"Приглашаем в мир общения" (цикл занятий)

Чеснокова Марина Николаевна

Содержание занятий направлено на воспитание у детей  младшего школьного возраста уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации... Цикл занятий «Приглашаем в мир общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priglashaem_v_mir_obshcheniya_tsikl_zanyatiy.docx116.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИГЛАШАЕМ

В МИР
ОБЩЕНИЯ

(ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ)

Содержание занятий направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации...

Цикл занятий «Приглашаем в мир общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

ЦЕЛЬ:        формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой"
  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.

- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.


"ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ"

ЦЕЛЬ: Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Вы - частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научиться видеть взаимосвязь природы и человека. Мы должны понимать чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом, какую роль играют наши органы чувств(глаза, уши, нос, рот, кожа) Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность затрудняет общение. Непонимание другого - причина страха, враждебности.

  1. РАЗМИНКА.

- Поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и др. (упражнения на развитие мимических движений)

-Можем ли мы определить, какое состояние человека выражает каждое движение.

  1. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.

Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче, образнее донести наши мысли и чувства. Попробуйте по- новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств и желаний. Это позволит не только лучше общаться с людьми, но и находить настоящих друзей.


Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика - наши первые помощники в общении.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ УМЕНИЙ РАСПОЗНАВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПО МИМИКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ. (""УГАДАЙ И НАЗОВИ", "АЗБУКА НАСТРОЕНИЯ")
  2. ИГРА: "МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ - РАЗ..."

Выбирается водящий. Он произносит считалку.

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется - три,

Морская фигура, замри! Все участники замирают в. виде какого- нибудь существа или предмета, который они заранее выбрали для себя. Например, птица, стол и т. д. Ведущий подходит по очереди к каждой фигуре и прикосновением руки "оживляет" ее . Игрок изображает движениями свой персонаж так, чтобы получилось похоже. Водящий пытается угадать. После того, как все фигуры изображены, водящий выбирает самую удачную роль.

  1. ИЗОБРАЗИ ГОЛОСОМ:
  • тормозящий автобус ; закипающий чайник ; вой сирены; топот коня; ржание лошади; муха летает и села на варенье, петушиный крик утром.
  1. ИЗОБРАЗИ ПАНТОМИМОЙ:
  • нагревшийся утюг; человека, которому жмут ботинки; футболиста, забившего решающий гол; вы едите на лошади; за вами идет человек, вы пытаетесь от него оторваться; Человека, который смотрит фильм ужасов; человека, смотрящего смешную кинокомедию.

  1. "ЛИЦЕВАЯ ПРОБА"

Детям раздаются листы бумаги с изображением круга, и предлагается с помощью эмоциональных профилей определить свое эмоциональное состояние, затем нарисовать на бумаге.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мимика, жесты, пантомимика - наши первые помощники в общении. Понимание и овладение языком жестов и движений нашего тела позволяет нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей, завоевывать друзей. Попробуйте по новому, взглянуть на себя и своего собеседника.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


"ТАЙНА МОЕГО "Я"

ЦЕЛЬ: Формирование позитивного отношения ребенка к своему "я", умения правильно оценивать и охарактеризовывать особенности своей внешности. Способствовать созданию атмосферы доверия и открытости в контактах, включению робких и застенчивых детей в совместную деятельность.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО: Здравствуйте! Как вы уже знаете, на прошлом занятии мы с вами узнали, какими способами люди могут общаться друг с другом (жесты, мимика и т. д.). А сегодня наше занятие называется "Тайна моего "я"

Образ себя - это то, как каждый из нас относится к себе, сумма наших мыслей и чувств. Путь к себе вовсе нелегок. Мы должны с вами не просто узнать о наличии собственного "я", но и научиться оценивать его. Необходимо научиться видеть себя со стороны.

  1. "МОЕ ОТРАЖЕНИЕ"

Посмотрите на себя в зеркало. Давайте попытаемся воспринять себя отстраненно, как будто вы видите перед собой не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло ваше внимание. Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на вопросы:

а)        Что привлекательного вы видите в этом человеке?

