Психологическая готовность детей к школе

Боева Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются критерии психологической готовности детей к началу школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начался новый учебный год. Для пап и мам первоклассников остались позади переживания по поводу поступления детей в школу. Теперь их ожидают совсем другие заботы.

А для родителей дошколят, которые этой осенью только начали готовиться к школе, наступает время ожиданий и сомнений. Как встретит ребенка школа? Как он будет учиться? Как освоится в новом коллективе? Найдет ли себе друзей?

Множество подобных вопросов задают себе родители в ожидании следующего 1 сентября. Во многом ответ на них зависит от того, будет ли ребенок готов к школьному обучению.

Поступление в школу знаменует для ребенка начало нового этапа развития и влечет за собой изменение всего образа жизни бывшего дошкольника. Другой режим жизни, сопряженный с большей ответственностью, новые обязанности, более высокий уровень требований – весь этот нелегкий груз ложится на плечи маленького школьника. И он должен и физически и психологически быть готовым к тому, чтобы принять его.

На занятиях в многочисленных студиях подготовки к школе зачастую основное внимание уделяется формированию у детей необходимой для учебы системы знаний, умений и навыков. Однако хорошо подготовленные, т. е. обладающие определенными знаниями, умеющие читать и считать дети, тем не менее, могут оказаться не готовыми к школе.

В последнее время к психологу все чаще стали обращаться родители младших школьников, проблемы которых связаны с преждевременным началом обучения. По результатам проведенной психологической диагностики можно утверждать, что эти дети не были готовы к школе к началу обучения.

Что же означает понятие «психологическая готовность к школе»? В первую очередь это сформированная учебная мотивация, произвольное поведение, определенный уровень развития мышления и речи, тонкой моторики.

Ни у кого не вызывает сомнений, что для успешной учебы необходимо, чтобы ребенок был в достаточной мере развит интеллектуально. Основой хорошей обучаемости  является развитое обобщение. Под обобщением понимается умение классифицировать предметы и явления, выделяя главный признак. Например, тарелка, ложка, чашка, кастрюля – посуда, а стол, табуретка, шкаф, диван – мебель и т. д.  Когда ребенку в школе объясняют новое правило, он должен не только понять его, но и научиться применять в аналогичных заданиях. В этом ему и поможет способность к обобщению, которая развивается в таких играх, как лото, «четвертый лишний», «съедобное-несъедобное», всевозможные игры-классификации.

Одна из распрастраненных причин трудностей в учебе – низкий уровень развития наглядно-образного мышления. На основании проведенных психологических исследований последних лет можно утверждать, что этот вид мышления у многих детей, идущих в школу, развит недостаточно. Как правило, это связано с тем, что дети мало занимаются изобразительной деятельностью. А ведь именно рисование, лепка из пластилина, глины, теста, аппликация, конструирование – как творческое, так и по образцу – развивают образное мышление детей. Очень полезно также складывание картинок из кубиков и пазлов.

Хорошими помощниками в учебе для ребенка станут логическое мышление и связная речь. Существует множество пособий, содержащих в себе упражнения по развитию логического мышления дошкольников, таких как «Поиск закономерностей», «Аналогии» и др.

В последние годы чрезвычайно актуальна проблема развития речи детей. У большого количества детей старшего дошкольного возраста обнаруживаются те или иные нарушения речевого развития, исправить которые поможет логопед. У ребенка к началу обучения в школе должны быть поставлены все звуки, сформирован грамматический строй речи. Важно также, чтобы у маленького школьника была хорошо развита связная речь, что позволит ему логично и понятно сформулировать свою мысль во время устного ответа, пересказать прочитанное, в будущем написать сочинение.

Связная речь и логика развиваются в процессе рассказывания по картинкам (последовательные картинки, которые нужно разложить по порядку, чтобы получился рассказ), совместного сочинения сказок. Больше разговаривайте с ребенком, учите его видеть сходство и различия в предметах, находить связи между явлениями и событиями, которые наблюдаете вместе с ним в окружающем мире, о которых читаете книги, смотрите детские! телевизионные передачи. Очень важно обсуждать с ребенком прочитанные рассказы и сказки или просмотренные вместе мультфильмы. Во-первых, ребенок лучше сможет понять их содержание, во-вторых, Вы сможете помочь ему разобраться в сложных взаимосвязях между событиями, поступками героев, их эмоциями и чувствами. Такое обсуждение будет полезно не только для развития логики и речи, но и, что не менее важно, будет способствовать формированию нравственных ориентиров у ребенка, созданию атмосферы понимания и близости между старшими и младшими.

В развитии речи немаловажную роль также играет фонематический слух. Под фонематическим слухом понимают способность человека различать на слух звуки, особенно близкие по звучанию, например, «с» - «з», «ш» - «ж», «ч», «щ». Сформированный фонематический слух поможет ребенку в школе правильно понимать речь взрослых, без ошибок писать диктанты. Эта способность, как правило (если нет никаких особенностей в развитии), формируется к 7-ми годам. Для ее развития полезно поиграть с ребенком в различные звуковые игры (как, например, составление цепочек слов, в которых каждое последующее слово начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее, например, лес – сок – карандаш – шар и т. д.).

