Познавательное развитие - Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
- Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру), (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
- Составляет картинку из двух частей (на занятии).
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
- Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
| Игровые действия (начало ролевой игры): - Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
- Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
- Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
- Подражает другим детям (в любых играх).
- Выполняет правила в подвижных играх.
- Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
- Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие - Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство огорчения, стыда.
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Проявляет инициативу, независимость.
- Любознателен, любопытен.
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
| - Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится и др.)
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Физическое развитие - Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
- Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
- Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
- Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
- Быстро проходит по наклонной доске.
- Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты.
- Бросает и ловит мяч.
- Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
|
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов) - Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
- Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
- Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
- Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
- Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
- Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
- Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
- Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
- Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
- Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
- Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
- Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
- По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
- Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
- Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
- Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
| Бытовые навыки - Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
- Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
- Застегивает несколько пуговиц.
- Завязывает (связывает) шнурки.
- Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
- Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
- Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
- Замечает беспорядок в своей одежде.
- Пользуется носовым платком.
- Вытирает ноги при входе в квартиру.
- Регулирует свои физиологические потребности.
- Ест аккуратно.
- Держит ложку за конец ручки.
- Пользуется салфеткой.
- Не выходит из-за стола до конца еды.
- Не мешает за столом другим.
- Говорит "спасибо", здоровается, прощается.
| САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА"
Основные показатели развития ребенка к трем годам
Психолог Ю.И.Наумова |