Коррекция и развитие речи обучающихся в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Сказкотерапия»

Васильева Ирина Владимировна

Промежуточные результаты реализации коррекционно-развивающей  программы внеурочной деятельности "Сказкотерапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realiz_skazkoterapii_28.12.pptx1.6 МБ
Файл realiz_skazkoter.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция и развитие обучающихся в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Сказкотерапия»

Слайд 2

... направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание и строить взаимодействие с миром и друг другом... ( Вачков И.В.) Сказкотерапия позволяет развивать сенсорные процессы, внимание и память, мышление и координацию, эмоции и коммуникативные навыки, способствует социализации и социальной адаптации. Сказкотерапия _ это...

Слайд 3

Занятия проводятся для обучающихся 1,2 и 3 классов , 2 раза в неделю по 40 минут . Структура занятия : Организационный момент ; Психологический настрой (вхождение в сказку); Содержание сказки ; Предметно – практическая деятельность (рисование, лепка, изготовление поделок); Физминутка ; Заключение.

Слайд 4

Цель программы - формирование позитивной Я-концепции : повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций. Коррекционно-развивающие задачи: Формировать и р азвивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала и достоинств каждого. Обучать адекватным способам и приемам выражения эмоций, конструктивному решению конфликтов., эмпатии . Развитие сенсорных, мнемических, мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики, произвольности. Способствовать адаптации в социуме и учреждении. Программа «Сказкотерапия»

Слайд 5

Формы и методы работы со сказками 1. Использование сказки, как метафоры (сюжет и образы сказок вызывают ассоциации, касающиеся жизни ребенка) 2. С казки как притчи - нравоучения (расстановка приоритетов ценностей личности, вариантов разрешения ситуации, жизненный смысл и перспектива) 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (актуализирует поведение, категории «хорошо - плохо») 4. Проигрывание эпизодов сказки (корректирует и развивает коммуникативные навыки, эмоции, действия и движения) 5. Творческая работа по мотивам сказки: -рисование -конструирование -лепка театрализация - пересочинение

Слайд 6

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ «Вежливые сказки» Цель - Познакомить детей с простыми правилами этикета, дать возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения . (« Вини-Пух идёт в гости ») «Добрые сказки » Цель - Акцентировать внимание детей на нравственных аспектах поведения и характерах сказочных персонажей . (« Дом для домовенка Кузи ») «Общительные сказки » Цель - Развить у детей коммуникативные способности, познакомить детей с правилами поведения в семье, в коллективе сверстников. («Сказка про утенка Крячика ») «Родные сказки» Цель - Развить у детей чувство уважения к родителям, к Родине .(«Аленький цветочек»)

Слайд 7

«Волшебные сказки» Цель - Развить у детей воображение, создать атмосферу праздника и комфорта («Новогодняя сказка») «Красивые сказки» Цель - Познакомить детей с красотой окружающей природы и душевной красотой человека. (« Дюймовочка ») «Семейные сказки» Цель - Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей) ( « Гуси-лебеди ») «Сказки о дружбе» Цель - Р асширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям . («Самый большой друг») РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Слайд 8

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Слайд 9

Результат реализации программы «Сказкотерапия» Формирование компетенций и БУД Формирование и развитие коммуникативных навыков и социально приемлемого поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Положительная динамика в сенсомоторном и познавательном развитии обучающихся. Активизация познавательной деятельности Расширение кругозора Актуализация личного опыта детей Социальная адаптация Сплочение детского коллектива

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Слайд 11

Источники: Лобова С.З «Сказкотерапия» КРП Бачурова С.Е. Сказкотерапия



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8

«Реализация программы внеурочной деятельности

«Сказкотерапия»

в 1,2,3 классах

в соответствии с требованиями ФГОС»

педагог-психолог

 Васильева И.В.

декабрь 2017года


Программа рассчитана на 1-3 классы. Охватывает 28 обучающихся (11,10,7 человек)

Программа реализуется в 1,2,3 классах 2 часа в неделю.

Цель программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;
  2. Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств;
  3. Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы в школе созданы следующие условия: имеются кабинет психокоррекции и развития, сенсорная комната.

Имеется соответствующее оборудование: мультимедиа установка, магнитофон, сенсорное оборудование, дидактические игры   и другое.

Структура занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Психологический настрой;
  3. Содержание сказки;
  4. Предметно – практическая деятельность (рисование, лепка, изготовление поделок);
  5. Физминутка;
  6. Заключение.

Используемые методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия);
  2. Наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
  3. Практический (наблюдения, анализ, рисование, моделирование).

Формы и методы работы со сказкой:

1. Использование сказки, как метафоры (сюжет и образы сказок вызывают ассоциации, касающиеся жизни ребенка)

2. Сказки как притчи - нравоучения (расстановка приоритетов ценностей личности, вариантов разрешения ситуации, жизненный смысл и перспектива)

3.  Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (актуализирует поведение, категории «хорошо - плохо»)

4. Проигрывание эпизодов сказки (корректирует и развивает коммуникативные навыки, эмоции, действия и движения)

5. Творческая работа по мотивам сказки:

-рисование

-конструирование

-лепка

театрализация

-пересочинение

6. Занятия на сенсорном оборудовании.

Содержание программы:

I раздел «Ознакомительный»

Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы.  

II раздел «Вежливые сказки»

Ознакомление с правилами этикета. В доступной и увлекательной форме познакомить детей с простыми правилами этикета, дать возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование этических представлений у детей.

III раздел «Добрые сказки»

Акцентировать внимание детей на нравственных аспектах поведения и характерах сказочных персонажей.

Приключения героев вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений между ними, раскрывают перед детьми нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, учат осознавать собственные побуждения и понимать других людей.

IV раздел «Общительные сказки»

Развить у детей коммуникативные способности, через сказку познакомить детей с правилами поведения в семье, в коллективе сверстников, на городских улицах, в общественных учреждениях.

Общительные сказки помогут детям углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро-  и макросоциальном окружении, познакомят с оптимальными формами поведения, помогут развить коммуникативные способности.

V раздел «Родные сказки»

Развить у детей национальную гордость, чувство уважения к родителям, истории и культуре нашей Родины.

«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идет о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о большой и малой родине, о родном языке, о национальных традициях и обычаях, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа.

VI раздел «Волшебные сказки»

Развить у детей воображение, создать атмосферу праздника и комфорта, учить рассуждать.

Эти сказки наполнены оптимистическим смыслом, дающим позитивный настрой и уверенность в своих силах. Волшебные сказки помогают активизировать ресурсы и потенциал личности, дают возможность проявить потенциальные черты личности, нечто нереализованное, как бы материализуют мечту, в которой дети чувствуют себя защищёнными.

VII раздел «Красивые сказки»

Познакомить детей с красотой окружающей природы и красотой, сотворённой руками человека, с красотой душевной и духовной, которая нужна человеку как воздух.

Меняющиеся краски леса по временам года, морозные узоры на стёклах, цветы и бабочки, снежинки и сверкающие капли росы пробуждают в чувство радости и восхищения, показывают, насколько гармоничен мир. А в поступках героев отражается духовный мир и душевная красота. Эти сказки помогут детям понять многогранность окружающего мира, развить эстетическое восприятие, пробудить творческие способности.

VIII раздел «Семейные сказки»

Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей), побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

Эти сказки побуждают детей к проявлению сочувствия и сопереживая по собственному убеждению, развивать осознание причин детских ссор, поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям.

IX раздел «Сказки о дружбе»

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии; формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим его людям.

Эти сказки также учат детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу; воспитывать доброе отношение детей друг к другу; способствуют формированию эмпатии (умение поставить себя на место персонажа), умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

X раздел «Сказки о животных»

Привить ребёнку любовь к окружающему животному миру.

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Сказки учат ребенка «мудрости» природы, ответственному отношению ко всему живому. Учат ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывают, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом.

XI раздел «Заключительный» Занятие-рефлексия. Подвести итог всей проделанной работе.

Результаты освоения программы

Определение результативности: контроль результатов осуществляется в конце каждого раздела. Освоение АООП, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.  

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

 Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предполагаемый результат:

  1. Активное участие каждого ребенка;
  2. Преодоление своих страхов;
  3. Выявление своих положительных и отрицательных качеств, развитие положительных личностных качеств ребёнка, положительные изменения в эмоционально-волевой сфере;
  4. Актуализация потенциала ребенка, его достоинств;
  5. Доброжелательные взаимоотношения с педагогами, родителями и сверстниками, улучшение микроклимата в коллективе;
  6. Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций;
  7. Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов;
  8. Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми.