Развитие бытовых навыков детей раннего возраста.
В формате брошюры для родителей и специалистов представлены основные этапы развития бытовой сферы ребенка, ориентиры необходимых навыков в зависимости от возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие бытовых навыков детей раннего возраста. | 600 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет аффективно решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Бытовые навыки ребенка к трем (3) месяцам: - входит в четкий ритм ночного и дневного сна - губами пьёт с ложки воду - любит водные процедуры (купание) Бытовые навыки ребенка к шести (6) месяцам: - придерживает грудь мамы (бутылочку) во время сосания - подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания - раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу. Бытовые навыки ребенка к девяти (9) месяцам: - тянет руки к подносимой чашке -поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьёт | -знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа Бытовые навыки ребенка к двенадцати (12) месяцам: - пьет из чашки, придерживая её руками - откусывает и жует хлеб, печенье - поднимает руку/ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого) -приносит свои вещи при одевании (знает их названия) - тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем - недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками) - знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека) - выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой» - знает названия своей одежды, предметов быта (показывает) Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и трем (3) месяцам: - пьет из чашки (немного) - держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного и доносит до рта, ест (взрослый докармливает) - вытирает руки, лицо при умывании - начинает просить на горшок - понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и шести (6) месяцам: - выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.) - держит в кулачке ложку, есть частично полужидкую и жидкую пищу - пьет из чашки, почти не проливая - отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях - спокойно относится к умыванию | - самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и девяти (9) месяцам: - самостоятельно есть любую пищу - ест с хлебом - ест только из своей тарелки - самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь - частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки) - обращает внимание на грязное лицо, руки - контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом) - проявляет желание многое делать самостоятельно - знает место хранения одежды, игрушек, книг и др.вещей Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам: - ест аккуратно, не обливаясь - при умывании трет ладони, часть лица - вытирается с помощью взрослого - самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)) - частично раздевается - знает место хранения одежды, обуви, посуды, игрушек - пользуется носовым платком (при напоминании) - контролирует физиологические потребности - говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам и шести (6) месяцам: - одевается и раздевается с помощью взрослого - расстегивает несколько пуговиц - застегивает одну – две пуговицы - сообщает о физиологических потребностях - отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью/упрощенно)
|
Бытовые навыки ребенка к двум (3) годам: - одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого - раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном - застегивает несколько пуговиц - завязывает (связывает) шнурки - знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение - выполняет поручение из двух-трех действий - может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем - замечает беспорядок в своей одежде - пользуется носовым платком - вытирает ноги при входе в квартиру - регулирует свои физиологические потребности - ест аккуратно - держит ложку за конец ручки - пользуется салфеткой - не выходит из-за стола до конца еды - не мешает за столом другим - говорит «спасибо», здоровается и прощается. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. | САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА" ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА Развитие бытовых навыков детей раннего возраста Психолог ОРВ Ю.И.Наумова |