Основные показатели развития ребенка к трем годам

Наумова Юлия Игоревна

В формате брошюры для специалистов представлены основные сферы развития ребенка от рождения до трех лет и с подробным описанием этапов развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

  • Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру), (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
  • Составляет картинку из двух частей (на занятии).
  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

  • Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда.
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится и др.)
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Физическое развитие

  • Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
  • Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
  • Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
  • Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
  • Быстро проходит по наклонной доске.
  • Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты.
  • Бросает и ловит мяч.
  • Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

  • Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
  • Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
  • Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
  • Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Бытовые навыки

  • Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
  • Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
  • Застегивает несколько пуговиц.
  • Завязывает (связывает) шнурки.
  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Замечает беспорядок в своей одежде.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Ест аккуратно.
  • Держит ложку за конец ручки.
  • Пользуется салфеткой.
  • Не выходит из-за стола до конца еды.
  • Не мешает за столом другим.
  • Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

       

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА"

Основные показатели развития ребенка к трем годам

Психолог Ю.И.Наумова