Развитие бытовых навыков детей раннего возраста.

Наумова Юлия Игоревна

В формате брошюры для родителей и специалистов представлены основные этапы развития бытовой сферы ребенка, ориентиры необходимых навыков в зависимости от возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути его независимости.

        Обучение навыкам самообслуживания позволяет аффективно решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

        Бытовые навыки ребенка к трем (3) месяцам:

- входит в четкий ритм ночного и дневного сна

- губами пьёт с ложки воду

- любит водные процедуры (купание)

        Бытовые навыки ребенка к шести (6) месяцам:

- придерживает грудь мамы (бутылочку) во время сосания

- подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания

- раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.

        Бытовые навыки ребенка к девяти (9) месяцам:

- тянет руки к подносимой чашке

-поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьёт

-знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа

              Бытовые навыки ребенка к двенадцати (12) месяцам:

- пьет из чашки, придерживая её руками

- откусывает и жует хлеб, печенье

- поднимает руку/ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого)

-приносит свои вещи при одевании (знает их названия)

 - тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем

 - недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками)

 - знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека)

- выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой»

- знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)

             Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и трем (3) месяцам:

- пьет из чашки (немного)

- держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного и доносит до рта, ест (взрослый докармливает)

- вытирает руки, лицо при умывании

- начинает просить на горшок

- понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций

           Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и шести (6) месяцам:

- выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)

- держит в кулачке ложку, есть частично полужидкую и жидкую пищу

- пьет из чашки, почти не проливая

- отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях

- спокойно относится к умыванию

 - самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке

          Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и девяти (9) месяцам:

- самостоятельно есть любую пищу

- ест с хлебом

- ест только из своей тарелки

- самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь

- частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки)

- обращает внимание на грязное лицо, руки - контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)

- проявляет желание многое делать самостоятельно

- знает место хранения одежды, игрушек, книг и др.вещей

            Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам:

- ест аккуратно, не обливаясь        

- при умывании трет ладони, часть лица

- вытирается с помощью взрослого

- самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого))

- частично раздевается

- знает место хранения одежды, обуви, посуды, игрушек

- пользуется носовым платком (при напоминании)

- контролирует физиологические потребности

- говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении

         Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам и шести (6) месяцам:

- одевается и раздевается с помощью взрослого

- расстегивает несколько пуговиц

- застегивает одну – две пуговицы

- сообщает о физиологических потребностях

- отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью/упрощенно)

         

Бытовые навыки ребенка к двум (3) годам:

- одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого

- раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном

- застегивает несколько пуговиц

- завязывает (связывает) шнурки

- знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение

- выполняет поручение из двух-трех действий

- может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем

- замечает беспорядок в своей одежде

- пользуется носовым платком

- вытирает ноги при входе в квартиру

- регулирует свои физиологические потребности

- ест аккуратно

- держит ложку за конец ручки

- пользуется салфеткой

- не выходит из-за стола до конца еды

- не мешает за столом другим

- говорит «спасибо», здоровается и прощается.

Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА"

ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 Развитие бытовых навыков детей раннего возраста

Психолог ОРВ         Ю.И.Наумова