б)        За что его можно любить? Постарайтесь изобразить на бумаге свое отражение.

  1. "ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ИМЕНЕМ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ"

А сейчас предлагаем вам нарисовать себя в прошлом и будущем.

После этого ведущий называет имя ребенка в трех вариантах и просит показать, к какой карточке он больше подходит. Затем


предлагает остальным детям назвать себя в трех вариантах и подписать на карточках.

  1. "ТВОЕ ИМЯ" (метод идентификации со своим именем)

Ребенку предлагается назвать свое имя, его варианты, людей, которые носят такое же имя.

  1. ИГРА: "РУЧЕЕК"

  1. "САМЫЙ - САМЫЙ" (метод подтверждения уникальности ребенка)

Проводится конкурс :

а)        скороговорка;

б)        изобрази животное;

в)        исполни песню.

  1. Ведущий предлагает детям рассмотреть грим на лицах. Обсуждает с детьми то, как грим может преобразить внешность человека. Как с помощью грима можно сделать красивое лицо безобразным, молодое - старым.

"ЗАГРИМИРУЙ ЧЕЛОВЕКА" (вызывается две команды по три человека. Нужно создать заданный образ с помощью грима)

Затем дети узнают персонажей. Обсуждают, как грим может изменить поведение человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Сегодня на занятии мы узнали, что каждый человек по- своему уникален. Каждый увидел себя со стороны, еще раз почувствовал свои способности и возможности. Теперь мы знаем, что внешность человека может меняться, открывая неожиданные черты характера.

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ


"Я И Я"

ЦЕЛЬ: Развитие внимания ребенка к самому себе, к своим чувствам, переживаниям.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ

  1. АНКЕТА.
  1. Мне сейчас __лет.
  2. Больше всего я люблю, когда_
  3. Я очень не люблю_

4.   Когда я вырасту, я стану        

  1. Лучше всего я умею_
  2. У меня пока не получается_
  3. Я очень хочу научиться_
  4. Мое любимое время года_
  5. Мое любимое занятие_
  6. Моя любимая игра_
  7. Моего лучшего друга (подругу) зовут_
  8. Моя любимая телепередача_
  9. Мой любимый цвет_
  10. Моя любимая книга_
  11. Моя любимая книга_
  12. Моя любимая песня_
  13. Мой любимый писатель_
  14. Больше всего я люблю быть с_
  15. Я еще люблю
  1. "КТО Я?"

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: "Кто я?" Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувствами


каждое предложение начинается с местоимения "я". Например: "Я- девочка”, "Я - человек” и т. д. Психолог следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Эта игра дает возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.

  1. ” ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ”

На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: ЗА ЧТО МЕНЯ МОЖНО ЛЮБИТЬ? На другой половине - ЗА ЧТО МЕНЯ МОЖНО РУГАТЬ? Затем с каждым ребенком можно обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что.

  1. "СОСТАВЬ РАССКАЗ”

Детям предлагается составить рассказ на какую либо тему, например:" Я люблю , когда...”

" Меня беспокоит.... ”

” Когда я злой ... ”

” Когда мне плохо ...”

” Когда меня обижают ...”

” Я боюсь ... ”

Важно, чтобы дети давали неодносложный ответ, а полный, развернутый рассказ. Затем эти рассказы, можно проиграть, причем в главной роли должен быть рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуации и тоже проиграть их.

  1. БЕСЕДА "КАК СТАТЬ САМИМ СОБОЙ”.

Перед беседой необходимо выполнить упр. "Кто я? и " Психологический автопортрет”, Затем обсудить, что мешает ребенку быть таким, каким он хочет как ему можно избавиться от этих помех. В этой беседе можно обсудить «Правила хорошей работы»

а)        Все планируй заранее.

б)        Приготовь рабочее место, инструмент.

в)        Попроси совета у старших, как лучше выполнить эту работу.


г)        Будь аккуратен, не торопись.

