Семинар-практикум для родителей "Влияние современных гаджетовна психическое развитие дошкольников"

Кинарейка Ольга Анатольевна

Цель: сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Необходимые материалы: фотография с изображением пустой комнаты на экране проектора для упражнения «Метафора-рисунок», листочки бумаги и карандаши по количеству участников.                                                                                                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» г. ВОЛГОДОНСКА

Конспект занятия педагога-психолога с родителями дошкольников в рамках программы «Компетентный родитель»

Тема занятия: «Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников»
Цель занятия: сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.

Подготовила: педагог-психолог

Кинарейка О.А.      

Волгодонск 2018г.

Тема: «Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников»
Цель:
сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Необходимые материалы: фотография с изображением пустой комнаты на экране проектора для упражнения «Метафора-рисунок», листочки бумаги и карандаши по количеству участников.                                                                                                                                                      Ход занятия:                                                                                                                                                                                                                                  
1. Игра «Испорченный телефон»
Цель:
включение родителей в групповую работу. 
Содержание. В
едущий передает последнему участнику задуманное слово – «гаджеты», а воспроизводит услышанное первый участник.                                                                                                                                                                                                                                   2. Беседа с родителями «Дошкольник и гаджеты»
Цель:
дать представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка.
Содержание.  Уважаемые родители, как вы считаете, влияют ли телефоны, планшеты, компьютеры и другие гаджеты на здоровье детей?    
-
Если ребенок часто сидит в интернете или играет в компьютерные игры, - это чревато ухудшением зрения:                                                    
-
синдром «сухого глаза»  (из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает, появляется ощущение сухости или «песка» в глазах);
- близорукость
 (если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии ). 
- Малоподвижный образ жизни - головные боли  (провоцирует искривление позвоночник, снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу).

- Нанесение ущерба психическому здоровью ведет к отставанию в

развитию речи, дефициту концентрации, гиперактивности,

восприимчивости  информации на слух, резкому снижению  творческой

активности детей, проявлению жестокости и агрессивности.

- Злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости. 

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности: рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) 

- Сколько времени допускается проводить дошкольнику за компьютером?
- Нормы проведения времени ребенком за компьютером без риска для здоровья, при условии 10-15минутного перерыва после 30 минут игры:
- младше 5лет – не более 10минут;
- 5-7лет – 15-20 минут;
- 7-11лет – 20-30минут;
- 12-14лет – 30-45минут;
- 15-16лет 1-2 часа.

3. Упражнение: «Где вы стоите?»

 Цель: Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями.

Содержание. В одной стороне комнаты расположен знак «+», в другой
«-». Ведущий читает утверждения. Те, кто согласен с данным утверждением, встают на ту сторону, где расположен «+», кто не согласен, туда, где «-». Участники должны обосновать свой выбор.

Утверждения:
- Чем позже ребенок в своей жизни познакомится с компьютерными играми, тем лучше;
- Компьютерные игры должны быть способом поощрения за достижения, успехи;
- Ребенка нужно обязательно ограничивать в использовании компьютера;
- Компьютерные игры развивают умственны сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
е способности ребенка;
- Компьютерные игры мешают социализации детей (они не учат общению, а наоборот препятствуют ему);
- В компьютерных играх нет абсолютно ничего плохого.
4. Упражнение: «Выявление зависимости у ребёнка»
Цель:  дать психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.                                                                                                                                                                                                                         Содержание. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:

• Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.

• Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?

• Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?

• Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?

• Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

5. Упражнение: «Метафора-рисунок» (см.Приложение)
Цель: создать условия для самостоятельного анализа проблемы через рассматривание фотографии пустой комнаты                                                                                                                             Содержание. На экране представляется картина - пустая комната.
Вопросы для рассуждений
(высказываются желающие):
- Какое впечатление у вас от этой картинки? Какие эмоции она вызывает?
- Какие ассоциации появляются у вас, когда вы смотрите на эту пустую комнату?
- Если бы вы оказались там, чтобы вы сделали?
можно ли жить в этой комнате? Чего в ней не хватает?
Впечатление от этой картины может быть, как отрицательным:
там пусто, неуютно, хочется заполнить чем-то,
так и положительным: что-то новое, чистое, пространство для творчества.                                                                                                                                                                            - Какую аналогию можно провести между этой картиной и воспитанием детей, какие выводы сделать?

Ответы родителей могут быть такими:

Жизнь ребенка не может быть пустой, она обязательно будет наполнена эмоциями, событиями. Без этого, как без мебели в комнате ребенок жить не может. Родителям необходимо направить ребенка в позитивное русло.

6. Упражнение «10 способов»
Цель:
создание условий для выхода от компьютерной зависимости.
Содержание. Необходимо придумать не менее 10 способов, как отвлечь ребенка от компьютера (внимание к ребенку, объятия, интересные занятия, посещение кружков, театров, парков развлечений, прогулки, поездки загород всей семьей, настольные игры, разговоры по душам и т.д.).                                                                                              

Каждый участник записывает свои 10 пунктов, затем зачитывает их, а остальные родители дополняют свой список понравившимися идеями.

- Памятка для родителей по использованию компьютера

- Определите совместно с ребенком правила использования интернета и компьютера, определите количество времени в день для игры и в последующем неукоснительно придерживайтесь установленных правил.

- Хорошим помощником в этом деле могут стать специальные программы, впускающие пользователя на определенное время и выключающий компьютер после его истечения.

- Предлагайте ребенку различные возможности для развития: спортивные и творческие занятия, чтение, кружки, прогулки и игры на свежем воздухе.

- Если ребенок зависим от социальных сетей, поговорите с ним о чувствах и отношениях между людьми в реальной жизни.

- Берите детей с собой в гости, устраивайте дома вечеринки, поддерживайте ребенка в том, чтобы он заводил реальных друзей и проводил с ними время.
 
7. Упражнения «Продолжи фразу»
Цель:
рефлексия занятия
Содержание. Ведущий предлагает участникам закончить предложение.
- для меня было важно…

- мне  больше всего запомнилось…                                                                                                                                                                                              - сегодня я для себя уяснила…                                                                                                                                                                                                               - я думаю, в общении с ребенком …
 

Приложение к занятию - Метафора-рисунок