В школе маленькому первокласснику придется освоить новый вид деятельности – письмо. Нам, взрослым, может показаться, что нет ничего сложного в том, чтобы писать буквы, но для шести- семилетки это невероятно трудная работа, требующая хорошей координации и развитой тонкой моторики. Поэтому очень важно подготовить руку ребенка к письму еще до школы. Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения, такие, как пальчиковая гимнастика, всевозможные штриховки, шнуровки, задания, требующие обвести рисунок по контуру, по точкам, провести линию по дорожке, не задев за края и многие другие. Перечень подобных занятий велик, но, выбирая упражнения для своего ребенка, помните, что они должны быть ему интересны. Непосильная и неинтересная деятельность не развивает, поэтому не покупайте дошкольнику скучные и сложные прописи, в которых нужно писать элементы букв.

Полезны для развития моторики рисование, лепка, вырезание, складывание фигур из бумаги (оригами), создание поделок из природного материала. Развивает пальчики и игра с конструкторами, состоящими из мелких деталей, особенно хороши пластмассовые и металлические конструкторы с винтиками и гаечками. Степень сложности выбранного конструктора зависит от возможностей ребенка. Он не должен быть слишком сложным и чересчур простым. Девочкам, вероятно, понравится делать украшения из бисера, вязать толстыми спицами (это может оказаться интересным и мальчикам). Мальчишки с удовольствием помогут папам в мелком ремонте, требующем посильной (а также совместной и безопасной) работы с инструментами. Пусть ребенок больше участвует в повседневных делах. Перебираете крупу, сажаете цветы, лепите пельмени, заклеиваете книгу – зовите его помогать. Купите ему туфли не с «липучками», а хотя бы с застежками. Пусть пальчики его поработают, это и трудолюбие воспитает и к письму подготовит как нельзя лучше.

Следующим важным показателем психологической готовности к школе является развитие произвольности. Для маленького ребенка характерно непроизвольное поведение, т. е. поведение, которое подчиняется непосредственному импульсу. Увидел яркий предмет, пошел к нему, взял в руку, попробовал на зуб. Становясь старше, ребенок учится сдерживать свои непосредственные желания. Дошкольник может во время занятия встать из-за стола, если он устал или увидел что-то, привлекшее его внимание. Для младшего школьника (в норме) такое поведение не характерно.

Произвольность – это умение подчинять свои действия правилу, а не импульсу, умение слушать и выполнять задания взрослого, работать не отвлекаясь. Способность без ошибок переписать текст или математический пример из учебника или с доски, т. е. работать по образцу, также является показателем развитой произвольности.

Чтобы научиться действовать по правилу, ребенок должен играть в игры с правилами. Это могут быть:

  • настольные игры, такие как лото, домино, шашки, различные игры с кубиком и фишками («ходилки»);
  • словесные игры, например, в «рифму», в «цепочки слов» и другие;
  • подвижные игры – прятки, салочки, жмурки, «колдунчики» и др.

Но произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Такие ценные для последующего обучения качества формируются, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре. Развивая воображаемую ситуацию, сюжет и линию игры, ребенок прилагает значительные душевные усилия, задействует творческое воображение, внимание, обретает способность планирования и последовательности действий, становится целеустремленным. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя.

Будет ли ребенок на уроках отвлекаться, во многом зависит от родителей. Как часто мы, взрослые, отвлекаемся, читая ребенку книжку, рассказывая сказку, занимаясь с ним? Отвлекаемся на что угодно – на домашние дела, разговор по телефону. И тем самым учим отвлекаться и ребенка. Кроме того, ребенку подобное поведение взрослых говорит – у мамы и папы есть более важные дела, чем я. Конечно же, это негативно отражается на эмоциональном состоянии малыша и его отношениях с родителями. Отсюда важное правило – занимаясь с ребенком, не отвлекайтесь, отдайте ему и только ему время игры, чтения или занятий. Еще одно правило – если ребенок занят чем-то интересным, увлеченно рисует, строит, играет, его нельзя останавливать, прерывать. Пусть доделает, а покушает или выполнит Вашу просьбу немного позже. Необходимо, чтобы ребенок приучился доделывать начатое дело до конца, не бросая его на полпути. Привыкнув заканчивать рисунок, постройку, игру, дослушивать сказку, в будущем, учась в школе, он будет доделывать домашнее задание и задание учительницы в классе.

Работать по образцу ребенок научится, срисовывая картинки, конструируя по предложенной схеме. Нарисуйте ему несложную картинку по клеточкам, пусть он повторит Ваш рисунок. По мере развития этой способности задания можно усложнять. Чтобы ребенку было интереснее, можно преподнести ему такое занятие как игру в школу. Пусть и он тоже побудет в роли учителя и нарисует картинку Вам, а потом проверит точность выполнения Вами задания.