д)        Если не получается - не отчаивайся, начни все сначала. Помни, "что терпение и труд все перетрут". Не расстраивайся на неудачах - будь настойчивым и упорным, всему научишься.

  1. " СТРАНА КЛЯКС ".

Перед детьми крадется большой лист бумаги, на котором он должен нарисовать кляксы : цветовые пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую - нибудь картинку, придумать рассказ об увиденном.

  1. "РИСУЕМ СЕБЯ".

Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас, каким его видят окружающие, каким он хочет стать. Это упражнение направлено нa осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон.


Я И МОЯ СЕМЬЯ"

ЦЕЛЬ: Формирование и закрепление положительных отношений ко всем членам семьи.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ

  1. ”ДОМАШНИЙ ФОТОАЛЬБОМ”

Детям предлагается рассмотреть домашние фотографии и обратить внимание на то, какое у людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предлагается детям придумать какую- нибудь историю про этих людей.

  1. БЕСЕДА ”ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИТЕЛЕЙ?”

В ходе беседы обсуждаются вопросы:

  • Почему важно в семье любить друг друга?
  • Как выразить свою любовь к родителям?
  • Как научиться, не огорчать близких?
  • Как вести себя если провинился?
  • Как научиться понимать настроение родителей?
  1. РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ”.

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые игранет роли и родителей и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации:

  • Вечер в семье.
  • Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?
  • Праздник в семье.
  • Как помирить поссорившихся членов семьи.
  • Как поднять настроение маме (папе).

Некоторые ситуации для разыгрывания могут предложить сами дети.

  1. МЕТОДИКА ’’КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ”

ЦЕЛЬ: Определение эмоционального благополучия ребенка в семье.

Для проведения необходимы лист белой бумаги ,шесть цветных карандашей ( черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Инструкция: ’’Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово ’’семья”, так как этим искажается сама суть исследования.

Описание теста - "Как преодолеть трудности в обучении детей” А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина М.Издательство "Ось - 89”

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


"ДРУЖБА"

ЦЕЛЬ: Формирование у детей понятия "друг", "дружба", учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

БЕСЕДА "ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА"

"Вместе весело шагать по просторам, И, конечно, припевать лучше хором" - поется в детской песенке. Конечно, иногда хочется поиграть одному и есть дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает, что играть одному неинтересно и есть дела, которые лучше получаются вместе.

Дети, взрослые часто говорят вам: "Нужно быть дружными, дружно жить". Подумайте и скажете, что значит" дружить". Вспомните, кто как дружит в школе или дома, что делает, чтобы дружба была хорошая. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, но и всем детям. Тот, кто хорошо дружит - не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателям. Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи.

(В заключении беседы, ведущий вместе с детьми встают полукругом. Он читает стихотворение, а дети сопровождают его чтение жестами и движениями.)

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица - с небом,

Как травы - с лугом,

Как ветер - с морем,

Поля - с дождями,

Как дружит солнце Со всеми нами...


Нарисуй, что лучше делать одному. Нарисуй, что лучше делать вместе.

УПРАЖНЕНИЕ 2. "В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ".

Группа детей делится на две команды. Все участники каждой команды должны разместиться на одной газете, расстеленной на полу.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Жить на свете очень туго Без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок Нестерпимо одинок,

(детям предлагается заполнить анкету)

Мой друг_

Мне нравится в друге_

Я желаю другу_

Подумай, что бы ты хотел подарить другу. Нарисуй этот подарок.

УПРАЖНЕНИЕ 4. "СОБЕРИ ПАЛОЧКИ".

Группа детей делится на две команды. Из каждой команды берется по три человека. Дети берутся за руки. Им дается задание собрать как можно больше палочек за одну минуту.

УПРАЖНЕНИЕ 5. "СИМПАТИИ".

На листе бумаги рисуются места всех присутствующих детей и подписываются имена. Детям предлагается провести линии, соединяющие друзей (с точки зрения ребенка, который выполняет задание)


УПРАЖНЕНИЕ 6. ИГРА "РУЧЕЕК"

В произвольном порядке дети разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом. Берутся за руки и поднимают сомкнутые руки вверх. Тот участник, который остался без партнера, должен пройти под сомкнутыми руками и выбрать себе партнера. Новая пара становится впереди всех.

УПРАЖНЕНИЕ 7. "ПЕСНЯ"

Детям предлагается вспомнить как можно больше песен о дружбе.

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


’’МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА”.

ЦЕЛЬ: Формирование навыков совместной деятельности и культуры общения полов; развитие творческих способностей, активности; создание атмосферы доверия и искренности, открытости в контактах с другими; воспитание интереса к окружающим; развитие чувства понимания других людей.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

Для проведения занятия необходимо разделить группу детей на команды "мальчиков" и "девочек".

  1. "ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА".

Опиши основные черты характера : мальчика (для девочек), девочек (для мальчиков)

Расскажите, что вам больше всего нравится в девочках (мальчиках)

  1. БЕСЕДА "МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА".

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. В младшем школьном возрасте мальчики более разностороннее, чем девочки, оптимистичнее их. Часто хотят казаться хуже, чем они есть. Девочки, напротив, стараются произвести наилучшее впечатление, Они очень скрытные и очень рано начинают понимать, какими хотят их видеть окружающие и чего от них ждут взрослые. Они, послушнее, приветливее и ласковее.

Мальчик должен развивать в себе чувство долга: перед самим собой, другими, перед родителями, женой, будущимидетьми. Очень важно воспитывать уважение к женщине. Часто мужчин называют "сильным полом". Что это значит, как вы это понимаете?

Девочка должна быть отзывчивой, уметь понимать состояние других людей. Ей суждено стать женщиной, дарить жизнь и оберегая себя, оберегать будущее. Девочка - это будущая мать! Она


должна к этому готовиться заранее. Часто о женщинах говорят "слабый пол", что это значит, как вы это понимаете.

  1. УПРАЖНЕНИЕ "ГАЛАНТНОСТЬ".

Все ли из вас знают, как нужно обращаться с дамами? Давайте попробуем вспомнить, как с дамами обращались в старину, или каковы правила обращения истинного джентльмена по отношению к истинной леди. Наверное, нам придут в голову романы или фильмы из прежних времен и, наверное, вспомнится что-то, что могло бы быть уместно в наше время и чего, возможно, не хватает в нашей жизни. Приглашаем выйти на середину одну даму и несколько джентльменов, желающих посоревноваться в галантности. Предлагается разыграть сценку "Дама пришла в гости». В обязанности джентльмена входит: приветствие, умение ловко снять и повесить пальто, проявить заботу и внимание и т. д. Условие каждой сцены задает дама. Например: дама пришла с мороза в шубе, шапке и сапогах или же дама пришла вся промокшая под дождем, хочет просушить плащ, зонт и т. Итак, дама задает ситуацию, после чего ею и каждым молодым человеком разыгрывается сценка. В заключении она выставляет оценочный балл галантности и манерам молодого человека.

  1. УПРАЖНЕНИЕ "ВЫДЕРЖКА

Выбирается произвольно пара мальчик и девочка. Они становятся друг против друга и внимательно смотрят друг другу в глаза, пока кто-то из них либо моргнет, либо засмеется, либо отведет взгляд. Как только кто-то проиграл, победитель выбирает себе нового партнера.

  1. УПРАЖНЕНИЕ "КОМПЛИМЕНТЫ".

На заданную букву придумать комплимент (девочки говорят мальчикам, мальчики - девочкам. Задание выполняется по очереди)


Реквизит: листы писчей бумаги.

Мальчик выбирает себе партнершу, примерно такого же роста. Становятся лицом друг к другу, соприкасаясь лбами. Листок бумаги кладется в место их соприкосновения, необходимо удержать листок во время выполнения различных движений без помощи рук. Руки должны быть заведены за спину. Под музыку пары двигаются по помещению, оставаться без движения нельзя. Команды ведущего: присесть, наклониться, и т. д.

  1. КОНКУРС Реквизит: две свечи.

Выбираются две пары. Задача: сохранить огонь свечи, преодолевая препятствия. Дама несет свечу, а джентльмен защищает огонь.

  1. УПРАЖНЕНИЕ ’’ЗАКОНЧИ РИСУНОК".

Реквизит: Плакаты со схематичным изображением человека, краски.

Команда мальчиков изображает добрую, красивую, нежную даму. Команда девочек изображает смелого, сильного, мужественного джентльмена.

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


«НАСТРОЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: Определение понятия ’’настроение”, научить соотносить настроение с определенным символом; чувствовать свое настроение, выражать его с помощью мимики.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

  1. НАРИСУЙ ЧТО-НИБУДЬ ВЕСЕЛОЕ, САМОЕ РАДОСТНОЕ ДЛЯ ТЕБЯ.

НАРИСУЙ ЧТО - НИБУДЬ САМОЕ ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ ДЛЯ ТЕБЯ.

  1. Знакомясь с миром общения можно больше узнать о себе самом, о своих возможностях и научиться лучше понимать людей, с которыми мы встречаемся, учимся и живем.

Мы все разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост и возраст. Но в чем-то мы похожи: когда нам весело мы улыбаемся, когда очень грустно, то можем’ заплакать. Знаешь, как называются состояния людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это - НАСТРОЕНИЕ. Настроение - это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя настроен человек.

  1. Давайте попробуем прислушаться к своему настроению.

— Может быть оно радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, и ноги сами рвется в пляс или хотя бы просто побегать и попрыгать. И тогда настроение похоже на …..

— А может быть, настроение очень грустное, хмурое, а на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение, когда на душе тоскливо и одиноко, на ……..


— А может быть, настроение не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное, прыгать не хочется и слезы лить не хочется. А хочется посидеть спокойно, может подумать о чем-то своем, поиграть и почитать или порисовать тихонечко. И похоже это на……….

  1. Почувствуй свое настроение. Какое оно? Веселое, очень грустное или с серединки на половинку. Нарисуй ту картинку, на какую твое настроение похоже сейчас больше всего.
  2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЛИЦА

Выполни следующие движения: Подними брови вверх, сдвинь их к переносице, крепко зажмурь глаза, а теперь широко открой их. Надуй щеки, а теперь что есть силы, втяни их. Сложи губы трубочкой, вытяни их вперед, а теперь улыбнитесь!

  1. Догадайся, какие настроения выражают нарисованные лица. Соедини чертой рисунки и соответствующие им названия.
  2. ИГРА "НАСТРОЕНИЕ”

Педагог бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.

Например:

веселый - грустный; добрый - злой; теплый - холодный; ясный - темный (мрачный); медленный - быстрый; молчаливый - общительный; тихий - шумный; красивый - безобразный; сильный - слабый.

  1. Нарисуй лицо, выражающее твое настроение. Соответствует ли оно вашему символу настроения.

На какую картинку сейчас похоже твое настроение. Изменилось ли оно? Стало лучше или хуже?

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


’’ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА”

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с правилами, существующими в обществе. Выработать манеры поведения, без которых общение с другими людьми будет затруднено; создание атмосферы доверия, сплоченности.

  1. Внимание! Внимание! В нашем сказочном королевстве проводится бал для всех жителей, (выбираются два стражника строгих и неподкупных) Стражники охраняют королевство. Но сегодня здесь бал и каждому хочется попасть туда. Есть только один способ пройти - нужно каждому сказать вежливое, волшебное слово.
  2. БЕСЕДА: "ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО"

Словом можно приласкать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Поэтому так важно внимательно относиться к словам, которые мы говорим. Ведь "слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Доброе слово и кошке приятно, а уж людям добрые слова просто необходимы. И если каждый из нас будет говорить немного больше добрых слов, может быть и Мир вокруг нас станет чуть добрее. А если мы будем говорить волшебные слова друг другу, то общаться станет приятнее и легче. А сейчас давайте послушаем стихотворения про волшебные слова.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

  • Добрый день! - тебе сказали.
  • Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали -Теплоты и доброты.

Нам желают:

- Доброго пути! Будет легче Ехать и идти. Приведет, конечно Добрый путь - Тоже к доброму Чему - нибудь!

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

  • Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

  • Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет.

ПОЖАЛУЙСТА.

Отменить, что ли Слово "Пожалуйста"? Повторяем его поминутно. Нет,

Пожалуй что Без "Пожалуйста"

Нам становится неуютно.

СПАСИБО!

За что мы говорим "спасибо?"

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы—


Кому сказали?

Сколько раз?

БУДЬТЕ ДОБРЫ...

Будьте добры,-

Это я говорю по секрету

Будьте добры,-

И не ждите за это конфету

Будьте добры,-

Без игры и во время игры

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

ДОБРЫЕ СЛОВА

Эти добрые слова вам известны давно.

Видишь они и просты и не новы;

Но я еще повторю всеравно:

Добрые люди, будьте здоровы!

( беседа о том, когда и в каких ситуациях мы используем добрые слова)

  1. ИГРА "УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК"

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети! движутся по кругу и произносят слова. " Вот построили мы круг, Повернемся разом вдруг.

А как скажем :"Скок, скок, скок!"

Угадай, чей голосок"

Слова "скок, скок, скок" произносятся всеми детьми вместе, а вежливое слово говорит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес это слово. Если он угадывает, то становится в общий круг, а на место водящего становится тот, чей голосок угадали.

  1. ИГРА " НЕ ПРОПУСТИ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО"

Дети внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается волшебное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

ВАРИАНТЫ СЛОВ:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ЯБЛОКО, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, КАРАНДАШ, ГРОЗА, ОБРУЧ, ИЗВИНИТЕ, СТОЛЯР, ПОПУГАЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ... и т. д.

  1. "ЦВЕТОК ДОБРЫХ СЛОВ"

Дети рисуют на листе бумаги ромашку .На каждом лепестке необходимо написать добрые слова разным людям; волшебные слова, которые сегодня на занятии произносили.

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.


«ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»

ЦЕЛЬ: Заострить внимание на восприятии собеседника, учить слушать другого, доносить смысл. Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

РИТУАЛ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.

  1. Кто может ответить на вопрос, сравнив понятия «слушать « и «слышать»?

Подумайте, почему человеку даны 2 уха, 2 глаза и один язык? Важно ли, чтобы тебя слышали?

  1. Тест « Умеете ли вы слушать?»

Раздаются бланки с вопросами:

-Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

  • Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
  • Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

-Ты часто перебиваешь собеседника?

-Ты слушаешь, или делаешь только вид, что слушаешь?

-Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?

  1. Что нам мешает слушать других?
  • подумайте и запишите причины, почему вы не слушаете и когда слушаете.
  1. УПРАЖНЕНИЕ «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Ведущий говорит небольшую фразу первому участнику, затем она передается по кругу. Последний участник сообщает всем услышанную фразу.

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу:

- как черепаха;


  • как маленький ребенок;
  • как робот;

-как пулеметная очередь.

Какие чувства возникают у слушателя при изменении темпа речи? Влияет ли на качество слушания то, как произносится информация?

  1. УПРАЖНЕНИЕ «Внимательный слушатель»

Детям предлагается видоизмененная сказка. Они должны внимательно выслушать, а затем исправить ошибки (см. «Завиральные истории»)

  1. «НАЙДИ ПО ИНСТРУКЦИИ»

Один участник закрывает глаза и по инструкции, данной другими участниками должен найти спрятанный предмет.

  • Легко ли было найти предмет?
  • Что для этого нужно было? (выслушать инструкции)
  1. ИГРА « Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а

водящий повторяет слова, который удалось

услышать.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

РИТУАЛ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЯ.