Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьным условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_obucheniya.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.9.07
А.Н. Бондарева,
Педагог-психолог ОКОУ "Курская школа",
г.Курск, РФ
Е-mail: AnnaBond0071988@ mail.ru,
Л.В. Баландина
Учитель надомного обучения ОКОУ "Курская школа",
г.Курск, РФ
Е-mail: Mila.balandina.70@mail.ru.
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьным условиям жизни.
Ключевые слова: мотивационная готовность, адаптация, сюжетно-ролевая игра
В связи с введением с 1 сентября 2016 года федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, встал вопрос о планировании учебно- воспитательной работы, составлении адаптированной образовательной программы для учеников 1 дополнительного класса. Необходимо было провести обследование детей.
Период адаптации к школе и школьным условиям - процесс долгий и кропотливый. В начале нового учебного года педагогом и психологом были опрошены дети с ограниченными возможностями здоровья. Старались выявить уровень их мотивационной готовности к обучению в школе. Анализ ответов детей на вопросы позволил выделить 4 группы мотивов и соответственно 4 группы детей: 1)дети, которые хотят учиться и ориентированы на саму учебную деятельность (2человека); 1) дети, которые хотят пойти в школу, но их привлекает не возможность чему-либо научиться, а какие-то внешние атрибуты жизни школьника (2человека); 3) дети, которые не имеют адекватного представления о школе. (1человек);4) четвёртую группу мотивов представляют дети, не желающие покидать семью, отрываться от родителей(3 человека).
На первом году обучения, т. е. в первом дополнительном классе перед учителем –дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем группы стоит цель –сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья представление о школе и жизни школьников, воспитать положительное отношение к учебной деятельности, желание учиться в школе. Знакомство детей со школой мы начинали 1 сентября, когда наблюдали вместе с ними, как ученики приходят в школу, как строятся на линейку, как поздравляют своих учителей. Вторая экскурсия была посвящена внутреннему осмотру здания школы. Мы наблюдали, как обедают школьники во время перемены, а после звонка идут в класс. Дети познакомились с обстановкой класса, с учебными принадлежностями. Для того чтобы дети узнали, чему учат в школе, какие есть уроки, какие есть правила поведения на уроке, проводили беседы. Так же детям предлагались различные темы для рисования с целью закрепления полученных впечатлений, например, темы «1 сентября», «Урок в школе», «Что лежит в портфеле» и т. д.
Проводя работу по ознакомлению детей со школой, не забывали и об индивидуальной работе с учётом отношения каждого из них к переменам в их жизни. У учащихся, которые выражали желание учиться, поддерживали это желание на определённом уровне. Внимания требовали учащиеся второй группы, чьё желание базировалось на внешней привлекательности школьной жизни. Чтобы у этих детей сформировалось сознание важности учёбы, дополнительно беседовали с ними о том, чему они смогут научиться в школе и как это им пригодится в жизни. Дети, относящиеся к третьей группе, не требовали углублённой индивидуальной работы. В ходе общего для всех учащихся ознакомления со школой у них формируется желание стать школьником. Их начинают привлекать и внешние атрибуты школьной жизни и возможность чему-то научиться. Труднее всего приходилось в работе с детьми, которые не хотели идти в школу. Эти учащиеся трудно привыкали к новой обстановке, отрицательно относились к интеллектуальным нагрузкам, даже самым незначительным. На занятиях, в труде, в игре поощряли малейшие успехи таких детей, помогали спокойно преодолевать возникающие трудности, развивали уверенность в своих возможностях, прививая интерес к учебной деятельности, к труду.
В конце учебного года для определения наличия интереса к школе учащимся предлагались следующие задания, перед которыми стояла цель выявить значимость для ребенка обучения в школе и позиции школьника. По итогам были сделаны следующие выводы: учебно – коррекционная и воспитательная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья принесла положительные результаты.
Список использованной литературы:
1.Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1999.
2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М., 1991г.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986
© А.Н. Бондарева, Л.В. Баландина, 2018