных и социальных групп в общении и совместной деятельности.
Целью нашего исследования на первом этапе явилось выявление уровня сформированности толерантности у младших школьников.
На констатирующем этапе мы использовали ряд диагностических материалов, который позволил выявить уровень толерантности у учащихся данного класса: опрос и тестирование.
Для определения уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» был проведен контрольный опрос (автор М.З. Друкаревич) - (см.приложение 1), который содержал следующие вопросы:
- Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
- У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
- Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
- Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
- Кто в твоей семье главный?
- Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
- Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
- Ты не ссоришься с одноклассниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?
- В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
В опросе принимали участие все учащиеся класса. Данные проведенного опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень знаний по сформированности понятия «толерантность» на констатирующем этапе исследования.
количество учащихся, принимавших участие в опросе: | 17 |
количество учащихся, давших полный ответ на группу контрольных вопросов: | 9 |
количество учащихся, давших достаточно полный ответ на группу контрольных вопросов: | 5 |
количество учащихся, не сумевших дать достаточно полный или неполный ответ на группу контрольных вопросов: | 3 |
Графически это выглядит так:
100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;
30% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
55% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
15% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний.
Диаграмма 1. Уровень знаний по сформированности понятия «толерантность» на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности в 1 «А» классе достаточно средний.
Следует также выделить учащихся, которые относятся к группе риска. Это Азим Н. (не смог дать определение, практически ответил лишь на 2 вопроса), Дмитрий С. (был зажат, не сразу понял, что от него хотят), Дарья Ч. (отвечала неохотно, учитель объяснила поведение девочки тем, что дома у нее неблагополучная обстановка).
При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направлении, т.е. толерантность не достаточно развита.
Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего этапа - это научить детей умению правильно объяснять и понимать суть понятий «я», «я и другие», «семья», «терпение», «терпимость», что поможет формированию толерантности, как одного из необходимых моральных качеств личности.
Далее для диагностики уровня толерантности младших школьников нами была использована проективная методика исследования личности (автор М.3. Друкаревич), (см.приложение 2).
Испытуемому ребенку предлагалось придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Цель использования данной методики в нашем исследовании – выявление тревожности и агрессивности как показателя уровня сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.
По результатам анализа рисунков детей по проективной методике «Несуществующее животное» мы получили следующие показатели:
Количество детей, принимавших участие в опросе - 17;
-с высоким уровнем тревожности – 5;
-с высоким уровнем агрессии – 3;
-доброе отношение к окружающим, без агрессии – 9.
Уровень агрессивности трех учащихся говорил об интолерантности. Эти дети обладают низким объемом фактических представлений о ценностях межличностной толерантности, у них отсутствуют выдержка, самообладание, терпение, толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду, при определенных условиях может возникнуть конфликт, у таких учащихся отсутствует гибкость и имеется наличие отрицательного отношения к другим.
Уровень тревожности пяти учащихся говорил нам о том, что такие дети озабочены, напряжены, раздражительны, равнодушны, недоверчивы, стремятся к лидерству, самоутверждению и обладают низким уровнем коммуникативной компетентности. В рисунках была прослежена неуверенность в себе, тенденция к скрытности, тревога, замкнутость внутреннего мира и эгоцентризм.
Данные учащиеся изображали животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, таким образом, показывая тенденцию к тревожному и агрессивному поведению.
Остальные дети с высоким уровнем толерантности изображали миролюбивых животных, линии их рисунков были равномерные и уверенные.
Своими рисунками они продемонстрировали положительное и уверенное отношение к своим действиям и поведению, основательность, самозащиту и снисходительное отношение к окружающим.
Данные проведенного тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень тревожности и агрессивности учащихся
на констатирующем этапе исследования.
№ | Уч-ся 1 «А» класса | Высокая тревожность | Высокая агрессия | Хорошее отношение к миру (без агрессии) |
1 | Никита В. | * | ||
2 | Олег И. | * | ||
3 | Егор Н. | * | ||
4 | Дима Г. | * | ||
5 | Александра С. | * | ||
6 | Никита Я. | * | ||
7 | Катя М. | * | ||
8 | Азим Н. | * | ||
9 | Андрей В. | * | ||
10 | Настя С. | * | ||
11 | Лиана М. | * | ||
12 | Иван Д. | * | ||
13 | Дарья Ч. | * | ||
14 | Тимур К. | * | ||
15 | Аня Д. | * | ||
16 | Дима Н. | * | ||
17 | Миша В. | * |
И в диаграмме 2:
Анализируя результаты тестирования, мы пришли к следующему выводу, что у детей наблюдается средний уровень агрессивности и тревожности.
