Модель психологического сопровождения дошкольных объединений в дополнительном образовании
В работе представлена модель работы психолога с дошкольными объединениями в пространстве дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_raboty_psihologa_v_doshkolnom_otdele_uchrezhdeniya_obrazovaniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель работы психолога в дошкольном отделе учреждения образования.
Цель деятельности психолога в образовательном учреждении – обеспечение сохранности психологического здоровья детей. Психологическое здоровье – это единство психического и духовно-нравственного здоровья. Психическое здоровье – нормальное развитие психики ребенка, нравственно-духовное – становление ребенка как человека.
Суть представленной модели в том, что обеспечение сохранности психологического здоровья ребенка возможно только совместными усилиями педагогов, специалистов и семьи. Это взаимодействие должно обеспечивать защищенность ребенка и его нормальное развитие. Главным условием психологического здоровья детей являются нормальные взросло-детского отношения.
В профессиональной деятельности психолога дошкольного отдела можно выделить практический и прикладной аспекты. В практическом аспекте решается задача оказания первичной и пролонгированной помощи семье и детям.
Решение данной задачи осуществляется в следующих видах профессиональной деятельности.
1. Психологическое консультирование – это работа с родительско-детской общностью по запросу родителей.
Цель: оказание квалифицированной помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций.
В психологическом консультировании, как и во всей деятельности психолога решаются различные задачи. Иногда причиной трудностей в поведении ребенка является непонимание родителями особенностей его развития, темперамента. Однако проблемы как таковой еще нет, а есть риски нарушения психологического здоровья ребенка. На таких консультациях решается задача профилактики психологического здоровья детей. Год от года процент таких консультаций снижается.
В других случаях необходимо решать задачу реабилитации психологического здоровья детей. Тогда в процессе консультирования выявляются причины неблагополучия ребенка и разрабатываются пути его преодоления.
Опыт показывает, что ведущей причиной психологического неблагополучия ребенка является дисфункциональный характер детско-родительских отношений. В этом случае решается задача психологической реабилитации детско-взрослой общности, главным образом через оптимизацию родительской позиции взрослого, содействие развитию у него внутренней рефлексии.
Часто причиной трудностей в общении с детьми является ранняя детская нервность. Основные формы детской нервности - синдром гипер- или гипоактивности, невропатия, психический инфантелизм, ЗПР.
С каждым годом все более актуальной становится проблема компьютерной зависимости детей и подростков.
В 2009 году за психологической консультацией обратилась мама мальчика 11 лет. Маму беспокоили школьные трудности мальчика (В.) – он стал хуже учиться. Как оказалось, последнее время В. стал много играть в компьютерные игры – 2 часа игры, 1 час перерыв, 2 часа игры – и так каждый день. В результате у мальчика диагностированы нарушение эмоциональной сферы – страхи, нарушение воли, сворачивание интересов и общения со сверстниками. Психологический диагноз – кибермания, которая сформировалась при попустительском отношении мамы.
2. Пролонгированная психологическая помощь представляет собой индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. В зависимости от проблемы, пролонгированная помощь может быть кратковременной (от нескольких занятий) или длительной (до нескольких месяцев).
В октябре 2008 года
3. Диспетчерская помощь оказывается в тех случаях, когда необходима консультация другого специалиста – логопеда, невролога, дефектолога, детского психиатра и др.
Работа психолога в прикладном аспекте представляет собой участие в деятельности дошкольного отдела, психологическое сопровождение детей в подготовке к вхождению в школьную жизнь.
- Диагностика психологической готовности детей к школе. Проводится в 2 этапа – прогностическая и итоговая.
- Психологическое консультирование родителей и педагогов по проблеме подготовки детей к школе. По итогам проведенной диагностики проводятся индивидуальные психологические консультации для родителей и педагогов, на которых даются рекомендации по организации занятий, оптимизации уровня психологической готовности детей к школе. В данных видах деятельности решается задача профилактики преждевременного начала обучения, которое приводит к нарушениям психологического здоровья детей.
- Участие в методических объединениях педагогов дошкольного отдела.
- Собеседования с педагогами по проблемам адаптации, проведению занятий с особенными детьми и инструктированию родителей.
- Тематические встречи с родителями. Психологическое просвещение родителей играет важную роль в профилактике рисков нарушения психологического здоровья детей. Такие риски отражены в основных темах встреч с родителями:
- Психологические особенности детей дошкольного возраста. Опасности форсированного развития детей.
- Психологическая готовность детей к школе. Неблагоприятное влияние преждевременного начала обучения на нормальное развитие ребенка.
- Развитие мотивации к чтению.
- Ребенок и компьютер. Профилактика компьютерной зависимости.
И в прикладном и в практическом аспектах работа ведется на двух уровнях:
- Обеспечение условий нормального психического развития детей.
- Обеспечение условий развития ребенка как человека.
В рамках представленной модели основным принципом деятельности психолога является ориентация на детско-взрослую общность, как главное условие психологического здоровья детей.
Обеспечение сохранности психологического здоровья детей возможно лишь при условии взаимодействия всех ответственных субъектов образования – психологов, педагогов, семьи.