Развитие осознания себя и своего места в окружающем мире как средство социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста

Развитие осознания себя и своего места в окружающем мире

как средство социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие осознания себя и своего места в окружающем мире

как средство социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста

Потребность человека в социальных контактах является одной из ключевых в становлении его сущностных отличий от остального мира. Принятие человека социальной общностью возможно при условии освоения им социальных норм и развития у него социально-значимых качеств. Однако это не должно приводить к потере человеческой индивидуальности, имеющей, в свою очередь, ценность для людей в виде возможности открытия человеком-индивидуальностью новых перспектив развития общества. Поэтому в современной психологии и педагогике социализация и индивидуализация рассматриваются в комплексе, как целостный процесс социализации-индивидуализации [6].

Согласно современным нормативным документам, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей [2].Одним из аспектов взаимосвязи социализации и индивидуализации в период дошкольного детства является развитие у детей образа Я [1; 4; 5; 7; 8].

При этом к числу психолого-педагогических условий успешной реализации образовательной программы дошкольного образования относят формирование и поддержку положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях, а результатом её реализации должны стать чувство собственного достоинства, установка положительного отношения не только к самому себе, но и к другим людям, миру в целом [2].

Цели педагога-психолога образовательной организации – оказывать помощь воспитанникам в определении своих возможностей, содействовать педагогам и родителям в формировании уверенности детей в себе[3] – в полной мере отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].

С опорой на изложенные выше основания нами был разработан альбом «Мой мир» (далее – Альбом), включающий комплекс заданий для детей старшего дошкольного возраста, способствующих осознанию дошкольниками развивающихся в пространстве и времени собственного внутреннего мира, а также внешнего окружения и своего места в нём.

Страницы Альбома имеют формат А4, на каждой из них приводится текст задания и отводится место для ответа ребёнка. Поскольку ребёнок дошкольного возраста не всё может выразить словами, в большинстве заданий ему предлагается нарисовать свой ответ карандашами или красками, выбор которых, как и содержание рисунка, носит проективный характер, выражая то, что ребёнок ещё не осознаёт. Рисуя, ребёнок даёт выход своим до этого неосознанным чувствам, желаниям, мечтам.

Рисунок даёт ребёнку возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими, неприятными, травмирующими образами, выразить как положительные, так и отрицательные эмоции, а также моделировать свои взаимоотношения с окружающими, создавая почву для регуляции реального поведения и деятельности.

В части заданий ребёнку предлагается ответить на вопросы и записать ответы в альбом (при наличии данного навыка у ребёнка). Если ребёнку требуется помощь в записи, её осуществляет взрослый.

При этом взрослому следует избегать таких комментариев детских работ и ответов в Альбоме как «красиво – некрасиво», «правильно – неправильно», «нравится – не нравится».

По завершению работы Альбом остаётся храниться у педагога-психолога.

Альбом состоит из трёх разделов: «Я и моя семья», «Мой детский сад, мои друзья», «Я сейчас и Я в будущем».

Выполняя задания первого раздела «Я и моя семья», ребёнок рассказывает о себе, рисует себя, рассуждает, что такое семья, и рисует её: того, кто с ним живёт, любимые занятия членов семьи, события, которые происходят в семье, то, как члены семьи помогают друг другу.

В данный раздел входят такие задания для детей как «Это Я. Меня зовут …», «Моя семья», «Мой дом», «Мой день рождения», «Моя семья любит …», «Моя семья занята делами…», «Если бы мы были животными …», «Наши рекорды», «Семейное путешествие» и др.

В процессе выполнения заданий ребёнок совершенствует представления о себе, понимание себя и окружающих его близких людей.

Поскольку важной частью микросоциального окружения ребёнка являются педагоги детского сада и сверстники в Альбоме выделен раздел «Мой детский сад, мои друзья», в котором ребёнок рассуждает о детском саде, о своей группе, о воспитателях, своих друзьях, выполняет рисунки на эти темы.

В данный раздел включены такие задания для детей как «Мой детский сад», «Моя группа», «Мой любимый воспитатель», «Мой друг», «Рассказ о друге», «Я люблю играть …», «Моя любимая игрушка» и др.

Цель данного раздела – способствовать осознанию ребёнком себя как члена группы, своего места в системе межличностных отношений, создать условия для выражения эмоций по отношению к людям и событиям в данной социальной среде.

Цель третьего раздела «Я сейчас и Я в будущем»– способствовать осознанию своей внутренней позиции и ценностных ориентаций, своего места в мире, расширение социальной осведомленности, подготовка к вхождению в новую социальную среду. В раздел вошли такие задания как «Я хочу …», «Какой Я?», «Лесенка», «Я горжусь тем, что …», «Я первоклассник», «Хочу пойти в школу», «Нужные предметы для школы», «Школа зверей», «Моя будущая школа» и др.

Выполняя задания данного раздела, ребёнок уточняет свои представления о том, кем он хочет стать, чему он хочет научиться, делится своими мечтами, размышляет, зачем нужна школа, кто в ней учится, зачем он будет её посещать.

Рисунки и ответы ребёнка, фиксируемые в Альбоме, позволят педагогу-психологу строить свою работу в соответствии с принципом единства диагностики и коррекции, которая отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребёнка.

В соответствии с деятельностным принципом заполнение Альбома создаёт условия для ориентировки ребёнка в «трудных» ситуациях, что является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии его личности и индивидуальности.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком, формирование у воспитывающих взрослых готовности принять и поддержать ребёнка в его саморазвитии способствует переносу нового позитивного опыта, полученного ребёнком на занятиях с педагогом-психологом, в реальную жизненную практику.

Список литературы

1. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: учеб. пособие к спецкурсу. – М., 1985.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25 ноября 2013 г. – № 6241.

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // Вестник образования. – 1999. – № 12.

4.Смирнова О.Б. Исследование Я-концепции и самоотношения в психологии: учебное пособие. – Тула, 2007.

5. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». – М., 2014.

6. Фельдштейн Д.И.Социальное развитие в пространстве-времени Детства. – М., 1997.

7. Чеснокова И.И. Проблема развития самосознания в психологии. – М., 1977.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989.