Коррекция и развитие речи обучающихся в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Сказкотерапия»
Промежуточные результаты реализации коррекционно-развивающей программы внеурочной деятельности "Сказкотерапия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realiz_skazkoterapii_28.12.pptx | 1.6 МБ |
realiz_skazkoter.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
... направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание и строить взаимодействие с миром и друг другом... ( Вачков И.В.) Сказкотерапия позволяет развивать сенсорные процессы, внимание и память, мышление и координацию, эмоции и коммуникативные навыки, способствует социализации и социальной адаптации. Сказкотерапия _ это...
Занятия проводятся для обучающихся 1,2 и 3 классов , 2 раза в неделю по 40 минут . Структура занятия : Организационный момент ; Психологический настрой (вхождение в сказку); Содержание сказки ; Предметно – практическая деятельность (рисование, лепка, изготовление поделок); Физминутка ; Заключение.
Цель программы - формирование позитивной Я-концепции : повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций. Коррекционно-развивающие задачи: Формировать и р азвивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала и достоинств каждого. Обучать адекватным способам и приемам выражения эмоций, конструктивному решению конфликтов., эмпатии . Развитие сенсорных, мнемических, мыслительных процессов, крупной и мелкой моторики, произвольности. Способствовать адаптации в социуме и учреждении. Программа «Сказкотерапия»
Формы и методы работы со сказками 1. Использование сказки, как метафоры (сюжет и образы сказок вызывают ассоциации, касающиеся жизни ребенка) 2. С казки как притчи - нравоучения (расстановка приоритетов ценностей личности, вариантов разрешения ситуации, жизненный смысл и перспектива) 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (актуализирует поведение, категории «хорошо - плохо») 4. Проигрывание эпизодов сказки (корректирует и развивает коммуникативные навыки, эмоции, действия и движения) 5. Творческая работа по мотивам сказки: -рисование -конструирование -лепка театрализация - пересочинение
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ «Вежливые сказки» Цель - Познакомить детей с простыми правилами этикета, дать возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения . (« Вини-Пух идёт в гости ») «Добрые сказки » Цель - Акцентировать внимание детей на нравственных аспектах поведения и характерах сказочных персонажей . (« Дом для домовенка Кузи ») «Общительные сказки » Цель - Развить у детей коммуникативные способности, познакомить детей с правилами поведения в семье, в коллективе сверстников. («Сказка про утенка Крячика ») «Родные сказки» Цель - Развить у детей чувство уважения к родителям, к Родине .(«Аленький цветочек»)
«Волшебные сказки» Цель - Развить у детей воображение, создать атмосферу праздника и комфорта («Новогодняя сказка») «Красивые сказки» Цель - Познакомить детей с красотой окружающей природы и душевной красотой человека. (« Дюймовочка ») «Семейные сказки» Цель - Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей) ( « Гуси-лебеди ») «Сказки о дружбе» Цель - Р асширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям . («Самый большой друг») РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Результат реализации программы «Сказкотерапия» Формирование компетенций и БУД Формирование и развитие коммуникативных навыков и социально приемлемого поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Положительная динамика в сенсомоторном и познавательном развитии обучающихся. Активизация познавательной деятельности Расширение кругозора Актуализация личного опыта детей Социальная адаптация Сплочение детского коллектива
Спасибо за внимание!
Источники: Лобова С.З «Сказкотерапия» КРП Бачурова С.Е. Сказкотерапия
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8
«Реализация программы внеурочной деятельности
«Сказкотерапия»
в 1,2,3 классах
в соответствии с требованиями ФГОС»
педагог-психолог
Васильева И.В.
декабрь 2017года
Программа рассчитана на 1-3 классы. Охватывает 28 обучающихся (11,10,7 человек)
Программа реализуется в 1,2,3 классах 2 часа в неделю.
Цель программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;
- Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств;
- Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы в школе созданы следующие условия: имеются кабинет психокоррекции и развития, сенсорная комната.
Имеется соответствующее оборудование: мультимедиа установка, магнитофон, сенсорное оборудование, дидактические игры и другое.
Структура занятия:
- Организационный момент;
- Психологический настрой;
- Содержание сказки;
- Предметно – практическая деятельность (рисование, лепка, изготовление поделок);
- Физминутка;
- Заключение.
