Психологическое сопровождение детей в ситуации развода родителей

Кузнецова Екатерина Игоревна

Материалы для педагогов-психологов, работающих по направлению гармонизации детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvod_prezentatsiya.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодоление последствий психотравмы у детей, переживших развод родителей

Слайд 3

При разрыве связей нет никакой фигуры, каждый сам за себя

Слайд 4

дети всех возрастов остро переживают происходящее

Слайд 5

Дети грудного возраста (эмоциональная депривация /чрезмерная забота) Дети дошкольного возраста (депрессивные , тревожные реакции, чувства вины, утраты, регрессия игры, замкнутость, агрессивность, снижение самооценки, задержка развития) Дети младшего школьного возраста (чувства злости, обиды, заброшенности, стыда, снижение успеваемости ) Дети подросткового возраста (отрицание чувства любви, разочарование в жизни, подавленность, безысходность, мнительность, фобии, снижение самооценки, жестокость)

Слайд 6

Девочки чаще держат переживания в себе. При этом могут проявиться такие признаки, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность, жалобы на нездоровье. У мальчиков более очевидные нарушения поведения, носящие провокационный характер: агрессия, конфликтность, воровство, сквернословие, побеги из дома (асоциальные формы).

Слайд 7

Стресс («давление, напряжение», вызванное стрессором) можно определить как феномен осознавания , возникающий при сравнении требования, предъявляемого к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него.

Слайд 10

Травматический стресс (психическая травма) - особая форма общей стрессовой реакции, которая возникает в тех случаях, когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает его защиту.

Слайд 11

Характеристики психотравмирующей ситуации: осознаваемость происходящего события неожиданность обусловленность внешними причинами (не зависит от тебя, невозможность повлиять) стремительный темп развития события пережитое разрушает превычный образ жизни событие вызывает ужас и беспомощность, бессилие что-либо предпринять длительность воздействия (регулярные ссоры ) повторяемость в течение жизни ( ретравматизация ) в озраст

Слайд 21

Выявление травматических переживаний у детей: наблюдение; индивидуальные беседы с ребенком и его родителями; проведение интервью, заполнение карты с показателями симптомокомплекса ПТСР (критерии симптомов описаны в DSM-III-R); применение психодиагностических методик.

Слайд 22

СИМПТОМЫ ДЕТСКОЙ ТРАВМЫ возраст 3-7 СИМПТОМЫ Беспомощность и пассивность. Генерализованный страх. Познавательные трудности (не может понять) Трудности распознавания собственных беспокойств. Недостаточность вербализации – повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы. Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме. Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх одиночества, особенно – в темноте). Тревожная привязанность к взрослым. Регрессивные симптомы (сосание пальца, лепетная речь, энурез ). Тревоги, связанные с непониманием ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Защита со стороны взрослых. Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий Знакомство с названиями общих эмоциональных реакций. Помощь в вербализации общих чувств и жалоб (ребенок еще не в состоянии воспринимать свои чувства по отдельности). Отделение травмы от вещественных напоминаний (дом, ящик для игрушек, и.т.д.) Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения в том, что он будет встречен из детского сада/ школы). Терпеливое отношение взрослых к временным проявлениям травматического поведения. Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, пищи, возможности играть, рисовать

Слайд 23

СИМПТОМЫ ДЕТСКОЙ ТРАВМЫ возраст 8-11 лет СИМПТОМЫ Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и /или виной Специфические страхи, активизирующиеся при воспоминаниях или пребыванием в одиночестве. пересказы и проигрывания события (травматические игры); познавательные искажения и обсессивная детализация Страх быть подавленным своими переживаниями нарушения концентрации внимания Нарушения сна (страх спать одному, кошмары) Забота о своей и других людей безопасности. Нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм) Соматические жалобы Повышенное внимание к реакциям родителей, страх расстроить их своими тревогами. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Помощь в выражении скрытых переживаний события. Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог и в предупреждении их генерализации. разрешение говорить о травме, проигрывать ее; разбор искажений, знания о «нормальности» чувств и реакций. Стимуляция выражения страха, гнева, печали в поддерживающем присутствии взрослого. Поощрения к обсуждению переживаний с родителями, учителями, в тех случаях, когда мысли и чувства переполняют. Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны. Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения. Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о действиях ребенка в трудный момент. Помощь в принятии и осознании собственных эмоциональных реакций

Слайд 24

СИМПТОМЫ ДЕТСКОЙ ТРАВМЫ подростковый возраст СИМПТОМЫ Тревожное осмысление своих страхов, чувство уязвимости, страх казаться ненормальным. Взгляд со стороны, стыд и вина «Посттравматические срывы»: употребление алкоголя и других психоактивных веществ, делинквентное поведение, сексуальные загулы. Формирование опасных для жизни правил, саморазрушающее , виктимное поведение (жертвы). Резкие изменения в межличностных отношениях Желание и планы мести Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь: уход из школы, брак, нежелание жить с родительской семьей. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Обсуждение события и связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно. Помощь в осознании того, что способность переживать такой страх- признак взрослости. Помощь в осознании того, что такое поведение- попытка блокировать свои реакции на событие и заглушить гнев. Обсуждение появившихся трудностей в отношениях с семьей и со сверстниками. Обсуждение конструктивности планов мести, их реальных последствий, поиск альтернатив, способных уменьшить чувство посттравматической беспомощности. Обсудить влияние травмы на изменение жизненных установок и ценностей Поощрение отсроченных решений, чтобы дать время на осмысление своих реакций на травму.

