Семинар-практикум для родителей "Влияние современных гаджетовна психическое развитие дошкольников"
Цель: сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Необходимые материалы: фотография с изображением пустой комнаты на экране проектора для упражнения «Метафора-рисунок», листочки бумаги и карандаши по количеству участников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» г. ВОЛГОДОНСКА
Конспект занятия педагога-психолога с родителями дошкольников в рамках программы «Компетентный родитель»
Тема занятия: «Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников»
Цель занятия: сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Подготовила: педагог-психолог
Кинарейка О.А.
Волгодонск 2018г.
Тема: «Влияние современных гаджетов на психическое развитие дошкольников»
Цель: сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Необходимые материалы: фотография с изображением пустой комнаты на экране проектора для упражнения «Метафора-рисунок», листочки бумаги и карандаши по количеству участников. Ход занятия:
1. Игра «Испорченный телефон»
Цель: включение родителей в групповую работу.
Содержание. Ведущий передает последнему участнику задуманное слово – «гаджеты», а воспроизводит услышанное первый участник. 2. Беседа с родителями «Дошкольник и гаджеты»
Цель: дать представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка.
Содержание. Уважаемые родители, как вы считаете, влияют ли телефоны, планшеты, компьютеры и другие гаджеты на здоровье детей?
- Если ребенок часто сидит в интернете или играет в компьютерные игры, - это чревато ухудшением зрения:
- синдром «сухого глаза» (из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает, появляется ощущение сухости или «песка» в глазах);
- близорукость (если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии ).
- Малоподвижный образ жизни - головные боли (провоцирует искривление позвоночник, снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу).
- Нанесение ущерба психическому здоровью ведет к отставанию в
развитию речи, дефициту концентрации, гиперактивности,
восприимчивости информации на слух, резкому снижению творческой
активности детей, проявлению жестокости и агрессивности.
- Злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности: рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)
- Сколько времени допускается проводить дошкольнику за компьютером?
- Нормы проведения времени ребенком за компьютером без риска для здоровья, при условии 10-15минутного перерыва после 30 минут игры:
- младше 5лет – не более 10минут;
- 5-7лет – 15-20 минут;
- 7-11лет – 20-30минут;
- 12-14лет – 30-45минут;
- 15-16лет 1-2 часа.
3. Упражнение: «Где вы стоите?»
Цель: Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями.
Содержание. В одной стороне комнаты расположен знак «+», в другой
«-». Ведущий читает утверждения. Те, кто согласен с данным утверждением, встают на ту сторону, где расположен «+», кто не согласен, туда, где «-». Участники должны обосновать свой выбор.
Утверждения:
- Чем позже ребенок в своей жизни познакомится с компьютерными играми, тем лучше;
- Компьютерные игры должны быть способом поощрения за достижения, успехи;
- Ребенка нужно обязательно ограничивать в использовании компьютера;
- Компьютерные игры развивают умственны сформировать у родителей представление о влиянии компьютерных игр на психику и поведение ребенка, психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
е способности ребенка;
- Компьютерные игры мешают социализации детей (они не учат общению, а наоборот препятствуют ему);
- В компьютерных играх нет абсолютно ничего плохого.
4. Упражнение: «Выявление зависимости у ребёнка»
Цель: дать психологическую установку на снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника. Содержание. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:
• Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.
• Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?
• Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?
• Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?
• Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?
5. Упражнение: «Метафора-рисунок» (см.Приложение)
Цель: создать условия для самостоятельного анализа проблемы через рассматривание фотографии пустой комнаты Содержание. На экране представляется картина - пустая комната.
Вопросы для рассуждений (высказываются желающие):
- Какое впечатление у вас от этой картинки? Какие эмоции она вызывает?
- Какие ассоциации появляются у вас, когда вы смотрите на эту пустую комнату?
- Если бы вы оказались там, чтобы вы сделали?
можно ли жить в этой комнате? Чего в ней не хватает?
Впечатление от этой картины может быть, как отрицательным: там пусто, неуютно, хочется заполнить чем-то,
так и положительным: что-то новое, чистое, пространство для творчества. - Какую аналогию можно провести между этой картиной и воспитанием детей, какие выводы сделать?
Ответы родителей могут быть такими:
Жизнь ребенка не может быть пустой, она обязательно будет наполнена эмоциями, событиями. Без этого, как без мебели в комнате ребенок жить не может. Родителям необходимо направить ребенка в позитивное русло.
6. Упражнение «10 способов»
Цель: создание условий для выхода от компьютерной зависимости.
Содержание. Необходимо придумать не менее 10 способов, как отвлечь ребенка от компьютера (внимание к ребенку, объятия, интересные занятия, посещение кружков, театров, парков развлечений, прогулки, поездки загород всей семьей, настольные игры, разговоры по душам и т.д.).
Каждый участник записывает свои 10 пунктов, затем зачитывает их, а остальные родители дополняют свой список понравившимися идеями.
- Памятка для родителей по использованию компьютера
- Определите совместно с ребенком правила использования интернета и компьютера, определите количество времени в день для игры и в последующем неукоснительно придерживайтесь установленных правил.
- Хорошим помощником в этом деле могут стать специальные программы, впускающие пользователя на определенное время и выключающий компьютер после его истечения.
- Предлагайте ребенку различные возможности для развития: спортивные и творческие занятия, чтение, кружки, прогулки и игры на свежем воздухе.
- Если ребенок зависим от социальных сетей, поговорите с ним о чувствах и отношениях между людьми в реальной жизни.
- Берите детей с собой в гости, устраивайте дома вечеринки, поддерживайте ребенка в том, чтобы он заводил реальных друзей и проводил с ними время.
7. Упражнения «Продолжи фразу»
Цель: рефлексия занятия
Содержание. Ведущий предлагает участникам закончить предложение.
- для меня было важно…
- мне больше всего запомнилось… - сегодня я для себя уяснила… - я думаю, в общении с ребенком …
Приложение к занятию - Метафора-рисунок