Таким образом, проанализировав результаты исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе, мы выявили, что толерантность у детей не достаточно развита, и это объясняется тем, что учащиеся не в полной мере знакомы с этими понятиями и недостаточно владеют информацией в данном направлении.
Таблица 3. Общий уровень толерантности младших школьников (%) на констатирующем этапе исследования.
Уровни толерантности | Количество учеников | % |
Высокий уровень | 4 | 25 |
Средний уровень | 10 | 60 |
Низкий уровень | 3 | 15 |
Диаграмма 3.
Из диаграммы видно, что большинство детей обладает средним уровнем толерантности, что составляет 60 %. Это говорит о том, что большинство учащихся понимает, что такое толерантное отношение, они стремятся избегать конфликтов в классе, терпимо относятся к одноклассникам другой национальности, эмоционально отзывчивы, стараются помогать друг другу и нуждающимся в помощи, но эти качества проявляются ситуативно.
Низкий уровень толерантности выявлен у 15 % учащихся. Им трудно найти общий язык с одноклассниками, они замкнуты в общении, с трудом идут на контакт, имеют поверхностное представление о толерантности, негативно относятся к лицам другой национальности.
В целом 25% класса, что составляет большинство учащихся владеют основами толерантного отношения друг к другу, ориентируются в таких понятиях, как терпимость, гуманность, сострадание и т.д.
Это говорит о планомерной работе учителя над этим аспектом в воспитательной работе и том, что в классе были созданы благоприятные условия для формирования толерантности в учебном - воспитательном процессе.
В итоге, исходя из исследования на констатирующем этапе, мы определили, что уровень самооценки первоклассников соответствует среднему уровню, и установили, что на уровень сформированности толерантных понятий влияют воспитательная работа школы, работа родителей по воспитанию своих детей, а так же работа классного руководителя и других педагогов школы, а это является необходимыми условиями формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе.
Результаты исследования были обсуждены с учителем, и мы сконцентрировали свое внимание на педагогических условиях формирования толерантности младших школьников. Особенно это важно для детей с низким уровнем.
С целью формирования толерантности в соответствии с выявленным в ходе исследования уровнем толерантности детей, а так же с учетом возрастных особенностей и предпосылок к развитию их нравственных качеств, в процессе
педагогической практики на формирующем этапе была разработана тематика и содержание воспитательной работы в рассматриваемом направлении, и с учащимися были проведены: 6 уроков с основополагающей целью, беседа, внеклассное занятие, родительское собрание и комплекс тренингов, игр и упражнений.
1. Урок литературного чтения по теме «Как нужно играть» (см. приложение 3).
Цель и задачи урока:
- Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
- Развитие речи, зрительного и слухового восприятия, памяти.
- Воспитание целеустремлённости, формирование адекватной Я-концепции, воспитание человеческих качеств - доброты, вежливости.
- Формирование уважительных отношений к одноклассникам.
2. Урок русского языка по теме «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах» (см. приложение 4).
Цель и задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о роли большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
- развитие устной связной речи и мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, умозаключение;
- развивать у детей коммуникативные умения через выстраивание диалога по предлагаемой теме;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире;
- воспитывать гуманное отношение к близким людям, толерантность в отношениях между участниками учебного процесса.
3. Урок окружающего мира по теме «Моя семья» (см. приложение 5).
Цель и задачи:
- сформировать у учащихся представление о семье и культуре народов России;
- формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
- развивать эмоциональную сферу ребенка, умение работать в группах;
- воспитывать доброе отношение ко всем одноклассникам, их семьям, к членам своей семьи;
- толерантность к любому народу Российской Федерации.
4. Урок трудового обучения по теме «Полуобъёмная аппликация «Цветы в корзине» (см. приложение 6).
Цель и задачи:
- Учить обучающихся конструировать из бумаги.
- Развивать умения анализировать образец изделия, мелкую моторику пальцев рук, речь обучающихся, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, терпеливость.
5. Урок изобразительного искусства по теме «Космическое путешествие» (см. приложение 7).
Цель и задачи:
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, фантазию, усидчивость, память.
- создавать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний учащихся, содействовать коллективному творчеству и сопереживанию общей работе,
- воспитывать усидчивость, любовь к изобразительному искусству, интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, к самовыражению средствами изобразительного искусства, самостоятельность.
