ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА».

Марченко Елена Сергеевна

В статье рассматривается категория подростков «группы риска», причины попадания подростков в группу риска, их возрастные особенности. Этапы, методы и приёмы психологического консультирования подростков «группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podrostki_gruppy_riska.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА».

Марченко Елена Сергеевна

психолог, МБУ «Доверие», РФ, г. Ноябрьск

 

Аннотация. В статье рассматривается категория подростков «группы риска», причины попадания подростков в группу риска, их возрастные особенности. Этапы, методы и приёмы психологического консультирования подростков «группы риска».

Ключевые слова: подростки «группы риска»; психологическое консультирование подростков «группы риска».

         В настоящее время нет единого понимания понятия подростки «группа риска». Наблюдается дефицит знаний, отсутствуют общепринятые научные взгляды на проблемы таких детей; нет четких критериев выбора методов, технологий работы с ними.

        Понятие подросток «группы риска» употребляется в педагогике и в психологии достаточно часто и считается общепринятым, однако в разных источниках мы видим разные трактовки этого понятия.  В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «подростков группы риска». В психологии и педагогике - это дети, которые испытывают трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Они более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

         К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

      Психокоррекционную работу осложняет большое разнообразие категории подростков с различными формами отклонения в развитии. Выделяют следующие категории детей группы риска:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  •  дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  •  дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

        Основные причины «неблагополучия» и дивиантности подростка: пьянство родителей; их асоциальное поведение, тюремное заключение одного из родителей; алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, психические заболевания; семейное насилие; отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома; конфликты со сверстниками; чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

        Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей при психологическом консультировании необходимо учитывать возрастные психологические особенности.

        Это возраст интенсивных изменений, развития самосознания, рефлексии, поиска путей самореализации и самоутверждения. Возраст быстрого физиологического развития, качественных изменений, которые совпадают с периодом полового созревания. Идут серьезные гормональные перестройки организма, ускоряется темп роста. Интенсивный рост сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Внешние и внутренние изменения могут привести к большим изменениям в психике подростка. Для таких подростков характерны: поверхностность чувств, иждивенчество, потребительство, сложность во взаимоотношениях с окружающимися. У них проявляются переживания своей ненужности, потеря своей ценности и ценности другого человека.

         Большинство подростков группы риска одиноки в своих чувствах и переживают состояние беспомощности. Как правило, оно связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить существующую реальность, взаимоотношения с родителями, сверстниками; невозможность принятия самостоятельных решений. Беспомощность подростков связана с переживаниями неудач, травмами, наличием неконструктивных способов решения проблем и т. д. Беспомощность проявляется в стереотипной деятельности, неадекватной конкретной ситуации; отказе от деятельности, апатии, депрессии; истерике и т. д. Состояния беспомощности может возникнуть как реакция на утрату близкого человека, разлуку с ним. У трудных подростков особенно сильна потребность в самоуважении, которая не удовлетворяется социально приемлемыми способами и выражается в девиантных формам поведения.

         Девиантное поведение – это средство повышения самоуважения и психологической самозащиты подростка. Часто наблюдается болезненное нарушение представлений о будущем.

         Но имея некоторый социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он понимает и определяет природу своих трудностей. Помочь такому подростку может психолог в процессе психологического консультирования.

         Психологическое консультирование - это особая область практической деятельности психолога, связанная с оказанием помощи в виде советов и рекомендаций, которые рассчитаны на самостоятельную деятельность подростка, воспользовавшись советами он сможет справиться со своей проблемой без посторонней помощи.

         Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятым алгоритмом:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа (поиск причин трудностей);

- интерпретация (словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка);

- реориентация (совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей).

           Установление контакта – важный и ответственный этап, который определяет успех дальнейшего взаимодействия. Психолог с помощью вербальных и невербальных средств старается установить доверительную доброжелательную атмосферу общения, построить отношения сотрудничества. Но следует снять напряжение, предупредив подростка, что все, происходящее конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении данной ситуации он ставит в известность подростка, а также обсуждает планы оптимального развития событий. На первом этапе необходима коррекция эмоциональных состояний подростка, поскольку девиантное поведение всегда сопровождается негативными эмоциями, тревогой, страхом, агрессией. С первых минут консультирования психолог работает с мотивацией подростка.

            Для проведения диагностической беседы часто используются проективные методики: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», «Раннее воспоминание», которые позволяют разговорить подростка.

            Один из самых трудных моментов – этап интерпретации. Он требует от психолога многих умений: выделять главное, определять свое видение причин; убеждать подростка. Психолог должен помочь подростку увидеть и сформулировать проблему для себя. Эффективным и безопасным способом является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – «анализ чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет снять напряжение, мотивировать активность самого подростка, который может сформулировать чужую проблему на своем языке и самому понять и принять ее.

        Этап реориентации предполагает направление проблемы в конструктивное русло, нахождение в ней возможностей для будущего развития. Необходимо показать, какую пользу может принести подростку данная ситуация.

        При консультировании конкретного подростка возникают свои нюансы, поэтому трудно дать единую схему (см. Приложение №1). Психолог должен вносить собственные коррективы в процесс консультирования. Главное – быть честным и искренним с подростком и с самим собой, совершенствовать свои знания, формы и методы психокоррекционной работы.

            Существует большой арсенал методов работы психологов разных школ при оказании психологической помощи. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с детьми «группы риска»:

  1. Информирование - расширение (изменение, корректировка) информированности консультируемого, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей.
  2.  Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий (образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок) для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) консультируемого. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.
  3. Установление логических взаимосвязей. Психолог вместе с ребенком (подростком) устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних (субъективных) факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.
  4.  Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи для подростка за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.
  5. Самораскрытие. Психолог косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого.
  6.  Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Ребенок (подросток) оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
  7. Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...»
  8. Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.
  9. Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным состоянием.
  10.  Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могут выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать..., почертить, написать). Этот способ снимает напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психологу необходимо выдерживать позицию внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.
  11.  Релаксация. Помощь ребенку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
  12. Повышение энергии и силы. Данный способ следует применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии позволяет повысить активность и работоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.
  13. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию. Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
  14. Домашнее задание. Действия, о которых договариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиеся в ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.
  15.  Позитивный настрой. Позволяет укрепить веру в возможности ребенка по разрешению возникшего затруднения, а также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
  16. Ролевое проигрывание. Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.
  17. Анализ ситуаций. В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
  18. Внутренние переговоры. Данный способ может использоваться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает выделение конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Психолог не может бороться вместо консультируемого, но он может помочь осознать конфликтную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу.
  19. Трансформация личной истории. Целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного субъективного завершения незакрытых событий прошлой жизни, изменения навязанных, программ и сценариев. Это способствует также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда ребенок (подросток) страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).
  20.  Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ имеет большое значение для детей, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными. Он предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру, который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора).

           При оказании психологической помощи детям «группы риска» следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Оказывая помощь таким детям в разрешении затруднительного для них вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их – залог успешности воздействия.

Список литературы: 

1. Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1, с. 51-53

2. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с. 

3. Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609.

Приложение №1

Особенности психологического консультирования детей «группы риска».

1

Назначение.

Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.

2

Предмет.

Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.

3

Условия использования.

Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.

4

Характер.

Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.

5

Цель.

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.

6

Профессиональные (психологические) задачи.

Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка.

7

Результат.

Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив.