Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Бондарева Анна Николаевна

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ уделяется особое внимание, как в сфере науки, так и в сфере практики. Это объясняется тенденцией к значительному  возрастанию количества детей, у которых  наблюдаются проблемы в развитии. Поэтому коррекционной работе  с такими детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Цель данного исследования заключалась в нахождении  адекватных способов и приемов взаимодействия с ребенком в воспитательном и образовательном процессе, коррекции отклонений в развитии. Среди методов ключевую роль заняли -наблюдение, аналитико-синтетический метод.

Было выявлено, что ведущим  фактором в формировании личности аномального ребенка является не столько  комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия исходя из принципа  целостной системы специального обучения. Причем результат выражается не в определенных умениях, способностях или  чертах характера, а в виде личностного новообразования, которое  перестраивает  всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota_s_detmi_ovz.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.9.07                                                          

А.Н. Бондарева

педагог-психолог, ОКОУ "Курская школа",

г.Курск, РФ

Е-mail: AnnaBond0071988@ mail.ru

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Аннотация

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ уделяется особое внимание, как в сфере науки, так и в сфере практики. Это объясняется тенденцией к значительному  возрастанию количества детей, у которых  наблюдаются проблемы в развитии. Поэтому коррекционной работе  с такими детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Цель данного исследования заключалась в нахождении  адекватных способов и приемов взаимодействия с ребенком в воспитательном и образовательном процессе, коррекции отклонений в развитии. Среди методов ключевую роль заняли -наблюдение, аналитико-синтетический метод.

Было выявлено, что ведущим  фактором в формировании личности аномального ребенка является не столько  комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия исходя из принципа  целостной системы специального обучения. Причем результат выражается не в определенных умениях, способностях или  чертах характера, а в виде личностного новообразования, которое  перестраивает  всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью. 

Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ОВЗ, коррекционное воздействие, принципы коррекционной работы, диагностика.

Ключевой особенностью коррекционной работы с детьми с ОВЗ является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который включает в себя: диагностирование  ребенка к  моменту поступления его в класс; обратную связь с семьей; взаимодействие с врачами-специалистами; использование игровой мотивации на всех занятиях.

Схема обследования ребенка включает в себя проверку уровня познавательных процессов, обучаемости ребенка, особенностей учебной мотивации, развитость учебных навыков, выявляются  типичные виды помощи со стороны родителей ребенку в учебной деятельности, изучается предыстория.

На основе всего вышеизложенного начинается вестись коррекционная работа. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или же ослабление существующих у ребенка  недостатков в психическом и физическом развитии.  

Любое развивающее занятие допустимо проводить в двух вариантах.

Вариант 1.  По длительности проведения данный вариант занятий  расчитан на 20 минут; из которых 5 - 7 минут   происходит обсуждение задачи-образца, а также дача инструкций, на  10 минут расчитана   самостоятельная работа ребенка, а в течение  3 - 5 минут  производится проверка ответов к заданиям.

Вариант 2.  Данный вариант по времени продолжительнее первого. В данном случае используется небольшая коррекционная программа ,состоящая из ряда упражнений. Допускается индивидуальное проведение занятия. Эффективнее всего проводить такие занятия не менее  двух раз  в неделю. проводя занятия с детьми, необходимо не забывать, что  ребенку требуется атмосфера доброжелательности и  безусловного принятия, что в свою очередь   приводит  к формированию у  обучающегося позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не будет  преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Цели, поставленные перед ребенком должны быть реалистичны, требовать определенных усилий  с его стороны, но в свою очередь не превышать  действительные возможности ребенка, чтобы избежать повышенной тревожности и снижения самооценки. В течении всего занятия необходимо  подбадривать ребенка, нацеливать его на успешную деятельность, вселять в него  уверенность в своих собственных  силах. Цель должна быть поставлена так , чтобы она  мотивировала  ребенка к ее достижению. Последующие занятия должны  строиться  так, чтобы они были реалистичны  в отношении прежних результатов. Оценивать  результаты занятий необходимо  опираясь  на сравнение  с предыдущими результатами, и  не в коем случае не  на основании "нормативов", так как цель коррекционных развивающих занятий состоит не в том, чтобы  отработать  какой-либо навык или  умение, а включить  ребенка  в самостоятельную поисковую деятельность.

Благодаря систематическим занятиям с ребенком  происходит развитие у него познавательных интересов, формируется  стремление к размышлению и поиску, формируется  чувство уверенности в своих силах.

Список использованной литературы:

1.  Буторина Н.Е., Рычкова Л.С., Буторин Г.Г. Принципы диагностики и медико-психологической коррекции при умственной отсталости (метод. рекомендации). Челябинск, УГМАДО, 1997, ISB 5–8227–0100

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями вразвитии. М.: АСТ, Астрель, 2008. 222 с.

3. Стребелева Е.А., Лазуренко С.Б., Кузенкова Л.М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // Педиатрическая фармакология. Том 9. 2012. № 6.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. – М.: Просвещение, 1990. – 189 с.

© А.Н. Бондарева, 2018