6. Урок физической культуры по теме «Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Упражнение в равновесии и прыжках» (см. приложение 8).
Цель и задачи:
- развивать равновесие и умение прыгать,
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
- умение работать в группах.
7. Беседа на тему «Что такое толерантность?» (см. приложение 9).
Цели и задачи беседы:
- ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;
- учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
- 8. Внеклассное занятие по теме «Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть» (см. приложение 10).
Цели и задачи:
- Учить употреблять слова из словаря вежливых и толерантных слов в речи, культуре поведения и выразительному чтению стихотворений.
- Воспитывать любовь и уважение к родителям; доброе и вежливое отношение к сверстникам.
- Закрепить правила поведения культурного человека; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
9. Родительское собрание на тему «Детство мое - страна заветная» (см. приложение 11).
Цели и задачи:
- Сплочение коллектива детей и родителей.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формировать нравственную культуру детей и родителей.
- Способствовать развитию коммуникативных умений, толерантности, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
10. Комплекс тренингов, игр и упражнений, направленный на формирование толерантности младших школьников (см. приложение 12).
Все проведенные занятия и мероприятия прошли полноценно и результативно. Они способствовали развитию толерантности в отношениях между участниками учебного процесса, воспитывали доброе и вежливое отношение к сверстникам, развивали коммуникативные умения и повышали уровень сплоченности и взаимопонимания в классном коллективе.
Также мы выявили, что уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, трудового обучения, уроки изобразительного искусства и физической культуры, беседа, внеклассное занятие, родительское собрание дали положительный результат для формирования толерантных качеств у учащихся 1 класса.
Нами был сделан вывод, что вовлечение детей в активную познавательную деятельность, использование активных форм и методов воспитания толерантности, таких как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, создание атмосферы диалога и сотрудничества целенаправленно и благоприятно содействовали развитию толерантной среды среди учащихся.
После проведения комплекса мероприятий по формированию толерантности младших школьников, у всех детей, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
В завершении работы по выявлению уровня сформированности толерантности на контрольном этапе мы использовали те же диагностики, что и на констатирующем этапе (см.приложения 1,2). В повторном опросе принимали участие все учащиеся 1 класса.
Результаты оказались следующие.
Таблица 4. Уровень знаний по сформированности понятия «толерантность» на контрольном исследования.
количество учащихся, принимавших участие в опросе: | 17 |
количество учащихся, давших полный ответ на группу контрольных вопросов: | 10 |
количество учащихся, давших достаточно полный ответ на группу контрольных вопросов: | 6 |
количество учащихся, не сумевших дать достаточно полный или неполный ответ на группу контрольных вопросов: | 1 |
В процентном соотношении это выглядит так:
100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;
35% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
60% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;
5% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний.
Диаграмма 4. Уровень знаний по сформированности понятия «толерантность» на контрольном этапе исследования.
Мы видим, что процент качества ответов заметно вырос. Азим Н. так и не смог верно ответить на все поставленные вопросы, хотя хорошо проявил себя в проведении всех мероприятий. Теперь лидирующий средний уровень знаний по сформированности понятия «толерантность» составил 60%, высокий – 35%, низкий всего лишь 5%.
Таблица 5. Уровень тревожности и агрессивности учащихся
на контрольном этапе исследования.
№ | Уч-ся 1 «А» класса | Высокая тревожность | Высокая агрессия | Хорошее отношение к миру (без агрессии) |
1 | Никита В. | * | ||
2 | Олег И. | * | ||
3 | Егор Н. | * | ||
4 | Дима Г. | * | ||
5 | Александра С. | * | ||
6 | Никита Я. | * | ||
7 | Катя М. | * | ||
8 | Азим Н. | * | ||
9 | Андрей В. | * | ||
10 | Настя С. | * | ||
11 | Лиана М. | * | ||
12 | Иван Д. | * | ||
13 | Дарья Ч. | * | ||
14 | Тимур К. | * | ||
15 | Аня Д. | * | ||
16 | Дима Н. | * | ||
17 | Миша В. | * |
И в диаграмме 5:
Анализируя результаты повторного тестирования, мы пришли к следующему выводу, представленному в таблице 6 и диаграмме 6.
Таблица 6. Общий уровень толерантности младших школьников (%) на контрольном этапе исследования.
Уровни толерантности | Количество учеников | % |
Высокий уровень | 5 | 30 |
Средний уровень | 11 | 65 |
Низкий уровень | 1 | 5 |
Диаграмма 6.
Из диаграммы видно, что и при повторном опросе в классе преобладает средний уровень толерантности - 65 %. Низкий уровень толерантности теперь выявлен лишь у 5 % учащихся (1чел.), а у 30% учащихся успешно сформированы качества толерантности.
Сравнительный результат
уровня толерантности учащихся 1 «А» класса.
Диаграмма 7. Диаграмма 8.
Констатирующий этап. Контрольный этап.
Исходя из сравнительных результатов исследования, которые показали положительные изменения, можно еще раз суверенностью сказать, что проведенные занятия помогли детям ощутить себя частью общества, посредством усвоения элементарных этических навыков, которые стимулировали их познавательную деятельность, развили толерантность и дали возможность проявить себя с наилучшей стороны, не только при общении со сверстниками, но взрослыми.
Следовательно, опытно-педагогическим путем была выявлена эффективность педагогических условий формирования толерантности у младших школьников, тем самым доказав эффективность разработанной системы занятий, способствующих развитию толерантности у младших школьников.
Таким образом, в результате опытно-педагогической работы мы определили, что целенаправленная работа педагога по формированию толерантности у младших школьников, являющихся основой для формирования развития личности учащихся, будет являться успешной, если учитель показывает личный пример толерантного отношения к учащимся и окружающим, включает в свою работу педагогические условия формирования толерантности: познавательный, личностный и коммуникативный блоки, хорошо владеет диагностическим материалом, и грамотно методически его использует.
Непродолжительный период практики не позволил нам провести более насыщенную работу по формированию толерантности у младших школьников.
Заключение
Как показывает анализ литературы, предмет нашей работы «Формирование толерантности в младшем школьном возрасте» интересовал многих исследователей.
Мы рассмотрели с разных позиций проблему формирования толерантности на примере отечественной школьной педагогики и психологии, и пришли к выводу, что воспитание толерантности являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства и самовыражения личности.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая цель: выявить эффективные способы формирования толерантности у детей начальной школы.
Для реализации этой цели нами было определено ряд задач.
Решая первую задачу, мы изучили понятие толерантность, и сделали обобщающий вывод, что толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели основные виды толерантности, и определили, что по сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям: политическая толерантность, научная толерантность, педагогическая толерантность, административная толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности: естественная (натуральная) толерантность, моральная толерантность и нравственная толерантность.
При решении третьей задачи, мы выявили особенности формирования толерантности у учащихся начальной школы, и пришли к выводу, что организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным
отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.
При решении пятой задачи, мы проанализировали опыт педагогов-практиков по изучаемой проблеме, и выяснили, что если работа учителя будет ориентирована в первую очередь на познавательную, коммуникативную и на мотивационно-ценностную сферу ребенка, то такой процесс должен обусловливать эффективное становление толерантной личности учащихся.
Рассматривая шестую задачу в период опытно-педагогической деятельности, с подбора ряда диагностик с целью выявления уровня сформированности толерантности, проведения системных занятий, внеклассных мероприятий, игр, тренингов и специальных упражнений, мы убедились в справедливости выдвинутой нами гипотезы: формирование толерантности у детей младшего школьного возраста будет происходить более эффективно, если:
- учитель показывает личный пример толерантного отношения к учащимся и окружающим,
- учитель, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, будет включать в свою работу педагогические условия формирования толерантности: познавательный, личностный и коммуникативный блоки.
На наш взгляд, гипотеза получила частичное подтверждение в связи с небольшим промежутком времени исследования.
Планируем продолжить исследование в дальнейшей педагогической деятельности.
Список использованной литературы
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Академия, 2006, № 9. – 159 c.
- Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.- С.96-101.
- Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 247 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2005. – 274 с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 536 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 2004. – 261 с.
- Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. – М., 2003. – 289 с.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2007. – № 10. – С. 43-50.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2006. – 423 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006. – 355 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 205 с.
- Мухина В.С. Детская психология. – М.: Педагогика, 2008. – 431 с.
- Немов Р.С. Психология. т.2. - М, Просвещение, 2007. – 381 с.
- Никишина Т.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2005. – 46 с.
- Новикова И.П. Толерантность в развитии школьников. – Тверь.: Речь, 2010. – 49 с.
- Пчелинцева И.А. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 188 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2005. – 307 с.
- Рожков М.Н., Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – М.: Народное образование, 2006. – 163 с.
- Трубина Л.И. Толерантная личность: основные черты // Воспитание школьников. – 2003. - №5. – С.18-22.
- Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128 с.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 2005. – 268 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 2005. – 142 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.
Размещено