Слайд 25

Индекс реакций при ПТСР — это шкала, основанная на критериях DSM III - R . Используется в ходе интервью, отмечается присутствие или отсутствие симптома (7-9 баллов — свидетельствует о мягкой форме ПТСР, 10-11 — о средней, и 12 и более — о тяжелой форме ПТСР ( Пинус и сотр . 1987). Индекс реакций при ПТСР Событие воспринимается как сильный стрессогенный фактор Расстраивается при мыслях о событии Боится повторения события Пугается, когда думает о событии Избегает того, что напоминает о событии Возбужденный/нервный/легко пугается Хочет избежать чувств Навязчивые мысли Плохие сны Нарушения сна Навязчивые образы и звуки Потеря интереса к ранее значимой деятельности Трудности концентрации внимания Отстраненность (увеличение межличностной дистанции) Мысли о событии вмешиваются в учебу Чувство вины

Слайд 26

полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (10–13 лет) 42 вопроса на основании критериев А (интенсивность), В (воспроизведение), С (избегание), D (возбудимость) шкалы для клинической диагностики ПТСР DSMIII-R + родительская анкета для оценки травматических переживаний детей ( Тарабрина , 2001)

Слайд 27

Опросники : ДРО ( ADOR / ПОР Шафера, ВРР Марковская, РОД/АСВ Фурманов) Депрессия (Шкала депрессии Бека от 13 л., Опросник детской депрессии М. Ковач 7-17 л.) Тревожность/страхи (Незаконченные предложения Сакс, Тест-сказка Дюсс от 6 л., Шкала явной тревожности Прихожан 7-12 л.) Личностные ( Айзенка , Кеттелла , Лич . Агрессивность и конфликтность Ильин/Ковалев) и др.

Слайд 28

Проективные диагностические методики:

Слайд 30

Задачи программы психокоррекционной помощи: переработка и интерпретация травматического опыта; коррекция образа «Я », самооценки, уровня притязаний; р азвитие способности к саморегуляции ; коррекция системы ценностей, потребностей и их иерархии ; коррекция личностных границ; коррекцию отношения к другим, достижение способности к эмпатии ; приобретение навыков равноправного общения, способности кпредотвращению и разрешению межличностных конфликтов ; актуализация внутренних ресурсов, привлечение внешних источников помощи.

Слайд 31

Этапы программы: у становление доверительного контакта; проработка травматических переживаний; помощь в «отделении» от травмы, развитие способов социальной адаптации.

Слайд 32

установление доверительного контакта Принцип б/у принятия, искренность Уверенность в безопасности и поддержке, в получении поощрения в совместной работе, самовыражении. (упражнения для установления контакта с ребенком: совместный рисунок, «я один из... (что я делаю как член семьи, как ученик класса, как участник консультационной группы), «Так же, как и ты, я...» «В отличие от тебя, я ...» и др.)

Слайд 33

проработка травматических переживаний акцентировать внимание на переживаниях, связанных с представлением о семье, развить способность безоценочного принятия ситуации выразить подавленные чувства, эмоции (страх быть покинутым, предательство, обида, гнев, вина, стыд и др.) и стабилизировать эмоциональное состояние (игра, арт , песок, сказка, упражнения/игры на вербализацию чувств - « ГоЧуДей » и др.)

Слайд 35

Риски: Чем больше времени прошло с момента получения травмы, тем более высокий уровень квалификации требуется при оказании психологической помощи, из-за того, что посттравматический стресс все более оказывается включенным и связан с другими психологическими проблемами ( дебрифинг ) Незавершенный непроработанный травматический опыт имеет тенденцию к возобновлению (ошибки преодоления навязчивых воспоминаний) И нтенсивные страхи, если их не обсуждать, имеют тенденцию генерализироваться ( Метод парадоксального намерения Франкла )

Слайд 36

помощь в «отделении» от травмы, развитие способов социальной адаптации Способы совладания со стрессом, релаксации, саморегуляции , позитивного мышления Коррекция Образа Я, системы ценностей Коммуникативные навыки Инвентаризация ресурсов

Слайд 38

Рекомендации для родителей Лит-ра ( С.К.Нартова-Бочавер — Ребенок в карусели развода, Н.Царенко — Развод глазами детей и др.) Библиотерапия : развод — это не конец света. ( Эд Фрэнк — Принцесса Анна, Уте Краузе — Принцессы и разбойники, Ульф Старк — Пусть танцуют белые медведи, Кетрин Патерсон — Странствие Парка, Шивон Паркинсон — Сестры? No way !, Анастасия Малейко — Моя мама любит художника)

Слайд 39

Табл.Оптимальное поведение после развода

Слайд 42

Спасибо за внимание!