Психолого-медико-педагогический консилиум в дошкольном образовательном учреждении
Психолого – медико – педагогический консилиум в дошкольном учреждении как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПМПк в ДОУ | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – медико – педагогический консилиум в дошкольном учреждении как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей является актуальным и важным направлением деятельности образовательных учреждений. Немаловажным фактором, влияющим на сохранение здоровья, является использование подходов, методов обучения, адекватных возможностям детей (освоение и внедрение технологий адаптивного, личностно – ориентированного, развивающего обучения), оказание помощи на раннем этапе развития ребенка.
В целях оказании помощи, поддержки и сопровождения детей в дошкольном учреждении действует ПМПк.[1]
Целью ПМПк является обеспечение психолого -медико-педагогического сопровождения детей, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
ПМПк решает ряд задач:
1. Комплексное обследование и своевременное выявление детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии.
2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.
3. Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
4. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.
5. Разработка рекомендаций по оптимизации образовательно-воспитательного процесса.
6. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.
7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности.
8. Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) в решении сложных или конфликтных ситуаций.
9. Организация профессионального взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и специалистами других учреждений, в том числе и специалистами психолого-медико-педагогической комиссии ГЦОиЗ «Магистр».
ПМПк организован на базе ДОУ приказом руководителя образовательного учреждения.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей в состав ПМПк дошкольного учреждения включены следующие специалисты:
Обязательными участниками ПМПк являются:
- заведующий;
- председатель консилиума;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- медицинский работник, врач;
- воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк.
По мере необходимости в состав ПМПк могут включаться:
- воспитатели с большим опытом работы;
- родители (законные представители);
- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр).
Направления деятельности специалистов ПМПк:
-диагностическое направление;
- консультативное;
- коррекционно – развивающее;
- просветительское.
Консилиум проводится под руководством председателя. Председатель ПМПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения вопроса в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию.
В течение года проводятся как плановые, так и внеплановые заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся в соответствии с графиком работы и ориентированы на определение особенностей развития ребенка, специального образовательного маршрута ребёнка и динамики развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые (срочные) консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в создавшихся образовательных условиях. Внеплановый консилиум способствует установлению причин возникших проблем; оценке размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определению допустимых нагрузок; направлению на психолого-медико-педагогическую комиссию (в случае необходимости).
Заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Только после этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.
Последовательность работы по сопровождению ребенка в дошкольном учреждении представляет собой следующий алгоритм:
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.
Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: «Что мы делаем дальше?».
Перечень документов ПМП консилиума:
- приказ о создании консилиума в ДОУ;
- положение о ПМПк;
- соглашение с родителями воспитанника;
- бланк отказа от предложенного специального индивидуального образовательного маршрута для ребёнка;
- план заседаний ПМПк;
- форма протокола заседания ПМПк;
- заключение психолого – медико – педагогического консилиума ;
- план индивидуальной коррекционно – развивающей работы;
- направление на ПМПК;
- представление логопеда;
- представление психолога;
- педагогическая характеристика;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;
- журнал записи детей на консилиум;
- журнал первичного обследования детей;
- ежегодный отчет работы ПМПк.
Сопровождение детей в детском саду начинается уже с первой младшей группы. Наблюдение в период адаптации ведется в течение 2 месяцев. На протяжении всего адаптационного периода педагог – психолог посещает группу и ведет листы адаптации, где фиксирует результаты наблюдений за ребенком и их динамику. Это позволяет увидеть и проанализировать актуальные проблемы, имеющиеся у воспитанника, отследить индивидуальные особенности характера и уровень развития, опираясь на которые, можно будет построить последующую воспитательную работу.
После успешной адаптации ребенка к изменившимся условиям, становится возможным проведение мониторинга уровня потенциальных возможностей на данном возрасте. Автор мониторинга В.Г. Алямовская «Технология работы с возрастными шкалами развития детей».
Целью мониторинга является выявление актуальных и резервных возможностей ребенка, для составления оптимального индивидуального направления сопровождения.
Мониторинг проводится педагогом - психологом 2 раза в год. По необходимости и 3 раза в год.
Разработана методика мониторинга, которая включает в себя отслеживание результатов, полученных на наблюдениях за ребенком в различные периоды его пребывания в детском саду, анализируются и результаты продуктивной деятельности, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга фиксируют в специальном журнале развития ребенка. Составляется индивидуальная карта воспитанника.
Свои наблюдения, динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи фиксирует и воспитатель в дневнике наблюдений воспитанника с целью последующей корректировки образовательного маршрута. В случае выявления или возникновения новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка, воспитатель является инициатором внепланового консилиума.
На основе полученных данных заполняется педагогическое и психологическое представление об уровне развития ребенка для психолого-медико-педагогического консилиума.
Представления заполняются на каждый консилиум, проводимый по ребенку, пока он находится в дошкольном учреждении.
Параллельно с работой ПМПк ведется работа педагога-психолога с педагогами и родителями.
Работа с педагогами
1. Консультирование по вопросам воспитания и развития детей (в течение года).
2. Разработка рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года).
3. Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.
4. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий, семинаров (по годовому плану).
Работа с родителями
1. Углубленный мониторинг развития детей по запросам родителей.
2. Индивидуальные рекомендации для родителей.
3. Просветительская работа:
«Первый раз в детский сад» адаптация детей к новым условиям.
«Профилактика соматических заболеваний».
«Вижу, слышу, чувствую» сенсорное развитие ребенка.
«Почему ребенок кусается?»
«Мелкая моторика - секреты на кончиках пальцев».
«Особый ребенок».
4. Оформление информации в группах (буклеты, информационные листы).
5. Родительский клуб «Академия заботливого родителя».
Как показывает опыт, деятельность ПМПк стала эффективной и необходимым комплексным подходом к решению проблем ребёнка, путем сплочённостью действий специалистов консилиума и родителей детей.
Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.
[1] ПМКк – психолого – медико - педагогический консилиум