Используемые методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия);
- Наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
- Практический (наблюдения, анализ, рисование, моделирование).
Формы и методы работы со сказкой:
1. Использование сказки, как метафоры (сюжет и образы сказок вызывают ассоциации, касающиеся жизни ребенка)
2. Сказки как притчи - нравоучения (расстановка приоритетов ценностей личности, вариантов разрешения ситуации, жизненный смысл и перспектива)
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (актуализирует поведение, категории «хорошо - плохо»)
4. Проигрывание эпизодов сказки (корректирует и развивает коммуникативные навыки, эмоции, действия и движения)
5. Творческая работа по мотивам сказки:
-рисование
-конструирование
-лепка
театрализация
-пересочинение
6. Занятия на сенсорном оборудовании.
Содержание программы:
I раздел «Ознакомительный»
Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы.
II раздел «Вежливые сказки»
Ознакомление с правилами этикета. В доступной и увлекательной форме познакомить детей с простыми правилами этикета, дать возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование этических представлений у детей.
III раздел «Добрые сказки»
Акцентировать внимание детей на нравственных аспектах поведения и характерах сказочных персонажей.
Приключения героев вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений между ними, раскрывают перед детьми нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, учат осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
IV раздел «Общительные сказки»
Развить у детей коммуникативные способности, через сказку познакомить детей с правилами поведения в семье, в коллективе сверстников, на городских улицах, в общественных учреждениях.
Общительные сказки помогут детям углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро- и макросоциальном окружении, познакомят с оптимальными формами поведения, помогут развить коммуникативные способности.
V раздел «Родные сказки»
Развить у детей национальную гордость, чувство уважения к родителям, истории и культуре нашей Родины.
«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идет о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о большой и малой родине, о родном языке, о национальных традициях и обычаях, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа.
VI раздел «Волшебные сказки»
Развить у детей воображение, создать атмосферу праздника и комфорта, учить рассуждать.
Эти сказки наполнены оптимистическим смыслом, дающим позитивный настрой и уверенность в своих силах. Волшебные сказки помогают активизировать ресурсы и потенциал личности, дают возможность проявить потенциальные черты личности, нечто нереализованное, как бы материализуют мечту, в которой дети чувствуют себя защищёнными.
VII раздел «Красивые сказки»
Познакомить детей с красотой окружающей природы и красотой, сотворённой руками человека, с красотой душевной и духовной, которая нужна человеку как воздух.
Меняющиеся краски леса по временам года, морозные узоры на стёклах, цветы и бабочки, снежинки и сверкающие капли росы пробуждают в чувство радости и восхищения, показывают, насколько гармоничен мир. А в поступках героев отражается духовный мир и душевная красота. Эти сказки помогут детям понять многогранность окружающего мира, развить эстетическое восприятие, пробудить творческие способности.
VIII раздел «Семейные сказки»
Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей), побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.
Эти сказки побуждают детей к проявлению сочувствия и сопереживая по собственному убеждению, развивать осознание причин детских ссор, поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям.
IX раздел «Сказки о дружбе»
Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии; формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим его людям.
Эти сказки также учат детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу; воспитывать доброе отношение детей друг к другу; способствуют формированию эмпатии (умение поставить себя на место персонажа), умению оценить ситуацию и поведение окружающих.
X раздел «Сказки о животных»
Привить ребёнку любовь к окружающему животному миру.
Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Сказки учат ребенка «мудрости» природы, ответственному отношению ко всему живому. Учат ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывают, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом.
XI раздел «Заключительный» Занятие-рефлексия. Подвести итог всей проделанной работе.
Результаты освоения программы
Определение результативности: контроль результатов осуществляется в конце каждого раздела. Освоение АООП, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предполагаемый результат:
- Активное участие каждого ребенка;
- Преодоление своих страхов;
- Выявление своих положительных и отрицательных качеств, развитие положительных личностных качеств ребёнка, положительные изменения в эмоционально-волевой сфере;
- Актуализация потенциала ребенка, его достоинств;
- Доброжелательные взаимоотношения с педагогами, родителями и сверстниками, улучшение микроклимата в коллективе;
- Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций;
- Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов;
- Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми.