Занятие для развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста методом песочной терапии
Данный конспект занятий расчитан для коррекции и развития познавательных процессов и развития эмоционально -волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_pesochnoy_terapii.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Занятие для развития познавательных процессов и
эмоционально – волевой сферы для детей
старшего дошкольного возраста
методом песочной терапии
подготовила
педагог- психолог
Семенова С.В.
2018 г.
Цель метода Sand – art: снятие и профилактика нарушений эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей с использованием песочной анимации.
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;
- воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование:
- Стол-планшет (исполнен из дерева) с подсветкой
- Цветной песок или простой песок, он может быть крупным или мелким.
- Для выравнивания песка можно воспользоваться обычной ученической линейкой.
- фигурки различных животных;
- машинок: сухопутных, водных, космических и других;
- растений: цветов, овощей, фруктов;
- естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;
- домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;
- пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.
- тихая, спокойная музыка для релаксации.
Форма организации занятия.
Занятие проходит в подгруппах от 2 до 4 человек два раза в неделю. Продолжительность занятий 20 - 25 минут.
Организация занятий с песком.
- Ориентировочный этап. (при проведении занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом, происходит знакомство с сказочным персонажем –песочной Феей).
- Игры и упражнения (задания) с Песочной Феей.
- Правила поведения в песочнице.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть руки.
- Обмен впечатлениями.
Ход занятия.
Приветствие. Прежде чем начать наше занятие, мы должны поздороваться. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!»(дети здороваются друг с другом и с педагогом.)
Психолог: Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную страну. Страну, где живет Песочная Фея.(дети подходят к столу и рассаживаются около песочницы.Там стоит песочная Фея и приветствует детей.)
Песочная фея: Ребята, в песочной стране и с песком нужно здороваться, то есть дотронуться до песка различными способами.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического и эмоционального напряжения.
- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, а потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, а затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
- перетирать песок между пальцами, ладонями.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Ползут змейки» - малыш расслабленными, а потом напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: научить детей сотрудничать между собой и выполнять правила игры.
Ребятам рассказывается, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Дети делятся на пары. Одни детки закрывают глазки и кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, а другие ребята будут сыпать песок на какой-нибудь палец. Ребенок должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, пусть откроет глазки и покажет, куда сыпался песочек. Затем меняются ролями.
Игра «Рисуем и превращаем».
Цель: научить детей сотрудничать друг с другом. Развивать умение договариваться между собой.
Дети делятся на пары. Им предлагается изобразить фигуру на песке любым способом – нарисовать пальцем, выложить из мелких предметов, сделать в виде выпуклостей, ограды или ямки. Затем они должны придумать, на что это похоже: озеро, бассейн, торт, тарелка, крыша и т.д.
Упражнение «Эмоции».
Цель: вспомнить какое настроение бывает у человека, и изобразить его на песке.
Ребенок на мокром песке рисует лица, выражающие эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление и т.д. Лица можно дополнить любыми предметами из «коллекции». Можно спросить у детей, что могло случиться с тем или иным человеком и почему у него такое настроение.
Обмен впечатлениями. Ребята прощаются с Песочной Феей. Встают в круг. И говорят по очереди, что им больше всего понравилось, что нового узнали? Какие игры и упражнения были?
Прощание. Дети в центре круга протягивают правую руку и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять.
Скоро встретимся опять.
(уход детей в группу).
Список литературы:
- Дошкольный психолог № 2 (7);
- Справочник – педагога психолога №11, 2013 год;
- Ратникова Е.В., Гаврик А.В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми. – Спб.: Речь, 2013 г.
Комментарии
коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста сч
Предназначен для педагогов- психологов, воспитателей, учителей - дефектологов