Ранний детский аутизм
Расстройства аутистического спектра (к ним относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_detskiy_autizm.pptx | 151.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расстройства аутистического спектра (к ним относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким.
Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипному движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет.
Поведение детей с аутизмом Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что- либо, перебирать бумажки и т.д.
Ранний детский аутизм- расстройство развития, при котором ребёнок испытывает трудности в установлении эмоционального контакта с внешним миром.
Как вести с ребёнком с РАС Принимать его таким, какой он есть. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребёнка, соблюдать ежедневные ритуалы. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
4. Как можно реже оставлять его одного. 5. Объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.) 6. Избегать переутомления. 7. Терпеливо устанавливать контакт: прижимать, брать на руки (если ребёнок совсем мал), как можно чаще разговаривать с ним
Основные поведенческие проблемы аутичных детей- страхи, агрессия, самоагрессия , влечения, непреодолимая стереотипность и др. Страх - проявляется в напряженной моторике, застывшей мимике лица, крике, в негативизме, физической самоагрессии .
При возникновении страха нельзя пытаться разъяснять, чего ребенок испугался, говорить: «Не бойся!», лучше предложить простой комментарий происходящего, подчеркнуть незначительность пугающего объекта. Самоагрессия - выражается в импульсивном кусании собственной руки, усилении стереотипных реакций. В этой ситуации лучший способ следующий: взрослый начинает сопереживать ребенку в унисон с ним, подбирая подходящие слова по ситуации.
Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям- это стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться в плечо взрослого. При появлении таких реакций мы используем следующий прием: нужно крепко обнять ребенка или, прижимая к себе, покачать. Нужно как можно больше тактильного контакта.
В нашем детском саду коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями. Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап.
Предварительный этап работы. - Установление эмоционального контакта. Этот длительный период. Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста. Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком
Этап обучения понимания речи Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков – степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно.
Этап обучения экспрессивной речи После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи (речевое общение) Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
Логопедическая работа с детьми с РАС должна проходить определенным образом: 1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется протокол речевого развития (речевая карта) и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка. 2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.
3. В помещении, в котором проводится логопедическая работа не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны, и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии . 4.Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком. 5.Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала. 6. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой и иногда очень длительной.
Литература: 1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с. 2. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с. 3. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002. 4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста – СПб.: КАРО, 2008. 5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф , 2009. 6. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровьяв общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации- М.: МГППУ,2012.