Коррекционная работа с детьми с ОВЗ
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ уделяется особое внимание, как в сфере науки, так и в сфере практики. Это объясняется тенденцией к значительному возрастанию количества детей, у которых наблюдаются проблемы в развитии. Поэтому коррекционной работе с такими детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Цель данного исследования заключалась в нахождении адекватных способов и приемов взаимодействия с ребенком в воспитательном и образовательном процессе, коррекции отклонений в развитии. Среди методов ключевую роль заняли -наблюдение, аналитико-синтетический метод.
Было выявлено, что ведущим фактором в формировании личности аномального ребенка является не столько комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия исходя из принципа целостной системы специального обучения. Причем результат выражается не в определенных умениях, способностях или чертах характера, а в виде личностного новообразования, которое перестраивает всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_ovz.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.9.07
А.Н. Бондарева
педагог-психолог, ОКОУ "Курская школа",
г.Курск, РФ
Е-mail: AnnaBond0071988@ mail.ru
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ
Аннотация
В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ уделяется особое внимание, как в сфере науки, так и в сфере практики. Это объясняется тенденцией к значительному возрастанию количества детей, у которых наблюдаются проблемы в развитии. Поэтому коррекционной работе с такими детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Цель данного исследования заключалась в нахождении адекватных способов и приемов взаимодействия с ребенком в воспитательном и образовательном процессе, коррекции отклонений в развитии. Среди методов ключевую роль заняли -наблюдение, аналитико-синтетический метод.
Было выявлено, что ведущим фактором в формировании личности аномального ребенка является не столько комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия исходя из принципа целостной системы специального обучения. Причем результат выражается не в определенных умениях, способностях или чертах характера, а в виде личностного новообразования, которое перестраивает всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ОВЗ, коррекционное воздействие, принципы коррекционной работы, диагностика.
Ключевой особенностью коррекционной работы с детьми с ОВЗ является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который включает в себя: диагностирование ребенка к моменту поступления его в класс; обратную связь с семьей; взаимодействие с врачами-специалистами; использование игровой мотивации на всех занятиях.
Схема обследования ребенка включает в себя проверку уровня познавательных процессов, обучаемости ребенка, особенностей учебной мотивации, развитость учебных навыков, выявляются типичные виды помощи со стороны родителей ребенку в учебной деятельности, изучается предыстория.
На основе всего вышеизложенного начинается вестись коррекционная работа. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или же ослабление существующих у ребенка недостатков в психическом и физическом развитии.
Любое развивающее занятие допустимо проводить в двух вариантах.
Вариант 1. По длительности проведения данный вариант занятий расчитан на 20 минут; из которых 5 - 7 минут происходит обсуждение задачи-образца, а также дача инструкций, на 10 минут расчитана самостоятельная работа ребенка, а в течение 3 - 5 минут производится проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Данный вариант по времени продолжительнее первого. В данном случае используется небольшая коррекционная программа ,состоящая из ряда упражнений. Допускается индивидуальное проведение занятия. Эффективнее всего проводить такие занятия не менее двух раз в неделю. проводя занятия с детьми, необходимо не забывать, что ребенку требуется атмосфера доброжелательности и безусловного принятия, что в свою очередь приводит к формированию у обучающегося позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не будет преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.
Цели, поставленные перед ребенком должны быть реалистичны, требовать определенных усилий с его стороны, но в свою очередь не превышать действительные возможности ребенка, чтобы избежать повышенной тревожности и снижения самооценки. В течении всего занятия необходимо подбадривать ребенка, нацеливать его на успешную деятельность, вселять в него уверенность в своих собственных силах. Цель должна быть поставлена так , чтобы она мотивировала ребенка к ее достижению. Последующие занятия должны строиться так, чтобы они были реалистичны в отношении прежних результатов. Оценивать результаты занятий необходимо опираясь на сравнение с предыдущими результатами, и не в коем случае не на основании "нормативов", так как цель коррекционных развивающих занятий состоит не в том, чтобы отработать какой-либо навык или умение, а включить ребенка в самостоятельную поисковую деятельность.
Благодаря систематическим занятиям с ребенком происходит развитие у него познавательных интересов, формируется стремление к размышлению и поиску, формируется чувство уверенности в своих силах.
Список использованной литературы:
1. Буторина Н.Е., Рычкова Л.С., Буторин Г.Г. Принципы диагностики и медико-психологической коррекции при умственной отсталости (метод. рекомендации). Челябинск, УГМАДО, 1997, ISB 5–8227–0100
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями вразвитии. М.: АСТ, Астрель, 2008. 222 с.
3. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. Том 9. 2012. № 6.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М.: Просвещение, 1990. – 189 с.
© А.Н. Бондарева, 2018