Произвольное поведение детей 6-7 лет во многом зависит от мотивации. Многие родители замечают – если ребенку интересна какая-либо деятельность, то он не отвлекается и может долго заниматься одним и тем же. Точно также, если ребенок хочет идти в школу, он будет более успешен в учебе. И даже очень умные, интеллектуально развитые дети учатся плохо и трудно, если учиться не хотят или боятся школы.

Помимо положительного отношения к школе («Я хочу в школу»), у ребенка должна быть сформирована именно учебная мотивация. Многие дети хотят в школу, потому что им купили новый портфель, потому что школа красивая, потому что не хотят днем спать, чтобы в детский сад не ходить. Такая мотивация очень неустойчива и исчезает, когда ребенок сталкивается даже с небольшими школьными трудностями, и в школу ему также надоедает ходить, как и в садик.

Учебная мотивация – это желание учиться, узнавать новое. Важно заинтересовывать ребенка содержательной, а не внешней стороной учения. Детям нужно много читать. Даже тем, кто уже умеет читать сам. В возрасте «почемучек», когда ребенок буквально засыпает взрослых вопросами, очень важно не отмахиваться от него, не раздражаться, не отвечать формально, а постараться ответить максимально доступно и полно, иногда провоцируя ребенка своим ответом на дальнейшие расспросы, иногда приглашая его подумать над ответом вместе.

Недопустимо пугать будущего школьника предстоящими трудностями. Это может вызвать у него страх перед школой. Страх сковывает ребенка, не давая ему возможности проявить свои способности в полной мере. В результате возникает ситуация неуспеха, которая закрепляет и еще больше усиливает страх. Развивается школьная тревожность, которая может привести ребенка к неврозу. Другая распространенная причина школьных страхов - завышенные ожидания родителей. Если взрослые предъявляют непосильные для ребенка требования, не соответствующие его возрастным возможностям, то это также ставит его в ситуацию неуспеха и приводит к появлению повышенной тревожности, страху не соответствовать родительским ожиданиям, боязни неудачи.

Одной из наиболее распространенных причин нежелания ребенка учиться является преждевременное начало обучения, когда, желая лучше подготовить его к школе, родители слишком рано и много начинают заниматься с ребенком, учат его читать. Такое обучение проводится, как правило, в ущерб игре. Однако именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и способствует полноценному развитию самых разных сторон психики и личности дошкольника.  По-настоящему увлеченно играя, малыш постигает окружающий мир значительно глубже и многограннее, чем при выполнении заданий, даже предложенных в игровой форме. Преимущество раннего обучения заключается в том, что ребенка в первые 2-3 месяца школьной жизни уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить любознательность, способность думать и принимать решение - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Очень многое в предстоящей школьной жизни ребенка зависит от стиля воспитания, принятого в семье. Чрезмерно опекаемые дети становятся несамостоятельными как в быту, так и в учебе. Привычные к постоянному контролю, они не могут выполнять самостоятельно домашние задания, не умеют проверить свою работу, собрать портфель. Поэтому важно уделять внимание развитию самостоятельности дошкольника. Не следует делать за него то, что он может сделать сам. Например, взрослому проще и быстрее одеть ребенка самому, особенно если нужно торопиться. Однако простой путь не всегда бывает правильным - пройдет немного времени, малыш подрастет, пойдет в школу, и окажется, что необходимых навыков самостоятельности у него нет, ни с чем справиться без помощи взрослого он не может.

Кроме того, стиль общения, принятый дома, ребенок переносит в среду сверстников, особенно если у него не было достаточно опыта общения с ними. Так, если дома принято командовать и критиковать, ребенок попытается в подобной манере взаимодействовать с другими детьми. В этом случае его общение с одноклассниками станет проблематичным, что может негативно отразиться на мотивации и на учебе в целом, а также на эмоциональном состоянии ребенка.

И, конечно, нельзя забывать о физическом здоровье будущего школьника. Выдержать школьную нагрузку (чего стоит одна только необходимость высидеть за партой 45 минут урока) легче будет физически крепкому, сильному ребенку. Поэтому как бы много мы не занимались с детьми развитием интеллектуальных способностей, нужно помнить о необходимости прогулок и физической активности. Причем настоящую пользу приносит не поход по магазинам, а именно прогулка, во время которой у ребенка есть возможность бегать, прыгать, лазать, играть в подвижные игры со сверстниками и с родителями.

Итак, чтобы ребенок успешно учился в школе, в дошкольном возрасте ему нужно много гулять, играть со сверстниками и родителями в различные игры – сюжетно-ролевые, настольные, подвижные; рисовать, лепить, делать постройки из конструктора, складывать картинки из пазлов и кубиков.

А мамам и папам необходимо много читать ребенку, обсуждать с ним прочитанную книгу; учить, не отвлекаясь, доделывать до конца любое дело, игру, рисунок; поощрять и развивать самостоятельность ребенка; в общении с сыном или дочерью избегать излишней опеки, контроля, критики.